Эккаунтинг: перспективная услуга
Согласно Федеральному закону от 21.11.96 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Кроме того, бухгалтерский учет дает информацию для исчисления налогов и сборов. Таким образом, значение бухгалтерского учета для бизнеса трудно переоценить. Хорошо организованный учет необходим для принятия экономически обоснованных управленческих решений, он обеспечивает защиту организации от финансовых рисков. Однако, как показывает практика, далеко не все организации успешно справляются с решением этой задачи, за исключением, пожалуй, крупных корпораций, имеющих в своем штате структуру (отдел, управление, департамент и т.д.), занимающуюся исключительно вопросами методологии учета, отчетности и налогообложения. Запущенность, так же как и неправильное ведение учета, приводит порой к весьма тяжелым последствиям для организации. Основными причинами возникновения рассматриваемых проблем являются низкий уровень подготовки бухгалтерских кадров и стремление сократить расходы на ведение учета, приводящее к возникновению значительных финансовых рисков.
Действительно, к бухгалтеру в наше время предъявляются высокие требования - он должен владеть вопросами ведения бухгалтерского учета, налогообложения, права и экономики, поскольку не все организации имеют возможность содержать в своем штате соответствующие структуры. В связи с этим многие организации нуждаются в высококвалифицированных бухгалтерских кадрах, которых пока не хватает. Ведь, чтобы получить соответствующую квалификацию, специалист должен обладать современным экономическим образованием и опытом работы не менее трех лет, быть в курсе всех происходящих изменений. Найти такого специалиста достаточно сложно.
Вторая причина возникновения проблем с учетом и финансовых рисков - всевозрастающие расходы на ведение бухгалтерского учета, достигающие подчас сумм, которые организация не в состоянии тратить на эти цели. Чтобы лучше понять состав и структуру этих расходов, приведем их в таблице.
N | Статьи расходов | Сумма |
1 | Затраты на наем и содержание персонала бухгалтерии, в том числе: оплата услуг кадровых агентств оплата труда персонала бухгалтерии отчисления на социальное страхование (единый социальный налог) |
|
2 | Затраты на создание и функционирование рабочих мест, в том числе: приобретение компьютеров и оргтехники приобретение бухгалтерских и правовых программ обслуживание оргтехники обслуживание и обновление программного обеспечения приобретение (аренда) офисной мебели приобретение (аренда) офисных площадей коммунальные услуги (электричество, отопление, вода) |
|
3 | Затраты на услуги третьих лиц, в том числе: оплата консультаций в области бухгалтерского учета, нало- гообложения и права оплата консультаций по настройке и использованию програм- много обеспечения |
|
Итого |
В таблице не заполнена графа "Сумма", поскольку это значение может различаться в зависимости от конкретных условий функционирования организации. Читатели могут сами заполнить ее, что позволит более точно понять складывающуюся ситуацию. При заполнении таблицы обратите внимание на то, что затраты на приобретение компьютеров, оргтехники и программ, приобретение мебели для бухгалтерии являются долгосрочными вложениями, т.е. окупаются в течение всего срока службы техники и оборудования. Поэтому в таблицу необходимо записать сумму этих затрат, относящихся к анализируемому периоду.
Таким образом, организация и ведение учета требуют ощутимых затрат. Решить данную проблему может помочь предлагаемая аудиторами услуга - эккаунтинг ("бухгалтерское обслуживание", "бухгалтерское сопровождение"). Сущность эккаунтинга состоит в том, что аудиторская фирма, заключив договор с организацией, берет на себя ведение ее бухгалтерского учета. Такую возможность предоставляет ст.6 Закона N 129-ФЗ, которая разрешает руководителю организации либо передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированной организации, либо вести бухгалтерский учет лично. На этих двух допущениях строятся два вида эккаунтинга - полный и частичный.
Если клиент поручает аудиторской фирме полностью вести бухгалтерский учет, фирма берет на себя все обязанности по ведению бухгалтерского и налогового учета, а также по своевременному представлению бухгалтерской, налоговой и статистической отчетности в соответствующие органы. Все работы осуществляются на территории аудиторской фирмы и на ее оборудовании, что позволяет клиенту не иметь ни должностей бухгалтеров в штате организации, ни рабочих мест для них. Клиент должен лишь своевременно извещать фирму о произведенных хозяйственных операциях и передавать для обработки первичные документы.
Однако данная форма эккаунтинга не получала пока широкого распространения. Дело в том, что согласно п.3 ст.7 Закона "О бухгалтерском учете" при такой форме обслуживания аудиторская фирма приобретает дополнительные функции, связанные с возможностью контроля за движением имущества (в том числе и денежных средств) клиента. Естественно, такое положение, как правило, клиента не устраивает.
Второй вид эккаунтинга - частичный, при котором клиент берет контрольные функции на себя (руководитель фирмы возлагает на себя обязанности главного бухгалтера), а аудиторская фирма ведет учет и составляет отчетность. Все работы, как и в первом случае, производятся на территории аудиторской фирмы и на ее оборудовании, что позволяет клиенту также не иметь должностей бухгалтеров в штате и рабочих мест для них. Клиент составляет и передает фирме для обработки всю первичную документацию, фирма составляет бухгалтерские регистры и отчетность и сдает ее в соответствующие органы либо передает клиенту.
При любом варианте аудиторская фирма гарантирует правильность ведения учета и составления отчетности и несет полную ответственность за ущерб, причиненный клиенту по ее вине. Таким образом, заказывая эккаунтинг, клиент делегирует аудиторской фирме не только функции своей бухгалтерии, но и существенную часть финансовых рисков, т.е. он получает хорошо отлаженную и гарантированную систему учета для своей организации.
Эккаунтинг дает клиенту и ряд других преимуществ. Например, клиент больше не нуждается в консультациях по вопросам бухгалтерского учета и налогообложения, вследствие чего он может отказаться от использования бухгалтерских и правовых программ. Если же помощь по этим вопросам ему понадобится, он получит ответ на них в аудиторской фирме, которая делает солидную скидку на консультационные услуги по вопросам права, учета, налогообложения и экономики при условии заказа эккаунтинга. Дело в том, что себестоимость аудиторских и консультационных услуг складывается из человеко-часов, отработанных специалистом. Если к специалисту обращается за консультацией незнакомый клиент, необходимо вникнуть в суть той хозяйственной ситуации, о которой спрашивает клиент, просмотреть дополнительные документы (договоры, первичные бухгалтерские документы, справки, письма и т.д.), иначе ответ будет просто поверхностным. На все это тратится время, что повышает себестоимость, а соответственно и цену услуги. Если же бухгалтерский учет организации ведет аудиторская фирма, специалист этой фирмы, дающий консультацию, знает сущность проводимых клиентом хозяйственных операций, ему не требуется много времени на выяснение сути вопроса. Поэтому услуга получается дешевле.
Эккаунтинг в среднем обходится не дороже, чем содержание собственной бухгалтерии, а если учесть все сопутствующие услуги, то цена может получиться даже ниже, чем при ведении учета в организации. Неслучайно эккаунтинг завоевал популярность среди клиентов и рынок его продолжает динамично развиваться. Эта услуга экономически эффективна не только для клиента, но и для исполнителя (аудиторской фирмы). Как известно, аудит проводится с января по апрель. В остальное время специалисты работают фактически вполсилы, не принося прибыли фирме. Обеспечивая их постоянную занятость, а также рационально разделяя их труд по участкам и степеням сложности, аудиторская фирма получает прибыль даже при сравнительно небольшой цене на данный вид услуг.
Таким образом, достоинства эккаунтинга заключаются в следующем:
делегирование не только обязанностей по ведению бухгалтерского учета в организации, но и ответственности за неправильное ведение учета и составление отчетности;
получение дополнительных аудиторских услуг с солидной скидкой;
отсутствие необходимости в большинстве консультационных услуг, связанных с ведением учета и налогообложением;
относительно невысокая цена.
Но у данного вида услуг есть и недостатки. Прежде всего это такой психологический фактор, как удаленность от клиента его бухгалтерии (под удаленностью имеется в виду то, что бухгалтерские документы находятся вне офиса, что создает у некоторых предпринимателей ощущение отсутствия в их руках рычагов управления экономикой организации). Второй недостаток эккаунтинга связан с человеческим фактором, поскольку при переходе на этот вид обслуживания клиент должен сократить ряд сотрудников.
Ю. Слепов,
аудитор,
к.э.н
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 29, июль 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71