Необходим закон о дисциплинарном аресте военнослужащих
Указом Президента РФ N 671 от 30 июня 2002 г. с 1 июля 2002 г. в Дисциплинарный устав и в Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил РФ были внесены существенные изменения. В частности, предусмотрено исключения из Дисциплинарного устава положений о праве командиров подвергать военнослужащих за нарушения воинской дисциплины аресту с содержанием их на гауптвахте.
Указ Президента РФ принят в соответствии с положениями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и требованиями ст.22 Конституции РФ.
Согласно ст.5 Конвенции содержание лиц под стражей признается обоснованным только на основании решения компетентного суда. Каждый, кто лишен свободы путем ареста, имеет право на судебное разбирательство, в ходе которого суд решает вопрос о законности его задержания. В соответствии со ст.22 Конституции РФ каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению.
Таким образом, нормы международного права и Конституции РФ исключают арест военнослужащих вне судебной процедуры и не по судебному решению.
Согласно п.3 приведенного Указа Правительству РФ было поручено в трехмесячный срок представить Президенту РФ проекты законодательных и иных нормативных актов Российской Федерации, обеспечивающих выполнение Конституции РФ и международных обязательств Российской Федерации в сфере защиты прав человека и основных свобод в части, касающейся применения к военнослужащим меры дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте. Однако до сих пор этот вопрос не получил законодательного разрешения.
Между тем по данным дисциплинарной практики за это время значительно возросло число грубых нарушений воинской дисциплины, таких как самовольные отлучки, употребление спиртных напитков, нарушение уставных правил несения службы и взаимоотношений между военнослужащими. Причем есть тенденция систематического совершения этих нарушений одними и теми же военнослужащими, поскольку существенного наказания за свои проступки они не понесли.
По данным военных судов, в 70% случаев основной предпосылкой совершения воинских преступлений, подрывающих военную и национальную безопасность государства, стало отсутствие надлежащей дисциплинарной ответственности за ранее совершенные грубые дисциплинарные проступки.
Иными словами, обеспечение безопасности государства требует разработки и принятия закона о дисциплинарном аресте военнослужащих.
В этом законе могут быть использованы нормы КоАП РФ, определяющие процессуальный порядок применения административного ареста, родственного дисциплинарному аресту военнослужащего. Надлежит установить четкий порядок и условия применения дисциплинарного ареста и его правовые последствия.
Исходя из практики применения дисциплинарного ареста военнослужащих по нормам Дисциплинарного устава Вооруженных сил РФ, действие этого закона должно быть распространено на солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков, мичманов, курсантов (слушателей военно-образовательных учреждений профессионального образования), проходящих военную службу по призыву или контракту в Вооруженных силах РФ либо в других войсках, воинских формированиях и органах, в которых в соответствии с законодательством предусмотрена военная служба, а также на граждан, призванных на военные сборы (далее - военнослужащие).
Основополагающей нормой закона должны стать положения о том, что дисциплинарный арест как крайняя мера дисциплинарного взыскания может применяться к военнослужащему только по решению суда и за совершение противоправного, виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения им порядка и правил прохождения военной службы, установленных законодательством Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами, воинскими уставами, а также приказами командиров (начальников), не влекущими уголовной ответственности. При этом перечень дисциплинарных проступков должен быть строго ограничен. К ним можно отнести: нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими; самовольное оставление воинской части или места службы, а равно опоздание из отпуска, командировки или лечебного учреждения без уважительных причин сроком не более двух суток; растрата, утрата, уничтожение или повреждение военного имущества; нарушение правил эксплуатации военной или специальной техники и вооружения; исполнение обязанностей военной службы в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения; нарушение порядка несения специальных видов военной службы (боевого дежурства, пограничной, внутренней, караульной служб и т.п.). Сюда же можно отнести и неповиновение военнослужащего, содержащегося на гауптвахте, законным требованиям или распоряжениям начальника гауптвахты (дежурного по части) либо начальника караула, а также других лиц, несущих караульную службу при гауптвахте.
Дисциплинарный арест не должен применяться к больным военнослужащим, которые признаны таковыми по заключению врача, а также к военнослужащим женщинам и военнослужащим, не приведенным к Военной присяге.
Определенную дискуссию вызывает вопрос о сроках дисциплинарного ареста. Некоторые предлагают налагать его на срок до 30 суток, а в отдельных случаях - до 45 суток. Между тем ранее Дисциплинарный устав Вооруженных сил РФ определял 20 суток для проходящих военную службу по призыву и 10 суток для проходящих ее по контракту. И при этом, по данным дисциплинарной практики, после отбытия дисциплинарного ареста подавляющее большинство военнослужащих не допускало нарушений воинской дисциплины. Это говорит о том, что не строгость дисциплинарного наказания, а неотвратимость приводит к достижению его целей.
Согласно ст.3.9 КоАП срок дисциплинарного ареста - до 15 суток (за нарушение требований режима чрезвычайного положения или режима в зоне проведения контртеррористической операции - до 30 суток).
Таким образом, дисциплинарный арест может быть наложен на срок до 15 суток, и это будет соответствовать целям применяемого наказания к военнослужащим. Если в период отбывания дисциплинарного ареста военнослужащий совершит грубый дисциплинарный проступок, взыскание в виде дисциплинарного ареста должно налагаться путем частичного либо полного сложения сроков ареста. В этом случае непрерывный срок дисциплинарного ареста не должен превышать 25 суток.
Принципиально важным является законодательное закрепление положений о порядке и сроках кратковременного задержания военнослужащего. Оно должно применяться для предупреждения или пресечения противоправного поведения военнослужащего. Представляется, что кратковременному задержанию может быть подвергнут военнослужащий: подозреваемый в совершении грубого дисциплинарного проступка; застигнутый при совершении или непосредственно после совершения дисциплинарного проступка, за который может быть применен дисциплинарный арест; находящийся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также находящийся вне расположения воинской части без документов, удостоверяющих его личность.
Право принимать решение о кратковременном задержании военнослужащего должно быть предоставлено командиру части, а также начальнику гарнизона. В случаях, не терпящих отлагательства, таким правом может быть наделен дежурный по воинской части.
Срок кратковременного задержания военнослужащего должен быть установлен применительно к положениям п.3 ст.27.5 КоАП - не более 48 часов. Этот срок засчитывается в срок дисциплинарного ареста.
В законе следует предусмотреть срок давности привлечения к дисциплинарной ответственности и правовые последствия применения дисциплинарного ареста. Такой срок с учетом ст.4.5 КоАП не должен превышать двух месяцев со дня совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка. В случае совершения нескольких проступков указанный срок должен исчисляться со дня совершения последнего грубого дисциплинарного проступка.
Судебному рассмотрению материалов о дисциплинарном проступке должна предшествовать их подготовка: закон должен содержать нормы, регламентирующие ее проведение. Необходимо предусмотреть, что служебная проверка проводится командиром воинской части либо по его приказу офицером воинской части. В том случае, когда грубый дисциплинарный проступок совершен военнослужащим вне расположения части (во время нахождения в отпуске, на лечении, в командировке и т.д.), проведение проверки возлагается на начальника гарнизона, военного коменданта или на назначенных ими лиц. Служебная проверка должна быть закончена в течение трех суток со дня, когда лицу, уполномоченному назначить ее проведение, стало известно о совершенном грубом дисциплинарном проступке. По окончании проверки составляется протокол о дисциплинарном проступке. В нем излагаются обстоятельства совершенного военнослужащим проступка. К протоколу приобщаются рапорт или заявление о факте совершения военнослужащим дисциплинарного проступка, объяснение нарушителя, объяснения или рапорта очевидцев, служебная характеристика правонарушителя и медицинская справка о его освидетельствовании. Должно быть предусмотрено ознакомление военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, со всеми указанными документами.
При этом в законе должно содержаться положение о том, что должностные лица, уполномоченные проводить проверку, вправе, не направляя материалов служебной проверки в суд, ограничиться применением к военнослужащему иной меры дисциплинарного воздействия. В случае же установления отсутствия события грубого дисциплинарного проступка или его признаков в действиях военнослужащего должно быть предусмотрено прекращение служебной проверки, о чем должен быть уведомлен военнослужащий, в отношении которого проводилась проверка.
В законодательно закрепленной процедуре рассмотрения материалов о дисциплинарном проступке военнослужащего должны, думается, содержаться положения о их единоличном рассмотрении судьей в день их поступления в суд. В случае необходимости выяснения дополнительных обстоятельств можно установить трехсуточный срок. Материалы подлежат рассмотрению по правилам, установленным КоАП (ст.ст.29.1, 29.2, 29.3, 29.4, 29.7, 29.8). Это касается порядка подготовки к рассмотрению дела о дисциплинарном аресте военнослужащего и разрешения возникающих при этом вопросов, определения обстоятельств, исключающих возможность рассмотрения дела судьей, самоотводе и отводе судьи, а также порядка рассмотрения дела о дисциплинарном аресте военнослужащего.
В судебном заседании надлежит заслушать военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, командира воинской части или его представителя, защитника, если он участвует в рассмотрении дела, а также свидетелей, исследовать материалы служебной проверки и другие доказательства.
При наличии письменного заявления военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности, об отказе от участия в судебном заседании, судья вправе рассмотреть материалы в его отсутствие.
В законе к обстоятельствам, подлежащим установлению при рассмотрении материалов в суде, должны быть отнесены: событие дисциплинарного проступка; виновность военнослужащего в его совершении; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
По результатам рассмотрения материалов судья вправе принять решение о дисциплинарном аресте военнослужащего либо о прекращении производства по делу. При этом, если будет установлено, что в действиях (бездействии) военнослужащего содержатся признаки состава уголовно наказуемого преступления, судья направляет материалы военному прокурору для решения вопроса о возбуждении уголовного дела и сообщает командиру воинской части, в которой проходил службу военнослужащий.
Решение судьи оформляется мотивированным постановлением применительно к положениям ст.29.10 КоАП. В нем должно содержаться указание о немедленном его исполнении, а также о сроках и порядке его обжалования.
В то же время закон должен предусмотреть возможность обжалования указанного постановления в окружной (флотский) военный суд. Это право может быть предоставлено военнослужащему, в отношении которого применен дисциплинарный арест, его защитнику, а также командиру воинской части, возбудившему дисциплинарное производство. При этом устанавливается трехдневный срок на обжалование с указанием о том, что обжалование постановления не приостанавливает его исполнение.
Поданные жалобы должны быть рассмотрены окружным (флотским) военным судом в срок не позднее семи суток с момента поступления в указанную судебную инстанцию жалобы с материалами дела.
Применительно к положениям ст.24.6 КоАП прокуроры не могут быть наделены правом осуществлять надзор за соблюдением законодательства при производстве в суде по делам о дисциплинарном аресте военнослужащего.
Окружным (флотским) военным судом подготовка и рассмотрение жалобы осуществляются в порядке, закрепленном в ст.ст.30.4, 30.6 КоАП.
По результатам рассмотрения жалоб суд кассационной инстанции принимает одно из следующих решений: оставляет постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения либо отменяет постановление и прекращает дело. О результатах рассмотрения жалобы извещается командир части. Военнослужащий подлежит ознакомлению с решением.
В законе должны быть предусмотрены нормы, регулирующие порядок, основания и срок отсрочки исполнения постановления о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста. Такое право предоставляется судье при наличии обстоятельств, вследствие которых исполнение постановления невозможно в установленные сроки. При этом исполнение может быть отсрочено на срок до одного месяца.
Военнослужащие, подвергшиеся дисциплинарному аресту, содержатся на гарнизонной, войсковой гауптвахте. Порядок и условия их содержания подлежат определению Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных сил РФ.
Должны быть установлены основания для освобождения военнослужащего из-под дисциплинарного ареста. Таковыми могут быть: отбытие срока ареста, отмена постановления гарнизонного военного суда о применении ареста, а также досрочное освобождение в силу исключительных обстоятельств. К ним можно отнести: болезнь военнослужащего; стихийное бедствие, постигшее его семью; смерть или тяжелая болезнь близких родственников. Освобождение в указанных случаях производится по представлению командира воинской части, в которой военнослужащий проходил службу, в течение суток приказом начальника гарнизона по месту нахождения гауптвахты. В последующем все материалы, послужившие основанием для досрочного освобождения военнослужащего, должны быть командиром (начальником), издавшим приказ, представлены в суд для рассмотрения вопроса о необходимости отбывания досрочно освобожденным не отбытой им части ареста. Они подлежат рассмотрению судьей в трехдневный срок.
Требует законодательного разрешения и вопрос о последствиях отмены постановления судьи с прекращением дела о дисциплинарном аресте. В законе следует предусмотреть норму, в силу которой в этом случае возмещение ущерба, причиненного военнослужащему неправомерным наложением дисциплинарного ареста, должно производиться в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Требует законодательной регламентации и вопрос о снятии дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста. Следует установить норму, согласно которой указанное дисциплинарное взыскание считается снятым с военнослужащего, если в течение года он не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию. Если военнослужащий докажет своим поведением исправление и не совершит нового дисциплинарного проступка, то командир (начальник) воинской части может досрочно (до истечения года) снять указанное дисциплинарное взыскание.
Скорейшее и безотлагательное принятие закона о дисциплинарной ответственности военнослужащих позволит существенно укрепить воинскую дисциплину и правопорядок среди военнослужащих, военную и национальную безопасность государства.
В. Борисенко,
председатель Балтийского флотского военного суда,
кандидат юридических наук
"Российская юстиция", N 6, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Необходим закон о дисциплинарном аресте военнослужащих
Автор
В. Борисенко - председатель Балтийского флотского военного суда, кандидат юридических наук
"Российская юстиция", 2003, N 6