Особенности исчисления и уплаты НДС налоговым
агентом при аренде муниципальной собственности
Согласно п.3 ст.161 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) при реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Налоговая база исчисляется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы данного имущества. В соответствии со ст.24 НК РФ вышеуказанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, выплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.
Счета-фактуры должны выписываться налогоплательщиками при совершении всех операций, признаваемых объектами обложения НДС (подпункт 1 п.3 ст.169 НК РФ).
Согласно подпункту 1 п.1 ст.146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации. Поскольку налоговый агент выполняет обязанности по исчислению и перечислению НДС в бюджет за других юридических лиц, реализующих товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации, можно предположить, что в этом случае организация также должна выписать и учесть в книге покупок и книге продаж счет-фактуру за этих юридических лиц.
Однако ни в главе 21 НК РФ, ни в постановлении Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 "Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставляемых счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость", ни в письме МНС России от 21.05.2001 N ВГ-6-03/404@ "О применении счетов-фактур при расчетах налога на добавленную стоимость" нет четко регламентированного порядка оформления счетов-фактур налоговыми агентами. Этот порядок в части аренды федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества был разъяснен ранее только в письме Госналогслужбы России от 20.03.1997 N ВЗ-2-03/260 "О применении счетов-фактур при расчетах по НДС при аренде государственного и муниципального имущества", в письме УМНС России по г.Москве от 03.02.2000 N 02-14/2011 "О налоге на добавленную стоимость" и в письме Минфина России от 10.09.1999 N 3-12-5/69 "Об отражении в учете и отчетности об использовании федерального бюджета арендной платы за пользование федеральным недвижимым имуществом".
Согласно вышеуказанным письмам арендатор, являясь плательщиком НДС, составляет счет-фактуру в одном экземпляре с пометкой "Аренда государственного (или муниципального) имущества". Составленный счет-фактура регистрируется в книге продаж в момент фактического перечисления в бюджет арендной платы и НДС. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалтером организации-арендатора и скрепляется печатью этой организации.
В соответствии с письмом МНС России от 11.04.2002 N ФС-6-10/454 арендатор при заполнении платежного поручения в качестве налогового агента в поле "Назначение платежа" в кодовом показателе "Примечание" делает пометку "налоговый агент", а в качестве самостоятельного налогоплательщика - "собственный платеж".
С 1 января 2002 года при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со ст.161 НК РФ если сумма налога устанавливается расчетным методом, налоговая ставка определяется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки [20 : (100 + 20) х 100].
В.А. Голубев,
ЗАО АКФ "Современные бизнес технологии"
"Налоговый вестник", N 5, май 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1