Новое в налогообложении акцизами операций,
осуществляемых с нефтепродуктами
Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 110-ФЗ) и Федеральный закон от 31.12.2002 N 191-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в главы 22, 24, 25, 26.2, 26.3 и 27 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации" (далее - Закон N 191-ФЗ) внесли существенные изменения и дополнения в главу 22 "Акцизы" Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), применяемые с 1 января 2003 года.
Закон N 191-ФЗ изменил редакцию ст.179.1 НК РФ и фактически изложил в новой редакции Федеральный закон от 24.07.2002 N 110-ФЗ в части, касающейся акцизов на нефтепродукты.
С 1 января 2003 года организации или индивидуальные предприниматели, производящие или реализующие нефтепродукты, должны уплачивать акцизы при наличии у них свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (далее - свидетельство).
Законом N 191-ФЗ изложена в новой редакции ст.179.1 НК РФ, регламентирующая порядок и условия выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами. Получение свидетельства является не обязанностью, а правом лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Согласно ст.179.1 НК РФ (в ред. Закона N 191-ФЗ) свидетельства выдаются организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим следующие виды деятельности:
- производство нефтепродуктов - свидетельство на производство;
- оптовую реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптовую реализацию;
- оптово-розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на оптово-розничную реализацию;
- розничную реализацию нефтепродуктов - свидетельство на розничную реализацию.
Если организации и индивидуальные предприниматели осуществляют операции по оптовой или оптово-розничной реализации нефтепродуктов, произведенных ими из собственного сырья (в том числе из подакцизных нефтепродуктов) либо полученных в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов (в зависимости от осуществляемого вида деятельности), то им выдается свидетельство на оптовую реализацию или свидетельство на оптово-розничную реализацию (свидетельство на производство организациям и индивидуальным предпринимателям не выдается).
Приказом МНС России от 06.02.2003 N БГ-3-03/52 (далее - Приказ) утвержден Порядок выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
В соответствии с Приказом признан утратившим силу приказ МНС России от 04.09.2002 N БГ-3-03/478 "Об утверждении порядка выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами".
Приказом возложена обязанность на УМНС России по субъектам Российской Федерации, а также на Межрегиональные ИМНС России по крупнейшим налогоплательщикам в лице их руководителей по принятию решения о выдаче, отказе в выдаче, приостановлении, возобновлении, аннулировании свидетельства.
Пунктом 7 Приказа утверждены:
- Порядок выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами;
- образец заявления о выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (для организаций) (приложение N 1);
- образец заявления о выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами (для индивидуальных предпринимателей) (приложение N 2);
- форма "Сведения о наличии мощностей, необходимых для получения свидетельства на производство нефтепродуктов" (приложение N 3);
- форма "Сведения о наличии мощностей, необходимых для получения свидетельства на оптовую реализацию нефтепродуктов" (приложение N 4);
- форма "Сведения о наличии мощностей, необходимых для получения свидетельства на оптово-розничную реализацию нефтепродуктов" (приложение N 5);
- форма "Сведения о наличии мощностей, необходимых для получения свидетельства на розничную реализацию нефтепродуктов" (приложение N 6);
- форма "Журнал регистрации заявлений о выдаче свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами" (приложение N 7);
- форма "Решение налогового органа" (приложение N 8);
- форма "Свидетельство о регистрации лица, осуществляющего производство нефтепродуктов" (приложение N 9);
- форма "Приложение к свидетельству о регистрации лица, осуществляющего производство нефтепродуктов" (приложение N 10);
- форма "Свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов" (приложение N 11);
- форма "Приложение к свидетельству о регистрации лица, осуществляющего оптовую реализацию нефтепродуктов" (приложение N 12);
- форма "Свидетельство о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов" (приложение N 13);
- форма "Приложение к свидетельству о регистрации лица, осуществляющего оптово-розничную реализацию нефтепродуктов" (приложение N 14);
- форма "Свидетельство о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов" (приложение N 15);
- форма "Приложение к свидетельству о регистрации лица, осуществляющего розничную реализацию нефтепродуктов" (приложение N 16);
- форма "Журнал выдачи свидетельств о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами" (приложение N 17).
Свидетельства выдаются УМНС России по тому субъекту Российской Федерации, на территории которого организация (индивидуальный предприниматель) состоит на учете по месту нахождения (месту жительства), а также Межрегиональной ИМНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (только тем организациям, которые состоят на налоговом учете в этой инспекции).
Уполномоченные органы выдают свидетельства при соблюдении организациями и индивидуальными предпринимателями следующих требований:
- для производителей нефтепродуктов - наличие в собственности, на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления мощностей по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов, либо владение более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью, в собственности которого находятся вышеуказанные мощности, либо владение более чем 50% голосующих акций акционерного общества, в собственности которого находятся указанные мощности;
- для лиц, осуществляющих оптовую реализацию нефтепродуктов, - наличие в собственности, на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов или владение организацией-заявителем более чем 50% уставного (складочного) капитала общества с ограниченной ответственностью, в собственности которого находятся вышеуказанные мощности, либо владение более чем 50% голосующих акций акционерного общества, в собственности которого находятся указанные мощности, либо наличие договора на оказание услуг по переработке принадлежащего им сырья или продуктов их переработки, либо заключение договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (только для акционерных обществ, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 50%);
- для лиц, осуществляющих розничную реализацию нефтепродуктов, - наличие в собственности мощностей по хранению и отпуску со стационарных топливораздаточных колонок нефтепродуктов [за исключением моторных масел для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей], наличие мощностей (помещений) по хранению и реализации моторных масел или владение организацией-заявителем более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью, в собственности которого находятся указанные мощности, либо владение более чем 50% голосующих акций акционерного общества, в собственности которого находятся вышеуказанные мощности;
- для лиц, осуществляющих оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, - наличие в собственности, на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления мощностей по хранению и отпуску нефтепродуктов и стационарных топливораздаточных колонок или владение организацией-заявителем более чем 50% уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью, в собственности которого находятся вышеуказанные мощности, либо владение более чем 50% голосующих акций акционерного общества, в собственности которого находятся указанные мощности, либо заключение договора аренды мощностей, являющихся государственной собственностью (только для акционерных обществ, в уставном капитале которых доля государства составляет не менее 50%).
Организации и индивидуальные предприниматели, арендующие мощности по производству, хранению и отпуску нефтепродуктов, свидетельства не получают.
Для получения свидетельства налогоплательщик представляет в налоговый орган заявление установленной формы (приложение N 1 к Приказу) и копии документов, подтверждающие соблюдение организацией или индивидуальным предпринимателем вышеуказанных условий.
Налоговый орган обязан выдать свидетельство или уведомить заявителя об отказе в выдаче свидетельства не позднее 30 дней с момента представления налогоплательщиком заявления и копий вышеуказанных документов. Уведомление об отказе в выдаче свидетельства должно быть оформлено в письменной форме с указанием причин отказа.
Свидетельство выдается сроком на один год. Налоговый орган вправе выдать свидетельство на срок до одного года по заявлению лица, совершающего операции с нефтепродуктами.
Действие свидетельства, выданного организации, распространяется на все ее обособленные подразделения, включенные в приложение к свидетельству. Получать свидетельство на каждое обособленное подразделение не нужно. Вместе с тем в каждом обособленном подразделении в обязательном порядке должна быть копия такого свидетельства.
Свидетельства, выданные до вступления в силу Приказа, действительны до окончания срока их действия.
Получение организацией или индивидуальным предпринимателем свидетельства не означает того, что они не должны иметь лицензию на производство и реализацию нефтепродуктов.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании конкретных видов деятельности" лицензия - это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Свидетельство же является документом, служащим основанием для возникновения объекта обложения акцизами и принятия к вычету сумм налога в порядке, установленном главой 22 НК РФ.
Передача свидетельства другому налогоплательщику запрещается.
Свидетельство, полученное организацией или индивидуальным предпринимателем с нарушением порядка выдачи свидетельства, является недействительным и приравнивается налоговым органом к отсутствию свидетельства.
Законом N 191-ФЗ внесены изменения в основания, по которым действие свидетельства может быть приостановлено или аннулировано.
В соответствии с п.5 ст.179.1 НК РФ налоговые органы приостанавливают действие свидетельства в следующих случаях:
- невыполнение организацией или индивидуальным предпринимателем положений действующего законодательства о налогах и сборах в части исчисления и уплаты акцизов;
- непредставление организацией или индивидуальным предпринимателем - покупателем (получателем) подакцизных нефтепродуктов в течение трех последовательных налоговых периодов реестров счетов-фактур, представляемых в налоговые органы в соответствии со ст.201 НК РФ. В этом случае приостанавливается действие свидетельства организации или индивидуального предпринимателя - покупателя (получателя) подакцизных нефтепродуктов;
- использование технологического оборудования по производству, хранению и реализации нефтепродуктов, не оснащенного контрольными приборами учета их объемов, а также оснащенного вышедшим из строя контрольным и учетно-измерительным оборудованием, нарушение работы и условий эксплуатации контрольного и учетно-измерительного оборудования, установленного на вышеуказанном технологическом оборудовании.
Свидетельство не может быть приостановлено по заявлению организации или индивидуального предпринимателя.
В случае приостановления действия свидетельства налоговый орган обязан установить срок устранения нарушений, повлекших приостановление действия свидетельства. Вышеуказанный срок не может превышать шесть месяцев.
Организация или индивидуальный предприниматель, имеющие свидетельства, обязаны уведомить в письменной форме налоговый орган, выдавший свидетельство, об устранении ими нарушений, повлекших приостановление действия свидетельства.
Налоговый орган, выдавший свидетельство, проверяет устранение выявленных нарушений и принимает решение о возобновлении действия свидетельства. Налоговый орган, принявший решение о возобновлении действия свидетельства, должен сообщить в письменной форме организации или индивидуальному предпринимателю, имеющим свидетельство, в течение трех рабочих дней после проведения проверки устранения нарушений о принятии решения о возобновлении действия свидетельства.
Читателям журнала необходимо иметь в виду, что срок действия свидетельства на время приостановления его действия не продлевается.
Если в установленный налоговым органом срок нарушения не были устранены, свидетельство аннулируется.
Налоговые органы аннулируют свидетельство в следующих случаях:
- представление организацией или индивидуальным предпринимателем соответствующего заявления;
- передача организацией или индивидуальным предпринимателем свидетельства иному лицу;
- завершение реорганизации организации, если в результате реорганизации данная организация утратила право собственности на мощности, заявленные при получении свидетельства;
- завершение реорганизации организации в форме выделения или разделения;
- изменение наименования организации (изменение фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя);
- изменение места нахождения организации (места жительства индивидуального предпринимателя);
- прекращение права собственности на весь объем мощностей, указанных в свидетельстве.
Свидетельство подлежит аннулированию также в случае его утраты.
Во всех вышеуказанных случаях организация или индивидуальный предприниматель вправе подать заявление о получении нового свидетельства.
Налоговый орган, выдавший свидетельство, обязан уведомить организацию или индивидуального предпринимателя о приостановлении действия или об аннулировании соответствующего свидетельства в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения.
Статьей 4 Закона N 191-ФЗ внесены изменения и дополнения в Закон N 110-ФЗ, вступившие в силу с 1 января 2003 года.
Для целей налогообложения из понятия "прямогонный бензин" выведено понятие "бензин автомобильный".
Согласно подпункту 10 п.1 ст.181 НК РФ под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного.
Внесены изменения в ст.182 НК РФ. Объектом налогообложения по подакцизным нефтепродуктам с 1 января 2003 года признаются в том числе следующие операции:
- оприходование организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов). Оприходованием в целях главы 22 НК РФ признается принятие к учету подакцизных нефтепродуктов, произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
- получение нефтепродуктов в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов;
- получение нефтепродуктов организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство, в следующих формах:
1) приобретение нефтепродуктов в собственность;
2) оприходование нефтепродуктов, полученных в счет оплаты услуг по их производству из давальческого сырья и материалов (в том числе из подакцизных нефтепродуктов);
3) оприходование подакцизных нефтепродуктов, самостоятельно произведенных из собственного сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов);
4) получение собственником сырья и материалов нефтепродуктов, произведенных из этого сырья и материалов на основе договора переработки;
- передача организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства. Передача нефтепродуктов иному лицу по поручению собственника приравнивается к передаче нефтепродуктов собственнику;
- продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов конфискованных и (или) бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу государства и которые подлежат обращению в государственную и (или) муниципальную собственность.
Таким образом, объектом обложения акцизами являются операции не по реализации, а по получению нефтепродуктов. В связи с этим плательщиками акцизов признаются организации, получающие нефтепродукты. Вышеизложенное не относится к передаче организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства, и к продаже конфискованных и (или) бесхозяйных товаров согласно приговорам и решениям судов.
В случае реорганизации организации права и обязанности по уплате акциза переходят к ее правопреемнику. Порядок исполнения обязанности при реорганизации юридического лица определен ст.50 НК РФ.
В п.1 ст.183 НК РФ изменена редакция подпункта 4, в соответствии с которой реализация подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов), помещенных под таможенный режим экспорта, за пределы территории Российской Федерации с учетом потерь в пределах норм естественной убыли, а также операции, являющиеся объектами налогообложения в соответствии с подпунктами 2, 3 и 4 п.1 ст.182 НК РФ, с нефтепродуктами, в дальнейшем помещенными под таможенный режим экспорта, освобождаются от обложения акцизами.
Освобождение вышеуказанных операций от налогообложения производится в соответствии со ст.184 НК РФ (новая редакция ст.184 НК РФ введена Законом N 191-ФЗ).
Налогоплательщик освобождается от уплаты акцизов при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, предусмотренных подпунктами 2-4 ст.182 НК РФ, если они реализованы за пределы территории Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст.182 НК РФ, при представлении в налоговый орган поручительства банка в соответствии со ст.74 НК РФ или банковской гарантии.
Поручительство банка (банковская гарантия) должно (должна) предусматривать обязанность банка уплатить сумму акциза и соответствующие пени в случае непредставления в порядке и в сроки, которые установлены п.7 ст.198 НК РФ, налогоплательщиком документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных нефтепродуктов, и неуплаты им акциза и (или) пеней.
В случае отсутствия у налогоплательщика поручительства банка (банковской гарантии) акциз подлежит уплате в общеустановленном порядке. Уплаченные суммы акциза должны возмещаться после представления налогоплательщиком в налоговые органы документов, подтверждающих факт экспорта подакцизных товаров, в порядке, предусмотренном ст.203 НК РФ.
Законом N 191-ФЗ внесены изменения и в порядок определения налоговой базы при совершении операций с нефтепродуктами.
Налоговая база по нефтепродуктам, оприходованным организацией или индивидуальным предпринимателем, не имеющими свидетельства, по полученным в собственность в счет оплаты услуг по производству нефтепродуктов из давальческого сырья и материалов, а также полученным организацией или индивидуальным предпринимателем, имеющими свидетельство, определяется как объем полученных (оприходованных) нефтепродуктов в натуральном выражении.
Налоговая база при передаче организацией или индивидуальным предпринимателем нефтепродуктов, произведенных из давальческого сырья и материалов (в том числе подакцизных нефтепродуктов), собственнику этого сырья и материалов, не имеющему свидетельства, определяется как объем переданных нефтепродуктов в натуральном выражении.
По подакцизным товарам, для которых установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.
Если налогоплательщик не ведет раздельного учета, то определяется единая налоговая база по всем операциям реализации (передачи) и (или) получения подакцизных товаров. При этом суммы, указанные в п.1 ст.189 НК РФ, включаются в эту единую налоговую базу (за исключением налоговой базы по операциям с подакцизными нефтепродуктами, признаваемыми объектом обложения акцизами).
Законом N 191-ФЗ внесены дополнения в ст.194 НК РФ, в соответствии с п.4 которой общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными товарами, признаваемыми в соответствии с главой 22 НК РФ объектом налогообложения, представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм акциза, исчисленных согласно п.1 и 2 ст.194 НК РФ для каждого вида подакцизного товара, облагаемого акцизом по разным налоговым ставкам. Общая сумма акциза при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами, признаваемыми в соответствии с главой 22 НК РФ объектом налогообложения, определяется отдельно от суммы акциза по другим подакцизным товарам.
Согласно новой редакции ст.195 НК РФ дата реализации (передачи) или получения подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья определяется следующим образом:
- дата реализации подакцизного минерального сырья определяется как день оплаты под-акцизного минерального сырья;
- дата реализации (передачи) подакцизных товаров определяется как день отгрузки (передачи) соответствующих подакцизных товаров;
- по операциям, указанным в подпункте 2 п.1 ст.182 НК РФ, датой совершения операции признается дата оприходования произведенных нефтепродуктов;
- по операциям, указанным в подпункте 3 п.1 ст.182 НК РФ, датой получения нефтепродуктов признается день совершения соответствующей операции;
- по операциям, указанным в подпункте 4 п.1 ст.182 НК РФ, датой передачи признается дата подписания акта приема-передачи нефтепродуктов;
- дата передачи подакцизного минерального сырья, в том числе для собственных нужд, а также при безвозмездной передаче и (или) при обмене с участием минерального подакцизного сырья, определяется как день совершения соответствующей операции.
Законом N 191-ФЗ изменена редакция ст.197.1 НК РФ, регламентирующая порядок создания и функционирования налоговых постов.
Согласно п.2 ст.197.1 НК РФ под налоговым постом понимается комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговым органом, выдавшим свидетельство, в целях проверки правильности исчисления и уплаты налогов и сборов.
Внесены изменения в функции налоговых постов. В соответствии с п.3 ст.197.1 НК РФ налоговые посты выполняют следующие функции:
- обеспечение контроля за соответствием объемов сырья, поступившего для производства нефтепродуктов, фактическим объемам произведенных из этого сырья нефтепродуктов;
- обеспечение контроля за соответствием объемов фактического производства и реализации нефтепродуктов данным учета налогоплательщика и данным, отраженным налогоплательщиком в налоговых декларациях;
- проведение сверки объемов реализации нефтепродуктов на основании данных учета и отчетности налогоплательщика с объемами фактически отгруженных партий нефтепродуктов;
- проведение сверки соответствия фактических остатков нефтепродуктов, находящихся в складских помещениях и (или) в резервуарах налогоплательщика, данным учета налогоплательщика;
- проверку свидетельств, предъявленных покупателем (покупателями) нефтепродуктов, в том числе по запросу налогоплательщика, у которого создан налоговый пост.
Законом N 191-ФЗ введена новая редакция ст.198 НК РФ. Так, при реализации (передаче) подакцизных товаров (за исключением нефтепродуктов) в розницу соответствующая сумма акциза включается в цену вышеуказанного товара. При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцом, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма акциза не выделяется.
При совершении операций с подакцизными нефтепродуктами применяется следующий порядок:
- при реализации нефтепродуктов сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с подпунктами 2 и 3 п.1 ст.182 НК РФ, в расчетных документах и счетах-фактурах не выделяется;
- при передаче нефтепродуктов лицам, не имеющим свидетельства, сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 4 п.1 ст.182 НК РФ, предъявляется к оплате собственнику давальческого сырья и материалов. В расчетных документах и счетах-фактурах соответствующая сумма акциза выделяется отдельной строкой.
Закон N 191-ФЗ дополнил ст.199 НК РФ п.4, в соответствии с которым при совершении операций с подакцизными нефтепродуктами сумма акциза учитывается в следующем порядке:
- сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпункте 2 п.1 ст.182 НК РФ, включается в стоимость подакцизных нефтепродуктов. Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисленная в соответствии с порядком, установленным ст.202 НК РФ, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
- сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпункте 4 п.1 ст.182 НК РФ, включается собственником нефтепродуктов в стоимость подакцизных нефтепродуктов. Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисленная согласно порядку, установленному ст.202 НК РФ, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
- сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпункте 3 п.1 ст.182 НК РФ, в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, имеющему свидетельство, в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов не включается. Сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком по операциям, указанным в подпункте 3 п.1 ст.182 НК РФ, в случае передачи подакцизных нефтепродуктов лицу, не имеющему свидетельства, включается в стоимость передаваемых подакцизных нефтепродуктов. Сумма акциза, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисленная согласно порядку, установленному ст.202 НК РФ, относится у налогоплательщика на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.
Суммы акциза, указанные в п.4 ст.199 НК РФ и отнесенные на расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций, при представлении документов в соответствии с п.8 ст.201 НК РФ и (или) п.7 ст.198 НК РФ, соответственно, подлежат корректировке в целях обложения налогом на прибыль организаций и вычету согласно ст.200 и (или) ст.203 НК РФ на момент представления указанных документов.
Законом N 191-ФЗ внесены изменения и в порядок предоставления налоговых вычетов.
Право на налоговые вычеты имеют только те организации, которые получили свидетельства на производство, оптовую или оптово-розничную реализацию нефтепродуктов. Не могут быть приняты к вычету суммы акциза, начисленные при получении нефтепродуктов, при реализации в розницу (реализацией в розницу для целей налогообложения признается отпуск нефтепродуктов посредством топливораздаточных колонок).
Налоговые вычеты производятся для того, чтобы возложить обязанность по уплате акциза на лицо, осуществляющее реализацию нефтепродуктов.
В соответствии с п.9 ст.200 НК РФ вычетам подлежат суммы акциза, начисленные налогоплательщиком в соответствии с подпунктами 2-4 п.1 ст.182 НК РФ, при дальнейшем использовании подакцизных нефтепродуктов в производстве других подакцизных нефтепродуктов, в том числе при розливе и (или) смешении (при представлении документов согласно с п.9 ст.201 НК РФ).
Вычетам также подлежат суммы акциза, уплаченные лицами, имеющими свидетельство, при ввозе подакцизных нефтепродуктов на таможенную территорию Российской Федерации (при представлении документов в соответствии с п.10 ст.201 НК РФ) на основании п.10 ст.200 НК РФ.
Налоговые вычеты, указанные в п.8 ст.200 НК РФ, производятся при представлении налогоплательщиком в налоговые органы следующих документов:
1) копии договора с покупателем (получателем) нефтепродуктов, имеющим свидетельство;
2) реестров счетов-фактур с отметкой налогового органа, в котором состоит на учете покупатель (получатель) нефтепродуктов.
Вышеуказанная отметка проставляется налоговым органом в случае соответствия сведений, приведенных в налоговой декларации налогоплательщика-покупателя, имеющего свидетельство, сведениям, содержащимся в представленных налогоплательщиком-покупателем реестрах счетов-фактур, не позднее пяти дней с даты представления налоговой декларации. Приказом МНС России от 31.01.2003 N БГ-3-03/38 утвержден Порядок проставления налоговыми органами отметок на реестрах счетов-фактур, представляемых налогоплательщиками, совершающими операции с нефтепродуктами.
Налоговые вычеты, указанные в п.9 ст.200 НК РФ, производятся при представлении налогоплательщиком документов, подтверждающих факт передачи нефтепродуктов в производство (накладная на внутреннее перемещение, накладная на отпуск материалов на сторону, лимитно-заборная карта, акт приема-передачи между структурными подразделениями налогоплательщика, акт списания в производство и др.).
Для подтверждения права на вычет акциза, уплаченного при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, в соответствии с п.10 ст.201 НК РФ налогоплательщик представляет в налоговый орган следующие документы:
1) контракт (его копию) на приобретение импортируемых нефтепродуктов;
2) грузовую таможенную декларацию (ее копию);
3) платежные документы, подтверждающие факт уплаты акциза при выпуске в свободное обращение на территории Российской Федерации ввезенных нефтепродуктов.
Вычет сумм акциза, уплаченных при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации, производится после оприходования ввезенных подакцизных нефтепродуктов.
Законом N 191-ФЗ внесены изменения в ст.203 НК РФ, согласно которым налоговый орган принимает решение о возврате сумм акциза из соответствующего бюджета и направляет это решение на исполнение в соответствующий орган федерального казначейства не позднее последнего дня трехмесячного срока со дня представления документов, предусмотренных п.7 ст.198 НК РФ.
В соответствии с п.5 ст.203 НК РФ возмещение сумм акциза, уплаченных налогоплательщиком при совершении операций, предусмотренных подпунктами 2-4 п.1 ст.182 НК РФ, производится при совершении операций с нефтепродуктами, освобожденных от налогообложения согласно подпункту 4 п.1 ст.183 НК РФ, на основании документов, предусмотренных п.7 ст.198 НК РФ, в порядке, установленном п.4 ст.203 НК РФ.
Законом N 191-ФЗ внесены изменения в наименование и редакцию ст.204 НК РФ.
В соответствии со ст.204 "Сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами и подакцизным минеральным сырьем" НК РФ уплата акцизов производится:
- налогоплательщиками, осуществляющими только производство нефтепродуктов, - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
- налогоплательщиками, осуществляющими оптово-розничную реализацию нефтепродуктов, - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
- налогоплательщиками, имеющими только свидетельство на оптовую реализацию нефтепродуктов, - не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
- налогоплательщиками, имеющими только свидетельство на розничную реализацию нефтепродуктов, - не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом;
- налогоплательщиками, имеющими более одного свидетельства, - не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщики, совершающие операции с нефтепродуктами, в указанные выше сроки представляют в налоговый орган декларацию по акцизам на нефтепродукты. Приказом МНС России от 04.02.2003 N БГ-3-03/46 "О внесении изменений и дополнений в приказ МНС России от 17.12.2002 N БГ-3-03/716 "Об утверждении декларации по акцизам и Инструкции по заполнению декларации по акцизам"" утверждена форма декларации по акцизам на нефтепродукты (форма N 3) и внесены изменения и дополнения в Инструкцию по заполнению налоговой декларации по акцизам.
В соответствии с Законом N 191-ФЗ уплата акциза при совершении операций с нефтепродуктами, предусмотренных подпунктами 2-4 п.1 ст.182 НК РФ, производится налогоплательщиком по месту нахождения налогоплательщика, а также по месту нахождения каждого его обособленного подразделения исходя из доли налога, приходящейся на эти обособленные подразделения, определяемой как величина удельного веса объема реализации нефтепродуктов (в натуральном выражении) вышеуказанным обособленным подразделением в общем объеме реализации нефтепродуктов в целом по налогоплательщику.
Все вышеуказанные изменения носят концептуальный характер и коренным образом меняют с 1 января 2003 года систему обложения акцизами в Российской Федерации.
И.И. Горленко,
советник налоговой службы I ранга
"Налоговый вестник", N 5, май 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1