Как устанавливаются ставки земельного налога? Могут ли органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления производить дифференциацию ставок?
Формами платы за использование земли признаются земельный налог и арендная плата за землю. Порядок исполнения обязанностей по уплате земельного налога предусмотрен Законом Российской Федерации от 11.10.91 г. N 1738-1 "О плате за землю" (в ред. от 25.07.02 г., с изменениями от 24.12.02 г.), в соответствии с которым земельный налог устанавливается в денежном выражении на единицу площади земельных участков, т.е. в рублях за 1 га или 1 м2. Распространяется земельный налог на все земли в Российской Федерации, но в разных размерах для каждого субъекта Российской Федерации.
Для городских и поселковых земель налог определяется на основе средних ставок налога. При этом налог за земли городов и поселков взимается со всех организаций и граждан, имеющих в собственности, владении или пользовании земельные участки, по ставкам, устанавливаемым для городских земель. В облагаемую налогом площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания, а также санитарно-защитные зоны объектов, технические зоны и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим организациям и гражданам.
Средняя ставка налога по конкретному городу, поселку соответствующего экономического района устанавливается в размере норматива таблицы 1 Приложения N 2 к Закону "О плате за землю" с учетом коэффициента, предусмотренного на соответствующий год для ставок земельного налога. При этом средняя ставка определяется в зависимости от численности населения конкретного города и нахождения этого города в соответствующем экономическом районе. Для городов и поселков, расположенных в курортных районах, зонах отдыха городов Москвы и Санкт-Петербурга, в пригородных зонах городов с численностью населения свыше 500 тыс. человек, а также для городов, являющихся столицами республик в составе Российской Федерации, краевыми, областными центрами, и городов с развитым социально-культурным потенциалом соответствующий городу поселку норматив из таблицы 1 Приложения N 2 увеличивается кратно коэффициентам из таблиц 2 и 3 данного Приложения. При этом уровень коэффициента увеличения средней ставки земельного налога в курортных зонах определяется в зависимости от установленной рекреационной ценности зоны.
Согласно ст.8 Закона "О плате за землю" органами местного самоуправления городов средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. В городах и поселках, по которым выполнена комплексная экономическая оценка территории, материалы этой оценки принимаются за основу для определения показателей градостроительной ценности территории и дифференциации средней ставки земельного налога в городе, поселке по зонам различной градостроительной ценности территории на основе утвержденной проектно-планировочной документации (генеральных планов городов, поселков, промышленных узлов, проектов детальной планировки, схем и проектов районной планировки). В городах и поселках, где отсутствуют материалы комплексной экономической оценки территорий, допускается дифференциация средних ставок земельного налога путем экспертной оценки специалистов с учетом проектно-планировочной, землеустроительной документации.
Зонирование территории по градостроительной ценности производится с учетом местоположения, доступности к центру города (поселка), местам трудовой деятельности, объектам социального и культурно-бытового обслуживания населения, уровня развития инженерной инфраструктуры и благоустройства территории, уровня развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания населения, эстетической, исторической ценности застройки и ландшафтной ценности территории, состояния окружающей среды, инженерно-геологических условий строительства и степени подверженности территории воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, рекреационной ценности территории и др. Так, в городах с численностью населения от 20 тыс. до 100 тыс. человек может быть от 3 до 10 градостроительных зон.
Земельный налог на сельскохозяйственные угодья устанавливается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения согласно ст.5 Закона "О плате за землю". Органами законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации исходя из средних размеров налога с 1 га пашни и кадастровой оценки угодий устанавливаются и утверждаются ставки земельного налога по группам почв пашни, а также многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ. При этом ставки определяются отдельно по немелиорированной, орошаемой, осушенной пашне, а также участкам закрытого грунта.
Для республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области и автономного округа за базисный уровень принимаются средние размеры налога за 1 га немелиорированной пашни (Приложение N 1 к Закону "О плате за землю") с учетом коэффициента, установленного на соответствующий год для ставок земельного налога. Средний размер налога для орошаемой, осушенной пашни, участков закрытого грунта, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ определяется в зависимости от зонального характера использования этих угодий по их сравнительной продуктивности относительно немелиорированной пашни. Дифференциация средних размеров земельного налога по сельскохозяйственным угодьям и группам почв осуществляется на основе показателей земельной ренты по природно-сельскохозяйственным зонам Российской Федерации или непосредственно по материалам оценки земель.
Расчет ставок земельного налога по группам почв, выделенным при оценке сельскохозяйственных угодий, производится исходя из средних для административно-территориальных образований размеров налога по угодьям и баллов бонитета групп почв по продуктивности. Ставки налога по группам почв рассчитываются умножением соответствующих им баллов бонитета на цену одного балла. При этом цены баллов видов и подвидов угодий едины для республики в составе Российской Федерации, края, области, автономной области, автономного округа и определяются исходя из средних размеров налога и баллов бонитета. При отсутствии данных оценки орошаемой и осушенной пашни, участков закрытого грунта и многолетних насаждений ставки налога по ним определяются исходя из ставок по аналогичным группам почв немелиорированной пашни и коэффициента соотношений доходности видов угодий с доходностью немелиорированной пашни. При этом для налогообложения некоторых категорий земель определяются и средние ставки сельскохозяйственных угодий административного района.
Н. Голубева,
советник налоговой службы Российской Федерации III ранга
16 июля 2003 г.
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 29, июль 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71