Единый казначейский счет N 40101: уплата налогов и сборов
В соответствии с Концепцией функционирования единого счета федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации по учету доходов и средств федерального бюджета, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2000 г. N 107-р, налогоплательщики перечисляют налоги и сборы на балансовый счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации", открытый Управлению федерального казначейства по субъекту Российской Федерации (УФК) в учреждении Банка России (ГРКЦ ГУ Банка России по субъекту Российской Федерации).
Казначейское исполнение федерального бюджета оптимизирует потоки движения доходов от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации и средств федерального бюджета. Основные моменты при этом - централизация операций по учету доходов на одном счете УФК, распределение их между уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне УФК.
Минфин России и МНС России в 2002 г. - I квартале 2003 г. фактически завершили в субъектах Российской Федерации мероприятия по переводу органов федерального казначейства и налоговых органов на работу в условиях функционирования Единого казначейского счета N 40101 (ЕКС) и электронного документооборота между указанными органами по схеме "УФК-УМНС-ИМНС" (см. схему движения платежных документов). По итогам I квартала 2003 г. такой переход осуществлен во всех субъектах Российской Федерации в полном объеме (работа с информацией в электронном виде в УМНС и во всех ИМНС по схеме "УФК-УМНС-ИМНС"), исключение составляют только Чеченская Республика, а также Республика Дагестан и Республика Ингушетия, в которых открыт ЕКС N 40101, но не установлен электронный документооборот между учреждением Банка России и УФК по субъекту Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.01 г. N 888 утверждена федеральная целевая программа "Развитие налоговых органов (2002 - 2004 годы)", в рамках которой совершенствуется система учета налоговых платежей в налоговых органах и информационного взаимодействия между органами федерального казначейства и налоговыми органами, внедряется электронный документооборот с использованием электронных платежных документов (ЭПД).
В условиях проводимой модернизации и укрупнения налоговых органов (создание межрайонных и межрегиональных налоговых инспекций, смена организациями мест учета в налоговых органах и т.д.) факт уплаты налогов и сборов в лицевых счетах налогоплательщиков в налоговых органах отражается в автоматизированном режиме на основании информации, поступающей в электронном виде от получателя платежа (органа федерального казначейства Минфина России, органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации или муниципального образования). Получатель платежа определен бюджетным законодательством.
При ЕКС N 40101 структурированная электронная информация из расчетных документов налогоплательщиков поступает сначала из учреждения Банка России в УФК, затем из УФК в Управление МНС России по субъекту Российской Федерации (УМНС) и, наконец, из УМНС - в инспекцию МНС России (ИМНС), в которой у налогоплательщика открыт лицевой счет.
Поскольку каждый день через УФК и УМНС по субъекту Российской Федерации проходит масса данных из нескольких тысяч платежей, для обработки такого объема информации используется соответствующее программное обеспечение регионального и местного уровней.
В Российской Федерации налогоплательщики - юридические лица осуществляют уплату налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации исключительно в безналичной форме. По данному вопросу Банком России и МНС России было выпущено специальное совместное разъяснение от 12.11.02 г. N 151-Т/ФС-18-10/2 "Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов". В соответствии с указанным разъяснением налогоплательщики-организации уплачивают налоги и сборы самостоятельно в безналичной форме со своих банковских счетов, открытых в кредитных организациях. Налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов минуя свои банковские счета.
Для обеспечения автоматизированной обработки электронных платежных документов при их движении по схеме "банк-УФК-УМНС-ИМНС" необходимо, чтобы электронно-вычислительные комплексы кредитных организаций и органов исполнительной власти принимали определенный набор структурированных данных. Каждый реквизит этих данных помогает машине идентифицировать сумму платежа, дату платежа, плательщика и получателя платежа, наименование и тип платежа, его основание, муниципальное образование, имеющее долю в общей сумме платежа, и т.д.
В совместном приказе Минфина России и МНС России от 8.12.2000 г. N 107н/БГ-3-09/428, согласованном с Банком России, для однозначной идентификации плательщика впервые было приведено требование об указании в поле "Плательщик" платежного поручения после идентификационного номера налогоплательщика (ИНН) значения кода причины постановки на учет (КПП), присваиваемого налоговым органом юридическому лицу согласно приказу МНС России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309, как по месту нахождения организации, так и по месту нахождения каждого ее обособленного подразделения (филиала), месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
В совместном приказе МНС России, ГТК России и Минфина России от 1.10.01 г. N БГ-3-10/373/961/80н, согласованном с Банком России (зарегистрирован в Минюсте России 5.12.01 г. N 3070), впервые были указаны общие для всех организаций правила заполнения полей "Плательщик", "Получатель" и "Назначение платежа" расчетных документов. При этом было установлено требование об указании в поле "Назначение платежа" информации в виде последовательности определенных кодов, в частности код бюджетной классификации - КБК, код муниципального образования ОКАТО, основание платежа, налоговый период, номер и дата документа, тип платежа (налог, пени, штраф, процент).
В марте 2003 г. Банком России и МНС России совместно с Минфином России, ГТК России и Минюстом России была завершена разработка новых форматов расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, а также правил их заполнения. Указанные форматы и правила введены в действие и принимаются к исполнению всеми кредитными организациями с 1 июня 2003 г. Это установлено в указании Банка России от 3.03.03 г. N 1256-У "О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 21.03.03 г. N 4300) и в совместном приказе МНС России, ГТК России и Минфина России от 3.03.03 г. N БГ-3-10/98/197/22н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации", согласованном с Банком России (зарегистрирован в Минюсте России 19.03.03 г. N 4289).
Для МНС России в условиях функционирования на всей территории Российской Федерации единого казначейского счета N 40101 и изменения схем движения денежных средств и платежных документов обязательно наличие в расчетном документе всей информации, обеспечивающей в рамках действующего бюджетного и налогового законодательства:
поступление платежа строго по назначению на банковский счет получателя;
возможность осуществления УФК межбюджетного регулирования поступающих доходов по нормативам текущего финансового года, включая отчисления в бюджеты конкретных муниципальных образований;
идентификацию:
плательщика денежных средств;
получателя денежных средств;
лица или органа, оформившего расчетный документ;
перечисляемого налога или сбора;
муниципального образования;
основания платежа;
срока (налогового периода), по которому осуществляется платеж;
типа платежа (налог, аванс, пеня, процент или штраф).
Новый формат платежного поручения имеет в своей структуре все необходимые реквизиты.
Расчетный документ дополнен тринадцатью новыми формализованными полями: 60, 61, 71 и 101-110. Следует отметить, что практически все реквизиты, которые указываются после 1 июня 2003 г. в новых полях (кроме полей 101 и 103, а также поля 71), уже более года приводятся в платежных поручениях, но только раньше они все указывались в одном текстовом поле "Назначение платежа" и через точку с запятой. После 1 июня 2003 г. они перенесены в отдельные поля расчетного документа, что очень удобно.
Поле 71 расчетного документа заполняется банком. В данном поле указывается дата списания денежных средств со счета плательщика, которая особенно важна для обеспечения контроля за соблюдением налогового законодательства в части своевременного осуществления платежей, поскольку позволяет налоговым органам при нарушении налогоплательщиком установленного срока уплаты налога в автоматизированном режиме начислять пени на сумму недоимки. В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 12.10.98 г. N 24-П конституционная обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога считается исполненной со дня списания с его расчетного счета в кредитном учреждении денежных средств при наличии на этом счете достаточного денежного остатка.
Рассмотрим правила заполнения налогоплательщиками полей расчетного документа согласно приказу МНС России, ГТК России и Минфина от 3.03.03 г. N БГ-3-10/98/197/22н (далее - Приказ).
(2) /-------\
(62) (71) \|0401060|
---------------------------- ------------------------- \-------/
Поступ. в банк плат. Списано со сч.плат.
/-----\
Платежное поручение N (3) (4) (5) |(101)|
/ ----------------- ------------------ \-----/
(1) Дата Вид платежа
|
Сумма |
прописью | (6)
------------------------------------------------------------------------\
ИНН (60) |КПП (102) |Сумма | (7) |
-----------------------------------+---------+--------------------------|
(8) |Сч.N | (9) |
| | |
Плательщик | | |
-----------------------------------+---------| |
(10) |БИК | (11) |
|---------| |
Банк плательщика |Сч.N | (12) |
| | |
-----------------------------------+---------+--------------------------|
(13) |БИК | (14) |
|---------| |
Банк получателя |Сч.N | (15) |
| | |
-----------------------------------+---------| |
ИНН (61) |КПП (103) |Сч.N | (17) |
-----------------------------------+---------+--------------------------/
(16) |Вид оп. | (18) |Срок плат. | (19)
|---------| |------------|
|Наз.пл. | (20) |Очер. плат. | (21)
|---------| |------------|
|Код | (22) |Рез. поле | (23)
| | | |
Получатель | | | |
/----------------------------------+--------------------------------------
| (104) |(105)|(106)| (107)| (108) | (109) |(110)
\-------------------------------------------------------------------------
(24)
Назначение платежа
-------------------------------------------------------------------------
Подписи Отметки банка
(44) (45)
М.П. ____________________
(43)
В поле 101, находящемся в верхней правой части расчетного документа (приложение N 5 к Приказу), указывается двузначный показатель статуса, который определяет юридическое лицо или соответствующий орган, непосредственно оформившие расчетный документ: 01 - налогоплательщик (плательщик сборов), 02 - налоговый агент, 03 - сборщик налогов и сборов, 04 - налоговый орган, 05 - служба судебных приставов Минюста России, 06 - участник внешнеэкономической деятельности, 07 - таможенный орган, 08 - плательщик иных обязательных платежей.
Значение 08 в поле 101 расчетного документа указывается при формировании платежей, которые не администрируются налоговыми органами и не поступают в местные налоговые инспекции, а контролируются иными органами исполнительной власти.
В полях 60 и 102 (п.1 приложения N 1 к Приказу) указываются значения ИНН и КПП плательщика, в частности налогоплательщика, чья обязанность по уплате налога исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В полях 61 и 103 (п.2 приложения N 1 к Приказу) приводятся значения ИНН и КПП налогового, таможенного или иного государственного органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за поступлением платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Следует обратить особое внимание на то, что в полях 61 и 103 расчетного документа не указываются значения ИНН и КПП непосредственного получателя платежа - органа федерального казначейства или иного финансового органа. При этом в поле 16 "Получатель" приводятся наименование в сокращенном виде получателя платежа (органа федерального казначейства Минфина России, органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации или муниципального образования) и в скобках - наименование в сокращенном виде налогового, таможенного или иного государственного органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за поступлением платежа в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При уплате налогов бюджетными организациями (школами, больницами, театрами), которые являются отдельными юридическими лицами и в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации самостоятельными налогоплательщиками, но при этом состоят на обслуживании в органах федерального казначейства и не являются клиентами кредитных организаций, в полях 60 и 102 расчетного документа должны указываться значения ИНН и КПП бюджетных организаций, а в поле 8 "Плательщик" - наименование органа федерального казначейства - клиента банка (владельца счета), дающего поручение банку на перечисление денежных средств. Это связано с тем, что бюджетная организация должна самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (сбора), и в налоговых органах учет налоговых платежей по бюджетным организациям ведется как и по всем остальным юридическим лицам (их филиалам).
Указание в полях 60 и 102 расчетного документа значений ИНН и КПП бюджетной организации, не являющейся владельцем банковского счета, для банков и органов федерального казначейства вполне допустимо, так же как указание в полях 61 и 103 значений ИНН и КПП налоговой инспекции (п.2 приложения N 1 к Приказу), тоже не являющейся владельцем банковского счета.
Если филиалы и иные обособленные подразделения российской организации (имеющие одно и то же значение ИНН) исполняют в соответствии с действующим законодательством обязанности этой организации по уплате налогов и сборов с одного единственного счета в банке, необходимо, чтобы в договоре банковского счета организацией была предусмотрена возможность указания различных значений КПП в поле 102 расчетного документа. Закрытый перечень возможных значений КПП должен основываться на выданных налоговыми органами свидетельстве и уведомлениях о постановке на учет в налоговых органах согласно приказу МНС России от 27.11.98 г. N ГБ-3-12/309.
В поле 104 (п.3 приложения N 2 к Приказу) указывается код бюджетной классификации (КБК) согласно классификации доходов бюджетов Российской Федерации, утвержденной Минфином России с учетом действующего бюджетного законодательства.
В поле 105 (п.4 приложения N 2 к Приказу) в соответствии с Общероссийским классификатором объектов административно-территориального деления указывается значение кода ОКАТО конкретного муниципального образования, на территории которого должны мобилизоваться денежные средства от уплачиваемого в бюджетную систему Российской Федерации налога или сбора.
В поле 106 (п.5 приложения N 2 к Приказу) приводится показатель основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения:
ТП - платежи текущего года;
ЗД - добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа;
ТР - погашение задолженности по требованию об уплате налогов (сборов) от налогового органа;
РС - погашение рассроченной задолженности;
ОТ - погашение отсроченной задолженности;
РТ - погашение реструктурируемой задолженности;
ВУ - погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления;
ПР - погашение задолженности, приостановленной к взысканию;
АП - погашение задолженности по акту проверки;
АР - погашение задолженности по исполнительному документу.
В случае проставления в поле 106 расчетного документа значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
В поле 107 (п.6 приложения N 2 к Приказу) указывается показатель налогового периода, который используется для определения периодичности уплаты налога (сбора) или конкретной даты уплаты налога (сбора), установленной законодательством о налогах и сборах, - "число.месяц.год". Первые два знака показателя налогового периода предназначены для определения периодичности уплаты налога (сбора), установленной законодательством о налогах и сборах, которая указывается следующим образом: Д1 - платеж за первую декаду месяца; Д2 - платеж за вторую декаду месяца; Д3 - платеж за третью декаду месяца; МС - месячные платежи; КВ - квартальные платежи; ПЛ - полугодовые платежи; ГД - годовые платежи.
В 4-м и 5-м знаках показателя налогового периода для декадных и месячных платежей проставляется номер месяца текущего отчетного года, для квартальных платежей - номер квартала, для полугодовых - номер полугодия. Номер месяца может принимать значения от 01 до 12, номер квартала - от 01 до 04, номер полугодия - 01 или 02. В 3-м и 6-м знаках показателя налогового периода в качестве разделительных знаков проставляются точки ("."). В 7-10-м знаках показателя налогового периода указывается год, за который производится уплата налога.
При уплате налога один раз в год 4-й и 5-й знаки показателя налогового периода заполняются нулями. Если законодательством о налогах и сборах по годовому платежу предусматривается более одного срока уплаты налога (сбора) и установлены конкретные даты уплаты налога (сбора) для каждого срока, то в показателе налогового периода указываются эти даты. Образцы заполнения показателя налогового периода: Д1.01.2003; Д2.01.2003; Д3.01.2003; МС.02.2003; КВ.01.2003; ПЛ.02.2003; ГД.00.2003.
Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового органа. В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налога (сбора).
При уплате отсроченной, рассроченной, реструктурируемой задолженности, погашении приостановленной к взысканию задолженности, погашении задолженности по требованию об уплате налогов (сборов) от налогового органа или погашении задолженности в связи с введением внешнего управления, в показателе налогового периода форматом "день. месяц.год" указывается конкретная дата (например, 05.09.2003), которая взаимосвязана с показателем основания платежа (поле 106 расчетного документа).
В случае досрочной уплаты налогоплательщиком налога (сбора) в показателе налогового периода указывается первый предстоящий налоговый период, за который должна производиться уплата налога (сбора).
В полях 108 и 109 (пп.7 и 8 приложения N 2 к Приказу) указываются номер и дата документа, на основании которого осуществляется перечисление налога или сбора, которые зависят от значения показателя основания платежа (поле 106 расчетного документа). При указании номера документа знак "N" не проставляется.
Приводим таблицу соответствия полей расчетного документа, определяющую взаимосвязь значений полей со 106 по 109, для формирования платежей, администрируемых налоговыми органами.
Таблица соответствия полей расчетного документа,
определяющая взаимосвязь значений полей со 106 по 109
Поле 106 (основание платежа) |
Поле 107 (налоговый период) |
Поле 108 (номер документа) |
Поле 109 (дата документа) |
ТП (платежи текущего года) |
налоговый пери- од, за который осуществляется уплата налога (сбора) |
0 | дата декларации (расче- та), представленной в налоговый орган, а имен- но дата подписи деклара- ции налогоплательщиком (уполномоченным лицом) |
ЗД (добровольное погашение за- долженности по истекшим нало- говым периодам при отсутствии требования об уплате налогов (сборов) от налогового ор- гана) |
налоговый пери- од, за который осуществляется уплата налога (сбора) |
0 | 0 |
ТР (погашение за- долженности по требованию об уплате налогов (сборов) от налогового ор- гана) |
срок уплаты, установленный в требовании об уплате налогов (сборов) от на- логового органа |
номер требова- ния об уплате налогов (сбо- ров) от налого- вого органа |
дата требования об упла- те налогов (сборов) от налогового органа |
РС (погашение рассроченной задолженности) |
дата уплаты части рассро- ченной суммы налога в соот- ветствии с ус- тановленным графиком рас- срочки |
номер решения о рассрочке |
дата решения о рассрочке |
ОТ (погашение отсроченной задолженности) |
дата завершения отсрочки |
номер решения об отсрочке |
дата решения об отсрочке |
РТ (погашение реструктуриру- емой задолжен- ности) |
дата уплаты части реструк- турируемой за- долженности в соответствии с графиком рес- труктуризации |
номер решения о реструктуриза- ции |
дата решения о реструк- туризации |
ВУ (погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления) |
дата завершения внешнего управ- ления |
номер дела или материала, рас- смотренного ар- битражным судом |
дата принятия арбитраж- ным судом решения о вве- дении внешнего управле- ния |
ПР (погашение задолженности, приостановлен- ной к взыска- канию) |
дата завершения приостановления взыскания |
номер решения о приостановлении взыскания |
дата решения о приоста- новлении взыскания |
АП (погашение задолженности по акту проверки) |
0 | номер акта про- верки |
дата акта проверки |
АР (погашение задолженности по исполни- тельному доку- менту) |
0 | номер исполни- тельного доку- мента и возбуж- денного на его основании ис- полнительного производства |
дата вынесения исполни- тельного документа и возбужденного на основа- нии его исполнительного производства |
Примечание. Таблица составлена в соответствии с приложением N 2 к приказу МНС России, ГТК России и Минфина России от 3.03.03 N БГ-3-10/98/197/22н, согласованному с Банком России (зарегистрирован в Минюсте России 19.03.2003 N 4289).
В поле 110 (п.9 приложения N 2 к Приказу) указывается показатель типа платежа, который имеет два знака и может принимать следующие значения:
НС - уплата налога или сбора;
АВ - уплата аванса или предоплата (в том числе декадные платежи);
ПЕ - уплата пени;
ПЦ - уплата процентов;
СА - налоговые санкции, установленные НК РФ;
АШ - административные штрафы;
ИШ - иные штрафы, установленные соответствующими законодательными или иными нормативными актами.
В случае проставления в поле 110 значения ноль ("0"), налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать тип платежа самостоятельно относят поступившие денежные средства к соответствующему типу платежа (налог, пеня, процент или штраф), руководствуясь законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с п.5 ст.75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме. На каждый тип платежа оформляется отдельное платежное поручение.
Согласно п.6 ст.114 НК РФ сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.
В поле 24 "Назначение платежа" расчетного документа (п.10 приложения N 2 к Приказу) допускается указание дополнительной информации, необходимой для идентификации назначения платежа. Например, служба судебных приставов Минюста России при заполнении платежного поручения на перечисление суммы на счет органа федерального казначейства при погашении задолженности налогоплательщика за счет денежных средств, взысканных с него в ходе проведения исполнительных действий, в поле 24 указывает наименование налогоплательщика, чья обязанность по уплате налога принудительно исполняется в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также дату и номер исполнительного документа.
Согласно правилам заполнения расчетного документа при уплате налога или сбора семизначное значение КБК в поле 104 приводится в обязательном порядке, при невозможности указать конкретное значение показателя в полях со 105 по 110 проставляется значение ноль ("0"). Наличие незаполненных полей недопустимо.
Новые правила указания информации в расчетных документах по сравнению с действовавшим до 1 июня 2003 г. порядком (приказ МНС России, ГТК России и Минфина России от 1.10.01 г. N БГ-3-10/373/961/80н) приобрели более удобный и понятный вид в связи с появившейся возможностью указывать значения реквизитов в отдельных формализованных полях. При этом значения кодовых показателей основания платежа и типа платежа для удобства использования максимально приближены по смыслу к назначению оформляемого платежа. Кроме того, установлено новое требование на перечисление налога, пени, процента и штрафа отдельными платежными поручениями по каждому типу платежа, даже в рамках одного кода бюджетной классификации.
Более подробное описание и взаимоувязка отдельных показателей полей расчетного документа приведены в нормативных документах, а также в рекомендациях МНС России, которые были направлены налоговым органам еще в 2001 г. письмом от 5.12.01 г. N ФС-6-10/909 для распространения среди налогоплательщиков и размещения на сайтах управлений МНС России по субъектам Российской Федерации.
Кроме того, для облегчения заполнения расчетных документов ГНИВЦ МНС России в 2001 г. разработал для налогоплательщиков специальный программный продукт "Платеж", который поддерживается в актуальном состоянии и также размещен на сайтах налоговых органов. В связи с утверждением нового формата платежного поручения в указанный программный продукт внесены все необходимые изменения и дополнения.
Новые форматы и правила удовлетворяют требованиям всех участников бюджетного процесса: налогоплательщиков, кредитных организаций (банков), органов федерального казначейства, осуществляющих учет доходов от уплаты налоговых платежей и межбюджетное регулирование, и налоговых органов, контролирующих соблюдение законодательства о налогах и сборах.
С точки зрения налогоплательщиков, четкие правила указания информации позволяют описать платеж наиболее детально во избежание возможных конфликтов между налогоплательщиком и налоговым органом при идентификации платежа и его отражении в лицевом счете налогоплательщика.
С точки зрения органов федерального казначейства наличие в платежном документе в специально отведенных полях реквизитов КБК и ОКАТО муниципального образования дает возможность осуществлять в автоматизированном режиме распределение платежа по уровням бюджетов в соответствии с утвержденными Минфином России для отдельных налогов и сборов нормативами распределения.
С точки зрения налоговых органов, наличие в платежном документе формализованной информации позволяет более качественно, оперативно, в автоматизированном режиме осуществлять контроль за исполнением обязанности по уплате налогоплательщиком налогов и сборов, учет налоговых платежей и формирование отчетности в установленном порядке. Кроме того, реквизиты ИНН и КПП налогового органа позволяют производить сортировку по отдельным налоговым инспекциям.
Таким образом, учтены интересы всех участников бюджетного процесса. При этом необходимо обеспечить правильность заполнения платежных документов, приемлемый уровень качества электронного документооборота и автоматизированную обработку документов на всех этапах их движения. В новых условиях ручная обработка документов должна быть сведена к минимуму. Примеры и образцы заполненных платежных документов неоднократно направлялись МНС России в нижестоящие налоговые органы для использования в работе и доведения до налогоплательщиков и всех заинтересованных сторон.
Цена ошибок при неправильном заполнении платежных документов - это поступление платежей не по назначению, рост невыясненных платежей, усложнение и задержка процесса межбюджетного регулирования (как следствие, возможна задержка в бюджетном финансировании), трудности при идентификации платежа в налоговом органе и т.д. Все это приводит к конфликтам и дополнительным необоснованным трудовым и финансовым затратам.
При автоматизированном учете уплаченных сумм налогов и сборов в налоговом органе идентификация конкретного платежа осуществляется по информации, содержащейся в платежном документе. Налоговые органы принимают к учету эти документы при условии, что налогоплательщик уже встал на учет в налоговом органе для уплаты конкретных налогов и сборов.
Платежи, не контролируемые налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, с характерными значениями кодов бюджетной классификации, не принимаются к учету, а передаются органом федерального казначейства (финансовым органом) другому уполномоченному государственному органу исполнительной власти, администрирующему указанные платежи.
При электронном документообороте в условиях функционирования Единого казначейского счета Минфина России в субъекте Российской Федерации обеспечиваются:
увеличение скорости документооборота с одновременным сокращением трудоемкости операций по обработке документов;
автоматизированная обработка Управлением федерального казначейства по субъекту Российской Федерации электронных платежных документов при распределении поступающих доходов между бюджетами всех уровней в процессе межбюджетного распределения (по значениям показателей КБК и ОКАТО);
электронная сортировка УМНС России по субъекту Российской Федерации электронных платежных документов, полученных от управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, по отдельным инспекциям МНС России (по значениям показателей ИНН и КПП налогового органа);
автоматизированная разноска информации из расчетных документов в лицевые счета налогоплательщиков в налоговых органах (по значениям показателей ИНН и КПП плательщика, КБК и ОКАТО);
сокращение сроков представления территориальными финансовыми и налоговыми органами на окружной и федеральный уровень различного рода информации, касающейся налогов и сборов (в том числе по конкретным налогоплательщикам, например крупнейшим);
совершенствование информационной системы налоговых органов и межведомственного взаимодействия.
Если банк перечислит налог или сбор со счета клиента на бюджетный счет N 40101 без указания значений КБК и кода муниципального образования ОКАТО, то орган федерального казначейства не сможет правильно распределить общую сумму по разным уровням бюджетов и не обеспечит тем самым выполнение нормы бюджетного законодательства. При этом ущемляется финансовый интерес органа местного самоуправления, т.е. населения конкретного города или района.
В целях сокращения до минимума объема невыясненных платежей, устранения неоправданного ручного труда и дополнительных материальных затрат на определение типа и назначения платежа, а также обеспечения полной автоматизации процесса ввода данных о поступлениях в лицевые счета налогоплательщиков налоговыми органами проводится на регулярной основе разъяснительная работа с налогоплательщиками по вопросу правильности заполнения платежных документов. Во-первых, это размещение в средствах массовой информации (газеты, радио, телевидение и др.), на информационных стендах в налоговых инспекциях, на официальных сайтах УМНС России по субъектам Российской Федерации в сети Internet приведенных выше нормативных документов МНС России и Банка России и доработанных в соответствии с ними рекомендаций и примеров заполнения платежных поручений, наиболее приближенных к местным условиям и содержащих конкретные значения реквизитов: банковский счет УФК Минфина России по субъекту Российской Федерации (получателя платежа), наименование и БИК банка получателя и др. Во-вторых, проведение рабочих совещаний и обучающих семинаров с налогоплательщиками с раздачей соответствующих памяток по заполнению платежных документов. В-третьих, обеспечение плательщиков информацией о наименованиях и значениях ИНН и КПП налоговых инспекций, полном перечне налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами, с соответствующими кодами бюджетной классификации, а также об официальных наименованиях и кодах ОКАТО расположенных на территории региона муниципальных образований.
Особое внимание налогоплательщиков обращается на то, что в расчетном документе значения ИНН и КПП налогового органа в полях 61 и 103, а также его указываемое в скобках наименование в поле 16 "Получатель" заполняются только при перечислении налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами в соответствии с законодательством Российской Федерации. По каждому реквизиту проверяется число знаков: банковский счет - 20 знаков; БИК - 9 знаков; ИНН и КПП - согласно выданным Свидетельству и уведомлениям о постановке на учет в налоговом органе в соответствии с установленным порядком; код бюджетной классификации (для налогов и сборов, администрируемых налоговыми органами) - 7 знаков; код ОКАТО - 11 знаков.
Минфином России и МНС России подготовлены изменения и дополнения в совместные нормативные документы, регламентирующие Порядок обмена информацией между территориальными органами федерального казначейства и налоговыми органами (приказы Минфина России и МНС России от 21.02.01 г. N 14н/БГ-3-09/51 и от 25.06.01 г. N 47н/БГ-3-14/192), которые вступят в силу в полном объеме с 1 сентября 2003 г. Указанные изменения утверждены приказом Минфина России и МНС России от 23.05.03 г. N 46н / БГ-3-10/266. В них предусмотрена передача из управления федерального казначейства Минфина России в управление МНС России по субъекту Российской Федерации в электронном структурированном виде с использованием средств криптографической защиты информации (СКЗИ) и электронно-цифровой подписи (ЭЦП) значений реквизитов из всех полей новых форматов расчетных документов. Эта работа осуществляется с июня 2003 г.
Согласно п.2 Указания Банка России от 3.03.03 г. N 1256-У платежные поручения, инкассовые поручения и платежные ордера, принятые банками до вступления в силу Указания, в том числе находящиеся в картотеках неоплаченных расчетных документов, не подлежат переоформлению и исполняются в соответствии с реквизитами, предусмотренными форматами расчетных документов и платежного ордера, действующими до даты вступления в силу данного Указания. При этом дата списания денежных средств со счета плательщика в расчетных документах на бумажном носителе проставляется банком в средней части свободного места верхнего поля.
Таким образом, расчетные документы старого формата, находящиеся в картотеках неоплаченных расчетных документов, после 1 июня 2003 г. не возвращаются плательщикам и взыскателям, а продолжают исполняться банками до их полной оплаты в общеустановленном порядке.
Кроме того, Банком России выпущено Указание от 24.04.03 г. N 1274-У "Об особенностях применения форматов расчетных документов при осуществлении электронных расчетов через расчетную сеть Банка России", которое вступило в силу с 1 июня 2003 г. Указанием установлено, в частности, что с 1 января 2004 г. при совершении внутрирегиональных электронных расчетов через расчетную сеть Банка России наряду с использованием платежных поручений во всех субъектах Российской Федерации применяются составленные в электронной форме инкассовые поручения и платежные ордера.
Важный вопрос - повышение ответственности банков за ненадлежащее исполнение обязанности по перечислению налоговых платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Например, при ошибке операциониста банка в указании значения кода бюджетной классификации или кода муниципального образования ОКАТО (даже в одной цифре) федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления могут недополучить причитающиеся им денежные средства от уплаченного налога (сбора). Кроме того, по налогу, который был правильно указан в первичном расчетном документе налогоплательщика на бумажном носителе, возникает недоимка, на сумму которой в налоговом органе начисляются пени.
Принимая во внимание, что ЭПД имеет равную юридическую силу с расчетными документами на бумажном носителе, налоговые органы отражают факт уплаты налогов и сборов налогоплательщиками, плательщиками сборов или налоговыми агентами на основании информации из расчетных документов, поступающей в электронном виде из органов федерального казначейства Минфина России (органов, исполняющих бюджеты субъектов Российской Федерации или муниципальных образований). В случае возникновения недоимки в их лицевых счетах производится начисление пеней в соответствии со ст.75 НК РФ. При этом суммы недоимки и пеней, образовавшихся из-за ошибки банка, принудительно взыскиваются налоговыми органами в общеустановленном порядке.
Вместе с тем плательщик - клиент банка может применить к банку требование о возмещении уплаченных или взысканных налоговым органом в бесспорном порядке из-за ошибки банка сумм денежных средств в рамках гражданского законодательства Российской Федерации и договора банковского счета.
В связи с тем что от ошибок сотрудников банков при формировании ЭПД полностью застраховаться невозможно, а ошибки могут приводить к серьезным конфликтам с налоговыми органами, организациям рекомендуется в договоре банковского счета отразить соответствующие нормы о полной компенсации причиненного банком вреда (в случае возможной ошибки) или переходить на современные банковские технологии, при которых ЭПД формируется, например, непосредственно в офисе (бухгалтерии) самого налогоплательщика и передается по каналам связи в банк, где открыт его расчетный счет (система "клиент-банк" и использование сети Internet).
МНС России разместила на сайте центрального аппарата (www.nalog.ru) в разделе сервера "Налоговая отчетность", а также на всех сайтах УМНС России по субъектам Российской Федерации основные нормативные документы по правилам заполнения новых форматов расчетных документов и образцы их заполнения (письма МНС России от 20.03.03 г. N ФС-6-10/330, от 27.03.03 г. N ФС-6-10/352 и от 31.03.03 г. N ФС-6-10/367).
В соответствии со ст.58 НК РФ уплата налогов и сборов физическими лицами через банки может производиться в наличной и безналичной форме.
Согласно ст.5 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3.02.96 г. N 17-ФЗ, с изм. по состоянию на 21.03.02 г.) банки вправе проводить среди прочих следующие банковские операции:
осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;
открытие и ведение банковских счетов физических лиц;
осуществление расчетов по поручению физических лиц.
Безналичные перечисления налогов и сборов физическими лицами через банки не имеют пока большого распространения. До недавнего времени безналичные операции по налоговым платежам могли осуществляться с личного вклада до востребования физического лица - владельца вклада путем оформления самим банком соответствующего платежного поручения на основании разового или длительного распоряжения (заявления) физического лица - владельца вклада по установленной банком форме, в котором должны были заполняться все необходимые реквизиты (ИНН налоговой инспекции, код бюджетной классификации, код ОКАТО и др.).
С 1 июля 2003 г. вступает в силу Положение Банка России от 1.04.03 г. N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации" (зарегистрировано в Минюсте России 29.04.03 г. N 4468), которое регулирует порядок осуществления безналичных расчетов физическими лицами в валюте Российской Федерации на территории Российской Федерации по банковским счетам, открываемым на основании договора банковского счета либо без открытия банковского счета, если иное не предусмотрено настоящим Положением. С этого момента физические лица могут наравне с юридическими лицами осуществлять безналичные расчеты со своих личных текущих банковских счетов. Платежные поручения заполняются при этом в соответствии с требованиями Банка России, установленными Положением Банка России от 3.10.02 г. N 2-П (с изм. и доп. от 3.03.03 г.) "О безналичных расчетах в Российской Федерации", с учетом особенностей, установленных Положением от 1.04.03 г. N 222-П.
При перечислении налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации соблюдаются также дополнительные требования, установленные совместным приказом МНС России, ГТК России и Минфина России от 3.03.03 г. N БГ-3-10/98 / 197 / 22н "Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации", но с учетом особенностей, установленных для физических лиц.
Безналичные расчеты позволяют перевести определенную часть налоговых платежей физических лиц в систему электронного документооборота между кредитными организациями, органами федерального казначейства и налоговыми органами.
До настоящего времени налоги и сборы уплачиваются налогоплательщиками - физическими лицами в большинстве случаев наличными денежными средствами через филиалы Сбербанка России. Принятые у физических лиц средства зачисляются кредитными организациями на соответствующие лицевые счета балансового счета N 40911 "Транзитные счета" и не позднее следующего дня перечисляются платежным поручением (с указанием конкретных значений реквизитов ИНН налоговой инспекции, кода бюджетной классификации и кода муниципального образования ОКАТО) на счета получателей, как правило, на балансовый счет N 40101 управления федерального казначейства по субъекту Российской Федерации, открытый в учреждении Банка России.
В соответствии со ст.45 НК РФ при уплате налогов (сборов) наличными денежными средствами обязанность по уплате налогов (сборов) считается исполненной налогоплательщиком - физическим лицом с момента внесения денежной суммы в банк.
С 10 января 2002 г. согласно совместному письму МНС России и Сбербанка России от 10.09.01 г. N ФС-8-10/1199, 04-5198 (согласовано с Минфином России) на всей территории Российской Федерации действуют единые для всех физических лиц бланки платежных документов форм N ПД (налог) и ПД-4сб (налог) на перечисление физическими лицами налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации через структурные подразделения Сбербанка России. В указанные формы платежных документов была включена вся необходимая органам федерального казначейства Минфина России и налоговым органам информация для работы в условиях функционирования Единого казначейского счета N 40101. Кроме того, были упорядочены правила заполнения реквизитов данных форм (приложение N 3 к письму).
Налоговые органы на основании лицевых счетов налогоплательщиков - физических лиц стали самостоятельно в автоматизированном режиме формировать заполненные платежные документы формы N ПД (налог), которые вместе с налоговым уведомлением (требованием) направляются непосредственно физическому лицу для оплаты через структурное подразделение Сбербанка России.
Каждый сформированный в налоговом органе в автоматизированном режиме документ формы N ПД (налог), переданный физическому лицу, имеет индивидуальный номер (проставляется в реквизите "Индекс документа"), зарегистрирован в специальном журнале (реестре) и используется при вводе данных о совершенном платеже в лицевой счет налогоплательщика, после того как бумажная форма с соответствующей отметкой филиала Сбербанка России о произведенном платеже и указанием даты приема платежа возвращается в налоговый орган. Это позволяет экономить время плательщика на совершение расчетов с бюджетами и налогового органа на ввод платежа в лицевой счет а, кроме того, значительно снижает вероятность совершения ошибок всеми участниками процесса. При этом у налогоплательщика всегда сохраняется право на самостоятельное заполнение в филиале Сбербанка России платежного документа формы N ПД-4сб (налог).
По данным МНС России, за 2002 г. в среднем по России количество документов формы N ПД (налог), заполненных налоговыми органами и направленных физическим лицам, практически соответствовало количеству принятых к учету в налоговом органе документов формы N ПД-4сб (налог), заполненных непосредственно в филиалах Сбербанка России. В среднесрочной перспективе доля бумажной формы N ПД-4сб (налог), принимаемой к учету в налоговом органе, должна свестись к минимуму.
Основная проблема, существующая в настоящее время в учете налоговых платежей, - это практическое отсутствие электронного документооборота по платежам физических лиц, в результате чего разноска уплаченных сумм налогов и сборов в лицевые счета налогоплательщиков (в отличие от юридических лиц) производится вручную с бумажных форм, что требует много времени и приводит к увеличению количества ошибок. Недостаточен и контроль со стороны банков за правильностью заполнения платежных документов формы N ПД-4сб (налог), что является причиной роста невыясненных платежей в периоды массовой уплаты физическими лицами налогов и сборов.
МНС России в конце 2002 г. приняло совместное со Сбербанком России решение о внедрении в структуру платежных документов, принимаемых Сбербанком России, штрихкодовой технологии и организации электронного документооборота по платежам физических лиц. Эту работу планируется начать уже в 2003 г. в рамках пилотного проекта в Москве и Московской области.
Сбербанк России завершил выбор конкретного стандарта двумерного штрихкода (обеспечивающего достаточный уровень информационной емкости, защиты и хорошей коррекции ошибок), который позволит Сбербанку России провести тендер на закупку необходимого программно-технического обеспечения (сканеров), а МНС России - заказать программный продукт по автоматизированному нанесению штрихкода на бланки платежных документов физических лиц, формируемых в налоговых органах, и начать внедрение данной технологии в Москве и Московской области.
В связи со значительными затратами на реализацию штрихкодовой технологии целесообразно внедрять ее в первую очередь в тех регионах, где количество платежей физических лиц наиболее значительно. В то же время предпочтительным вариантом является переход налогоплательщиков - физических лиц на безналичные перечисления налогов и сборов через коммерческие банки со своих банковских счетов на счета органов федерального казначейства Минфина России (получателей платежей).
В целях обеспечения уплаты налогов и сборов физическими лицами через любые кредитные организации, имеющие соответствующую лицензию Банка России, облегчения процесса обработки платежных документов операционистами банков, а также органами федерального казначейства и налоговыми органами МНС России планирует в перспективе отказаться от печати платежных документов физических лиц формы N ПД (налог) и перейти к формированию для физических лиц платежных документов по форме платежного поручения N 0401060, утвержденной Банком России. Данные платежные документы будут заполняться налоговыми инспекциями в автоматизированном режиме в соответствии с приказом МНС России, ГТК России и Минфина России от 3.03.03 г. N БГ-3-10/98/197/22н с учетом особенностей для физических лиц. При этом в поле "Назначение платежа" может размещаться двумерный штрихкод, содержащий значения всех заполненных реквизитов.
В. Тимощук,
заместитель начальника отдела методологии электронных платежных
документов Департамента учета и отчетности МНС России
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 26, 27, 28, июнь, июль 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71