Конституционные основы охраны окружающей среды в государствах Европы
Состояние окружающей среды и организация рационального природопользования становятся все более актуальной проблемой, особенно в промышленно развитых и густонаселенных странах Европы. В конституциях европейских государств получают закрепление экологические проблемы и основные способы регулирования отношений человека, общества, государства с окружающей природной средой, предупреждения ее деградации.
На отражение этих проблем в основных законах европейских стран наложили отпечаток время и исторические обстоятельства подготовки, обсуждения и принятия конституций, уровень социальной защищенности людей, правовые традиции и реалии современности, степень обеспеченности правовых деклараций экономическими условиями жизни, климат, плотность населения и острота наличия, распределения и рационального использования земель и иных природных ресурсов.
В конституциях первой половины ХХ века изредка можно встретить лишь достаточно скупые общие принципы использования природных ресурсов - земли, ее недр, вод, лесов, животного мира, атмосферного воздуха. В конце же прошлого столетия в связи с надвигающимся экологическим кризисом в основные законы стран Европы вносятся не только положения о рациональном потреблении и сбережении природных благ как условий жизни человека, но и дополнения о правах человека на окружающую среду, его экологических обязанностях, мерах государства по оздоровлению природы, прежде всего в целях охраны здоровья людей, формах собственности на природные ресурсы.
В конституциях европейских стран (номера их статей указываются иногда в скобках) можно увидеть кое-что новое для российского конституционного строительства, почерпнуть поучительное и, критически, творчески используя, применить к условиям правового развития нашей страны. Заслуживают обсуждения проблемы выбора уровня закрепления экологических предписаний, повышения их до конституционного статуса или перенесения в иной закон либо подзаконный акт.
В основных законах предусматриваются лишь вехи, контуры государственной и правовой экологической политики, которая затем проявляется в законодательстве и его применении, соблюдении, исполнении. Но и по конституционным нормам-принципам можно судить о главных направлениях, принципах и проявлениях природоохранной деятельности.
Немаловажен и полезен сравнительный анализ российских конституционных и иных законодательных природоохранных положений и конституционных природоохранных положений других стран европейского континента*(1).
Анализ и обобщения порой затрудняет некоторая разница в терминологии, но ее можно преодолевать с помощью научного толкования, допустимых профессиональных разъяснений и комментирования*(2).
Охрана окружающей среды тесно связана с природопользованием, логически вытекает из него. Это обуславливает взаимосвязь соответствующих конституционных предписаний о статусе, использовании и охране природных ресурсов. Общепризнанным остается положение о том, что природопользование и охрана природной среды в современных условиях не противоречат друг другу, не могут быть взаимоисключаемыми, а, наоборот, неразрывны, являются двумя сторонами "одной медали" - взаимоотношения общества и природы.
Экологические права и обязанности граждан
Конституции европейских стран восприняли и ввели природоохранные нормы прежде всего через европейские концепции прав и свобод человека и гражданина, провозглашая соответствующие естественные экологические права граждан, включая их в так называемые права второго поколения.
В Конституции Королевства Бельгии право каждого вести жизнь, соответствующую человеческому достоинству, конкретизируется в праве на здоровую окружающую среду наряду с правами на достойное жилище и культурное и социальное процветание.
Согласно многим европейским конституциям граждане имеют право на здоровую и благоприятную окружающую среду (Словакия, Словения, Украина, Чехия, Югославия). Причем в Болгарии - в соответствии с установленными стандартами и нормативами; в Молдове - на экологически безопасную для жизни и здоровья среду, безопасные продукты питания и предметы быта; в Норвегии - на ту окружающую среду, которая сохраняет здоровье, и на охрану природной продовольственной продукции и ее многообразие; в Португалии - жить в человеческой здоровой среде, в условиях экологического равновесия.
В России, Беларуси и ряде иных стран каждый имеет право не только на благоприятную окружающую среду, но и на возмещение соответствующего вреда. При этом в Азербайджане, Молдове и России - ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим правонарушением; в Беларуси, Украине - вреда, причиненного нарушением права на благоприятную среду. В Словении закон устанавливает условия и размер возмещения ущерба, причиненного окружающей среде.
Важное средство обеспечения права на окружающую среду - получение соответствующей экологической информации. В Азербайджанской Республике каждый обладает правом собирать сведения о подлинном состоянии окружающей среды. В Республике Беларусь гражданам гарантируется право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о состоянии окружающей среды. В Албании, Норвегии, Польше, России, Чехии такое право предусматривается в конституциях лишь в качестве общего принципа, а подробнее - во внутреннем законодательстве и в межгосударственных соглашениях.
В России указанная конституционная формула воспроизводится в Федеральном законе "Об охране окружающей среды" 2002 г. Подготовлен, но не принят законопроект о гарантиях прав граждан на экологическую информацию. Не ратифицирована пока Российской Федерацией европейская Орхусская конвенция о широком доступе всех граждан к экологической информации. В Словакии информация об окружающей среде должна содержать причины и последствия ее состояния*(3).
В Республике Казахстан сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, угрожающих жизни и здоровью людей, влечет ответственность в соответствии с законом. Молдова и Украина гарантируют каждому право на свободный доступ к достоверной информации о состоянии природной среды, условиях жизни и труда, качестве продуктов питания и предметов быта и на распространение этой информации. Утаивание или искажение информации о вредных для здоровья людей факторах запрещается молдавским законом, в Украине такая информация никем не может быть засекречена.
Право на окружающую среду и пользование природными благами может иметь некоторые конституционные ограничения. Так, в России владение, пользование и распоряжение природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Эта конституционная формула повторяет норму гражданских кодексов ряда западноевропейских стран и ст.209 Гражданского кодекса РФ.
В Беларуси осуществление любого права собственности не должно наносить вреда окружающей среде, что поднимает природоохранные ограничения на более высокий и широкий уровень. Почти аналогично это определено и в Украине: использование собственности не может наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли.
Во многих странах меры по оздоровлению окружающей среды увязываются с обеспечением прав граждан на охрану здоровья (Беларусь, Венгрия, Польша, Россия, Швейцария). В Хорватии государство обеспечивает право граждан на здоровую окружающую среду.
Права людей на природные ресурсы и окружающую среду ограничиваются в ряде государств также гражданством. В Австрии устанавливаются административные ограничения для иностранцев в отношении купли-продажи земельных участков. В Армении правом собственности на землю не пользуются иностранные граждане и лица без гражданства, за исключением случаев, предусмотренных законом. В Литве земля, ее внутренние воды, леса, парки на праве собственности могут принадлежать только гражданам этой республики и государству. В Словении иностранцы не могут приобретать право собственности на землю иначе как в порядке наследования при условии взаимности.
Все большее место завоевывает доктрина обеспечения прав соответствующими обязанностями - как граждан, так и должностных лиц, муниципальных и государственных органов.
В Российской Федерации (ст.58), Азербайджане (ст.78), Беларуси (ст.55), Болгарии (ст.55), Испании (ст.45), Казахстане (ст.38), Македонии (ст.43), Португалии (ст.66), Словакии (ст.44), Словении (ст.73), Украине (ст.66), Финляндии (ст.375), Югославии (ст.52) предусматриваются обязанности каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
В Словакии никто не имеет права сверх норм, установленных законом, создавать угрозу или наносить ущерб окружающей среде и природным ресурсам. В Эстонии каждый обязан возмещать нанесенный им окружающей среде ущерб. Согласно статье 54 Конституции Литвы законом запрещается истощать землю, ее недра, воды, загрязнять воды и воздух, оказывать радиационное воздействие на окружающую среду, а также обеднять растительный и животный мир.
Однако в большинстве конституций европейских стран основные полномочия по сбережению природных ресурсов предусматриваются за государством и в ряде случаев подробно конкретизируются.
Государственное управление охраной окружающей среды
В конституциях ряда стран значение природных благ поднято до уровня преамбул основных законов и носит достаточно общий, но концептуальный характер. По Конституции Чехии 1992 г. граждане полны решимости сообща беречь и развивать полученное в наследство природное и культурное, материальное и духовное богатство.
В статье 3 Конституции Хорватии к высшим ценностям конституционного строя Республики отнесены свобода, равенство, национальное равноправие, миротворчество, социальная справедливость, уважение прав человека, неприкосновенность собственности, охрана природы и окружающей среды, верховенство права и демократическая многопартийная система. Согласно статье 69 Конституции Хорватии граждане, государственные, публичные и хозяйственные органы и объединения должны в пределах своих полномочий проявлять особую заботу о защите здоровья людей, природы и окружающей среды.
В Словении законом устанавливаются условия использования природных богатств. Государство заботится об охране окружающей среды; в этих целях законом устанавливаются условия и порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности. Животные защищены законом от истязаний. Государство и местные сообщества заботятся о сохранении природного и культурного наследия. Законом устанавливается особая защита сельскохозяйственных угодий.
Литовская Республика проявляет заботу об охране естественной природной среды, животного и растительного мира, отдельных природных объектов и представляющих особую ценность местностей, осуществляет надзор в целях бережного использования, а также восстановления и преумножения природных ресурсов. Чехия заботится о бережном использовании природных ресурсов и охране природных богатств. Республика Сан-Марино охраняет историческое и художественное достояние и окружающую среду*(4).
В Польше публичные власти проводят политику, обеспечивающую нынешнему и будущим поколениям экологическую безопасность; поддерживают действия граждан, направленные на охрану и улучшение состояния окружающей среды. Словакия заботится об экономном использовании природных ресурсов, об экологическом равновесии, обеспечивает охрану определенных видов дикорастущих растений и диких животных.
Государственные органы Королевства Нидерланды должны заботиться о сохранении населения, защите и улучшении окружающей среды. Важное значение ввиду географического положения здесь придается водопользованию и охране вод и от вод. Поэтому нормотворческие и иные полномочия органов водного контроля, порядок осуществления контроля за их деятельностью со стороны провинций устанавливаются актом парламента. Решения органов водного контроля могут быть отменены только когда они противоречат закону или общественным интересам (ст.133).
Республика Болгария обеспечивает охрану и воспроизводство окружающей среды, поддержание живой природы и ее разнообразие и разумное использование природных богатств и ресурсов страны. В Беларуси осуществляется контроль за рациональным использованием природных ресурсов в целях защиты и улучшения условий жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды. В Турции государство гарантирует сохранение исторического, культурного и естественного богатства и ценностей и принимает необходимые для этого меры.
В Испании органы власти следят за рациональным использованием всех природных ресурсов в целях сохранения и улучшения качества жизни, а также охраны и восстановления окружающей среды, опираясь при этом на необходимую коллективную солидарность.
Государственные органы Норвегии принимают более детальные постановления для выполнения конституционных положений о праве каждого на здоровую окружающую среду и на получение сведений о состоянии природной среды и влиянии на нее мероприятий. В Польше публичные власти обязаны бороться с эпидемическими заболеваниями и предупреждать негативные для здоровья последствия деградации окружающей среды.
Как видим, участие государства в охране окружающей среды регламентируется, нигде не повторяясь, с разной степенью предусмотренных в конституции детализации и гарантированности.
В Греции охрана природной и культурной окружающей среды является обязанностью государства. Оно обязуется принимать специальные превентивные или репрессивные меры для ее охраны. Закон определяет вопросы, касающиеся охраны лесов и лесных территорий.
Подробно прописана охрана среды при градостроительстве. Регулирование и контроль структуры землеустройства Греции, формирования, развития, застройки и расширения городов и жилых районов входят в компетенцию государства. Для активизации градостроительной деятельности и благоустройства владельцы недвижимости в принудительном порядке участвуют в предоставлении (без компенсации) необходимой территории для сооружения улиц, площадей, а также берут на себя расходы по благоустройству и сооружению мест и объектов общего пользования, как это определено законом на основе утвержденного плана (ст.24 Конституции Греции 1975г.).
Полно конституируются окружающая среда и качество жизни в Португалии, где государство обязано через собственные органы, а также опираясь на народную инициативу и поддержку:
предупреждать и контролировать загрязнение среды и его последствия, а также виды эрозии*(5);
благоустраивать и содействовать благоустройству территории с учетом сбалансированного социально-экономического развития и сохранения ландшафтов*(6);
создавать и обеспечивать развитие заповедников и естественных парков, парков отдыха, а также классифицировать и охранять природные достопримечательности с тем, чтобы гарантировать сохранность природы и культурных ценностей*(7);
содействовать в сотрудничестве с местными органами власти качественности городской среды и городской жизни*(8);
способствовать приданию экологической направленности различным сферам политики, разрабатываемой и проводимой на отраслевом уровне; развивать образование по проблемам окружающей среды и воспитанию уважения к ценностям окружающей среды*(9);
обеспечить путем проведения соответствующей налоговой политики сочетание развития с охраной окружающей среды и качеством жизни.
Согласно статье 168 Конституции Турции природные богатства и ресурсы находятся в распоряжении и под контролем государства. Право исследовать и эксплуатировать ресурсы принадлежит государству, оно может делегировать это право физическим и юридическим лицам на определенный срок.
Условия, процедуры и принципы контроля и надзора со стороны государства, а также санкции, которые необходимо применить, определяются законом.
Разграничение компетенции между уровнями власти
Для понимания конституционного регулирования природоохранных и природоресурсных отношений немаловажное значение имеет не только закрепление экологических функций государства, но и их распределение по институтам, ветвям и этажам публичной власти. Это особенно актуально для федеративных, больших государств.
ФРГ управляет федеральными водными путями через собственные ведомства. Во внутреннем судоходстве Германия выполняет государственные задачи, выходящие за пределы одной земли, но может передавать управление федеральными водными путями земле по ее просьбе с правом управления по поручению. При управлении, расширении и сооружении новых водных путей должны по соглашению с землями приниматься во внимание требования охраны ландшафтов и водного хозяйства (ст.89).
Федерация имеет право издавать основополагающие предписания по вопросам охотничьего дела, охраны природы и поддержания ландшафтов; отведения земель, организации территорий и водоснабжения; охрану немецкого культурного наследия от вывоза за границу.
В ФРГ конкурирующая законодательная компетенция (когда земля может законодательствовать лишь тогда и постольку, когда и поскольку Федерация не пользуется своей законодательной компетенцией) распространяется на гражданское право; передачу земли, природных ресурсов и средств производства в общественную собственность или иные формы общественного хозяйства; на содействие производству в сельском и лесном хозяйстве, рыболовство в открытом море и прибрежных водах, а также охрану побережья; устранение отходов, охрану воздушного бассейна от загрязнения и борьбу с шумом (ст.74).
ФРГ участвует в выполнении землями их задач, если последние имеют значение для всего общества и участие Федерации необходимо для улучшения жизненных условий, в частности в улучшении аграрной структуры и защиты береговой линии (ст.91а). Европейский суд признал ответственность Федерации за состояние природоохранной деятельности земель в случаях трансграничного загрязнения последними прилегающих территорий других стран. Это дало повод к усилению централизованных функций федерального Министерства атомной энергии и охраны окружающей среды.
Конституция Австрийской Республики к ведению Федерации относит горное дело; лесное хозяйство, включая пастбища; водное право; регулирование состояния и содержание водохранилищ в целях обеспечения безопасности при половодьях, а также для судоходства и лесосплава; строительство и содержание в природе плотин, водных путей.
К ведению Федерации относится установление общих принципов законодательства, а к ведению земли - издание конкретизирующих законов и исполнительная деятельность по вопросам природных источников; земельной реформы, в частности аграрных преобразований; защиты растений от заболеваний и вредителей, проверки на совместимость с окружающей средой проектов, оказывающих значительное воздействие на нее. Если есть необходимость в издании единых предписаний, то требуется одобрение таких проектов.
В России действует Федеральный закон "Об экологической экспертизе" 1995 г., согласно которому все проекты имеют потенциальную экологическую опасность и поэтому подвергаются государственной и общественной экспертизе в федеральных специально уполномоченных органах*(10). В последние годы вносятся законопроекты о передаче части этих федеральных полномочий исполнительным органам субъектов Федерации, которые пока отвергаются депутатами.
В Конституции РФ отсутствует аграрное право, которое развивается в основном на уровне субъектов РФ. Согласно части 3 ст.36 Конституции РФ условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона. Это получило отражение в Земельном кодексе РФ 2001 г. Подробное размежевание экологической компетенции осуществляется в ст.71 и 72 Конституции России.
К исключительному ведению высших государственных органов Грузии относятся статус и охрана территориальных вод, воздушного пространства, континентального шельфа и особой экономической зоны; рыболовство в океане и открытом море; погранично-санитарный кордон; законодательство о земле, недрах и пиродных ресурсах (ст.3 Конституции Грузии). В России (ст.114) и Беларуси (ст.107) правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области здравоохранения, экологии.
Наиболее подробно "Окружающая среда и пространственное планирование" (название раздела, состоящего из восьми статей) регулируются в союзной Конституции Швейцарской Конфедерации.
Предусмотрена:
компетенция Союза, который:
- издает предписания об охране человека и окружающей его природной среды от вредных или обременительных воздействий; устанавливает принципы пространственного планирования, которое возлагается на кантоны и служит целесообразному и экономному использованию земли и упорядоченному заселению страны; поощряет и координирует эти усилия кантонов и сотрудничает с ними;
- заботится об экономном использовании и охране водных ресурсов, а также о воспрепятствовании вредным воздействиям воды; устанавливает принципы, относящиеся к сохранению и выявлению водных ресурсов; издает предписания об охране вод, об обеспечении соразмерных количеств остатков воды, о гидротехническом строительстве, о безопасности водонапорных сооружений и о воздействии на осадки;
- имеет право использовать воды для своих транспортных предприятий, уплачивает за это сбор и возмещение;
- вопрос о правах на международные водные ресурсы и связанные с этим сборы решает с привлечением соответствующих кантонов; заботится о выполнении защитных, экономических и социальных функций лесов, устанавливает принципы их охраны, поощряет мероприятия по сохранению лесов;
- при выполнении своих задач принимает во внимание интересы охраны природы и родного края; бережет ландшафты, пейзажи, исторические места, а также памятники природы и культуры, сохраняет их в первозданном виде, если публичный интерес этого требует; может приобретать или гарантировать по договору или посредством изъятия собственности объекты, имеющие общешвейцарское значение;
- издает предписания для охраны животного и растительного мира и для сохранения их жизненного пространства в естественном многообразии; защищает находящиеся под угрозой уничтожения виды от истребления; устанавливает принципы осуществления рыболовства и охоты, в особенности для сохранения многообразия видов рыб, дикоживущих млекопитающих и птиц;
- издает предписания об охране животных; регулирует их содержание и уход за ними; ввоз животных и продуктов животного происхождения; торговлю животными и их транспортировку; умерщвление животных (ст.73-80);
- заботится о том, чтобы сельское хозяйство вносило вклад в сохранение естественных основ жизни и поддержание культурного ландшафта;
- поощряет экономически целесообразными стимулами формы производства, которые особо близки к природе, сберегают окружающую среду и животный мир; охраняет окружающую среду от вреда, причиняемого чрезмерным использованием удобрений, химикалий и других вспомогательных материалов (ст.104); издает предписания о борьбе с заразными, широко распространенными или злокачественными болезнями людей и животных; о защите от ионизирующего излучения (ст.118);
общая компетенция, согласно которой Союз и кантоны: стремятся к уравновешенному на продолжительное время соотношению между природой и ее способностью к обновлению, с одной стороны, и нагрузкой на нее человека - с другой; при выполнении своих задач учитывают требования пространственного планирования; охраняют болота и болотистые ландшафты особой красоты;
компетенция кантонов, которые: исполняют предписания Союза об охране окружающей среды и животных, поскольку закон не сохраняет это исполнение за Союзом; распоряжаются водными ресурсами; в пределах союзного законодательства могут взимать сборы за водопользование; охраняют природу и родной край.
Формы собственности на природные ресурсы
Экономическим базисом государственного управления природными ресурсами, природопользования и охраны окружающей среды является собственность на природные ресурсы, на объекты окружающей среды, концептуальное отношение к ним со стороны государств и их конституций. Значение всего этого возрастает в условиях рыночных отношений, развития конкуренции, антимонополизма и предпринимательства или ускоренного перехода к ним.
Все природные богатства Республики Македонии, растительный и животный мир в соответствии с законом представляют общественный интерес и пользуются особой защитой. В Румынии для работ, представляющих общий интерес, публичная власть может использовать недра под любой недвижимостью при обязательном возмещении собственнику ущерба, нанесенного почве, насаждениям или строениям. Право собственности обязывает к выполнению задач, относящихся к окружающей среде и обеспечению добрососедства, а также к выполнению других задач, которые согласно закону или обычаю возлагаются на собственника.
В Федеративной Республике Германия земля и недра, естественные ресурсы могут быть переведены в общественную собственность или в другие формы общественного хозяйства согласно закону, регулирующему виды и размеры возмещения. Федерация является собственником прежних имперских водных путей. Полезные ископаемые и природные ресурсы Эстонии являются национальным богатством, пользоваться которым надлежит рачительно.
Земли
Среди природных ресурсов приоритет принадлежит земле как территориальному базису всего производства и проживания людей и как невосполнимому и незаменимому элементу сельскохозяйственного производства.
В Республике Болгарии земля признается основным национальным богатством, которое пользуется особой защитой государства и общества. Обрабатываемая земля используется только для сельскохозяйственных целей; изменение ее предназначения допускается в порядке исключения, если доказана необходимость этого, и при условиях и в порядке, определенных законом.
В Италии закон в целях достижения рациональной эксплуатации земли и установления справедливых социальных отношений налагает обязательства на частную земельную собственность, устанавливает ее предельные размеры, содействует улучшению земель, преобразованию крупных землевладений, поддерживает мелкую и среднюю собственность.
В целях общественной пользы ее можно первоначально закрепить законом или же посредством возмездного отчуждения передать государству, объединениям трудящихся или потребителей предприятия, относящиеся к источникам энергии и составляющие предмет важных общественных интересов (ст.43, 44 Конституции Италии 1947 г.).
В России земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. N 10-П*(11) указанными народами являются все народы, проживающие в пределах Российской Федерации, иначе она не обладала бы суверенитетом над своей территорией.
Особое внимание уделяется использованию и охране земель сельскохозяйственного назначения, обороту которых в России посвящен специальный закон, а в других государствах действуют специальные конституционные нормы.
В соответствии с определенной особым законом процедурой в Греции допускается перераспределение сельскохозяйственных угодий в целях наиболее эффективного использования земли, а также принятие мер для избежания чрезмерной чересполосицы и облегчения реорганизации существующей мелкой земельной собственности.
Законом могут регулироваться вопросы реализации заброшенных территорий с целью их использования в интересах национальной экономики и содействия безземельным крестьянам. Определяются также вопросы частичной или полной компенсации владельцам в случае их появления вновь в разумные сроки (ст.18).
Большое внимание уделяется земельной собственности и ее сельскохозяйственному использованию в Турции. Здесь государство принимает необходимые меры, чтобы поддерживать и развивать эффективное культивирование земли, предупреждать ущерб вследствие эрозии и обеспечивать землей малоземельных и безземельных фермеров. В этих целях законом определяется размер наделов земельной собственности в соответствии с различиями сельскохозяйственных регионов и типами сельскохозяйственных угодий. Обеспечение землей малоземельных или безземельных фермеров не должно вести к сокращению производства или к истощению лесных заповедников и другой земли и подземных ресурсов.
Государство способствует фермерам и животноводам в повышении уровня урожая и увеличении поголовья домашнего скота, в приобретении сельскохозяйственного и иного оборудования с целью предупреждения неправомерного использования и уничтожения сельскохозяйственных угодий, лугов и пастбищ, а также увеличения урожая и производства домашнего скота в соответствии с принципами сельскохозяйственного планирования (ст.45 Конституции Турции).
Порядок выплат компенсаций за землю, конфискованную с целью проведения земельной реформы, осуществления крупных энергетических и ирригационных проектов, выращивания новых лесов, охраны побережья и развития туризма определяется законом. Если предусматривается оплата в рассрочку, то она не может превышать пяти лет. Компенсация за конфискованную земельную собственность, принадлежащую мелкому фермеру, непосредственно обрабатывающему эту землю, во всех случаях выплачивается предварительно (ст.46 Конституции Турции).
Моря
В Древнем Риме к общей собственности относились солнце, море и проточные воды. В настоящее время увеличивается внимание к минеральным и биологическим ресурсам побережий и морского дна, к юрисдикции государств на них.
Исключительной собственностью Болгарии являются подземные богатства, прибрежная пляжная полоса, а также воды, леса и парки, имеющие национальное значение, природные и археологические резерваты, определенные в законе. Государство осуществляет суверенные права над континентальным шельфом и в особой экономической зоне с целью изучения, разработки, использования и хозяйствования по отношению к биологическим, минеральным и энергетическим ресурсам этих морских пространств.
В России подробное регулирование охраны и использования морских ресурсов осуществляется в федеральных законах "О континентальном шельфе Российской Федерации" 1995 г. и "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" 1998 г.*(12) В Конституции РФ определение статуса и защита исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ отнесены к ведению РФ.
По Конституции Хорватии море, морское побережье и острова, воды, воздушное пространство, полезные ископаемые и другие природные богатства, а также земля, леса, растительный и животный мир, другие природные объекты, недвижимость, имеющая особое культурное, историческое, экономическое и экологическое значение, которые законом определены как объекты, представляющие интерес для Республики, находятся под ее особой защитой.
Согласно статье 43 Конституции Турции побережья находятся под суверенитетом и в распоряжении государства. При использовании морских побережий, берегов озер или проточных вод, прибрежной полосы морей и озер прежде всего учитывается общественный интерес. Ширина побережий и прибрежных полос в соответствии с целями и условиями их использования людьми определяется законом.
Леса
Значительное место в ряде конституций уделяется собственности на леса и иную растительность. По Конституции Югославии 1992 г. природные богатства находились в государственной собственности. Сельскохозяйственная земля, леса и лесные земли могли находиться в частной, равно как и в других формах собственности.
Большое внимание уделяется лесам в Конституции Турции, где государство принимает необходимое законодательство и меры для защиты лесных заповедников и расширения лесных угодий. Районы лесных заповедников, уничтоженные пожарами, перезасаживаются лесом; другие сельскохозяйственные работы, а также размножение племенного скота в этих районах не проводятся. Все иные заповедники находятся на попечении и под контролем государства.
Собственность государства на лесные заповедники неотчуждаема. Государственные лесные заповедники управляются и эксплуатируются государством в соответствии с законом. Эти леса не могут приобретаться в собственность под видом истечения срока давности, быть предметом отчуждения, кроме как в интересах общественной пользы.
Действия и акты, которые могли бы повредить лесным заповедникам, запрещаются. Никакая политическая пропаганда, которая могла бы привести к уничтожению лесных заповедников, не должна иметь места; никакие амнистии или помилования, касающиеся только преступлений против лесных заповедников, не могут объявляться.
Усечение границ лесного заповедника запрещается, за исключением тех областей лесных заповедников, чье сохранение с научно-технической точки зрения считается бесполезным.
Законом определяются меры для обеспечения сотрудничества между государством и жителями деревень, расположенных около лесных заповедников, контроля и эксплуатации лесных заповедников с целью обеспечения их сохранности и улучшения условий жизни людей. Закон регулирует развитие областей, которые с научно-технической точки зрения по состоянию на 1981 г. утратили ценность лесов. Земельные участки, принадлежащие сельским жителям, выводимые из лесного заповедника, немедленно перезасаживаются лесом, и создаются государственные заповедники (ст.169, 170 Конституции Турции)*(13).
В Республике Казахстан земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом (ст.6 Конституции РК 1995 г.).
Согласно статье 23 Конституции Кипра права Республики на подземные воды, разработки и ископаемые являются неприкосновенными. В случае аграрных реформ земля распределяется только тем лицам, которые принадлежат общине владельца экспроприированных земель.
На праве исключительной собственности Литовской Республике принадлежат дороги, воздушное пространство над ее территорией, ее континентальный шельф и экономическая зона в Балтийском море (ст.47).
Таковы конституционные основы охраны окружающей среды в некоторых европейских государствах.
С.А. Боголюбов,
заведующий отделом ИЗиСП,
доктор юридических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ
"Журнал российского права", N 6, июнь 2003 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См.: Боголюбов С.А. Конституционные основы охраны природы в СССР: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1990; Аграрное и экологическое право в России и СНГ. Сравнительно-правовой анализ / Отв. ред. С.А. Боголюбов, Е. Л. Минина. М.: ИЗиСП, Норма, 1999.
*(2) См.: Конституции государств Европы. М.: ИЗиСП, Норма, 2001.
*(3) В Конституции Словакии праву на охрану окружающей среды и культурного наследия посвящен шестой раздел, состоящий, правда, из двух статей, включающих шесть предписаний.
*(4) Интересно, что это положение является одной из 16 статей, предусмотренных в Конституции-Декларации прав граждан и основных принципов государственного устройства Сан-Марино 1974 г.
*(5) В России предусматривается эрозия земель, почв. См.: Комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2001.
*(6) Правительством России в 2002 г. одобрена экологическая доктрина Российской Федерации, включающая гармоничное сочетание экономики и экологии; в русском языке под ландшафтом обычно подразумевается общий вид местности, пейзаж (см.: Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990). В Европе под ландшафтами чаще понимается более широкая совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных предметов и явлений природы, исторически складывающих физико-географический комплекс.
*(7) ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" 1995 г. предусматриваются охрана государственных природных заповедников, национальных парков, заказников, природных и дендрологических парков, ботанических садов, памятников природы, рациональное использование природных ресурсов, сохранение их способности к обновлению и экологической устойчивости.
*(8) Эти задачи предусматриваются в Градостроительном кодексе РФ 1998 г. См.: Крассов О.И. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. М.: Юристъ, 2001.
*(9) В ФЗ "Об охране окружающей среды" 2002 г. предусмотрен разд.ХIII "Основы формирования экологической культуры" со статьями "Всеобщность и комплексность экологического образования", "Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях", "Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности", "Экологическое просвещение".
*(10) См.: СЗ РФ. 1995. N 48. Ст.4556.
*(11) См.: СЗ РФ. 2000. N 25. Ст.2728.
*(12) См.: Боголюбов С.А., Краюшкина Е.Г. Комментарий к Закону "О континентальном шельфе Российской Федерации". М.: Юстицинформ, 2003.
*(13) Судя по всему, в Турции под лесным заповедником понимается не территория особо охраняемого природного комплекса, полностью изъятая из хозяйственного использования для ведения научно-исследовательской работы, как в России, а лесистая местность, имеющая природоохранное значение, особенно на горных склонах.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Конституционные основы охраны окружающей среды в государствах Европы
Автор
С.А. Боголюбов - заведующий отделом ИЗиСП, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
"Журнал российского права", 2003, N 6