Вправе ли индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в этом качестве в 2002 году и перешедший на применение упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренной Федеральным законом от 29.12.1995 N 222-ФЗ, сохранить право на ее применение в течение первых четырех лет его деятельности в соответствии со ст.9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" в связи с тем, что с введением в действие с 1 января 2003 года главы 26.2 НК РФ для него создаются менее благоприятные условия в налогообложении?
Согласно п.1 ст.9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" порядок налогообложения, освобождения субъектов малого предпринимательства от уплаты налогов, отсрочки и рассрочки их уплаты устанавливается в соответствии с налоговым законодательством.
Если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности вышеуказанные субъекты малого предпринимательства подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
В соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" с 1 января 2003 года на территории Российской Федерации введена в действие глава 26.2 НК РФ, а также признан утратившим силу Федеральный закон от 29.12.1995 N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" (далее - Закон N 222-ФЗ).
Таким образом, с 1 января 2003 года упрощенная система налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, предусмотренная Законом N 222-ФЗ, на территории Российской Федерации не применяется.
Предусмотренная главой 26.2 НК РФ упрощенная система налогообложения не только не ухудшает положение индивидуальных предпринимателей, применяющих в настоящее время упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, но и в ряде случаев создает для них более благоприятные условия в налогообложении.
Так, при применении с 1 января 2003 года упрощенной системы налогообложения, предусмотренной главой 26.2 НК РФ, индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности), НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации), налога с продаж, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого в предпринимательской деятельности), единого социального налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисленных ими в пользу физических лиц.
При применении упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, предусмотренной Законом N 222-ФЗ, индивидуальные предприниматели освобождались от уплаты только налога на доходы физических лиц в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, указанной в патенте.
Кроме того, в отличие от действовавшей до 1 января 2003 года упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности, индивидуальным предпринимателям, изъявившим желание перейти с 1 января 2003 года на упрощенную систему налогообложения, предусмотренную главой 26.2 НК РФ, предоставляется право выбора объекта налогообложения (доходы либо доходы, уменьшенные на величину расходов) и, следовательно, того или иного порядка ведения учета результатов их хозяйственной деятельности, а также право уменьшить в зависимости от выбранного ими объекта налогообложения (но не более чем на 50%) общую сумму исчисленного ими по результатам хозяйственной деятельности единого налога на сумму исчисленных и уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование либо включить ее в состав расходов, учитываемых при исчислении налоговой базы.
Таким образом, введение в действие с 1 января 2003 года главы 26.2 НК РФ создает для субъектов малого предпринимательства как раз те условия в налогообложении (снижение налоговой нагрузки, значительное упрощение процедуры ведения учета доходов и расходов, сокращение объема представляемой налоговой отчетности), которые являются для них наиболее благоприятными по сравнению с действовавшими прежде условиями.
Что касается определения Конституционного Суда Российской Федерации от 07.02.2002 N 37-О, то Конституционный Суд Российской Федерации не делает в нем каких-либо выводов о неправомерности распространения на субъектов малого предпринимательства в течение первых четырех лет их деятельности положений законодательства о налогах и сборах, предусматривающих изменение действующего порядка налогообложения, а лишь указывает на право таких налогоплательщиков, если они полагают, что изменившееся законодательство о налогах и сборах создает менее благоприятные условия по сравнению с ранее действовавшим законодательством, обратиться в арбитражный суд, к компетенции которого относится выбор в каждом конкретном случае подлежащих применению норм права.
И.М. Андреев,
государственный советник налоговой
службы Российской Федерации II ранга
1 мая 2003 г.
"Налоговый вестник", N 5, май 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1