Оглашение в суде показания умершего
Потерпевший и свидетель как субъекты уголовного процесса очень часто незаменимы. Почти всегда их показания имеют принципиально важное доказательственное значение, являются основанием для проведения таких следственных действий, как выемка, обыск, следственный эксперимент, осмотр места происшествия, а также служат основанием для задержания и заключения под стражу, предъявления обвинения.
Между тем по новому УПК в ходе судебного следствия оглашение показаний потерпевшего и свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, а также демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допросов, воспроизведение аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки допросов допускаются с согласия сторон при наличии существенных противоречий между ранее данными показаниями свидетеля или потерпевшего и их показаниями, данными в суде, и в случае их неявки в судебное заседание (ч.1 ст.281 УПК РФ).
Если свидетель или потерпевший (предупрежденный об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложных показаний и по ст.308 УК за отказ от дачи показаний) изменит в суде данные на предварительном следствии показания, то огласить эти последние скорее всего не удастся: сторона, которой не выгодны предварительные показания, не даст согласия на их оглашение; она едва ли пойдет против своих процессуальных интересов.
Все доказательства по уголовному делу подлежат непосредственному исследованию в судебном заседании (ч.1 ст.240 УПК). Не исследованные в суде доказательства не могут быть положены в основу судебного решения. Это значит, что в указанном выше случае предварительные показания свидетеля (потерпевшего) не будут оглашены и исследованы в судебном заседании; иными словами, им не будет дана должная оценка в совокупности с другими доказательствами по делу.
Оказывается, лжесвидетеля нельзя привлечь к уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний (по ст.307 УК). Ведь в соответствии с примечанием к ст.307 УК свидетель, потерпевший освобождаются от уголовной ответственности, если они добровольно в ходе дознания, предварительного следствия или судебного разбирательства до вынесения приговора суда или решения суда заявили о ложности данных ими показаний.
По новому УПК, если свидетель или потерпевший в суде злонамеренно изменил свои показания в пользу подсудимого, а он сам и его адвокат против оглашения правдивых предварительных показаний, то привлечь лжесвидетеля к ответственности не удастся. Ведь не оглашенные в суде показания процессуально как бы и не существуют.
Но институт предварительного расследования не отменен, и следователь обязан допрашивать свидетелей. Но ч.1 ст.281 УПК, требующая согласие сторон для оглашения ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства показаний потерпевшего и свидетеля, способна в большинстве случаев свести работу следователей на нет и ставит под сомнение саму действенность ст.307 УК, делая ее во многом декларативной.
Решение об оглашении ранее данных показаний свидетеля (потерпевшего) может иметь место после его допроса в суде и лишь если в его показаниях имеются существенные противоречия. Но как быть, если свидетель (потерпевший) заявит в суде, что в связи с прошествием значительного периода времени с момента преступления, очевидцем которого он был, и до момента его вызова в судебное заседание он уже не помнит подробностей и при этом подтверждает ранее данные показания, а подсудимый и защита высказываются против оглашения показаний данного свидетеля (потерпевшего)?
Как быть суду в случае смерти свидетеля (потерпевшего), когда других очевидцев преступления нет, а подсудимый вину не признавал и не признает и не согласен на оглашение показаний умершего свидетеля (потерпевшего)? Оправдывать подсудимого? Следует, думается, учесть, что по многим делам потерпевший является единственным, кроме подсудимого, очевидцем преступления и его показания имеют важное значение как свидетельство преступления и влияют на квалификацию действий виновного. Автору представляется, что смерть свидетеля (потерпевшего) является основанием для оглашения его показаний, данных на предварительном следствии или дознании либо в предыдущем судебном заседании. И это должно быть специально оговорено в уголовно-процессуальном законе.
При названных обстоятельствах предварительные показания должны быть, думается, оглашены при наличии ходатайства одной стороны; согласия другой - не нужно, ибо в соответствии с требованиями ч.3 ст.123 Конституции РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Это непосредственно означает, что обвинение и защита осуществляются сторонами, наделенными равными правами, пользующимися, в частности, равными правами по представлению доказательств и участию в их исследовании.
Закрепленное в ст.15 Конституции РФ положение о ее высшей юридической силе и прямом действии означает, что все конституционные нормы имеют верховенство над законами и подзаконными актами, в силу чего суды при разбирательстве конкретных судебных дел должны руководствоваться Конституцией РФ.
Итак, неисследование в судебном заседании таких доказательств, представленных стороной обвинения или защиты, как показания умершего или существенно изменившего в суде свои ранее данные показания свидетеля (потерпевшего), нарушает равенство сторон, ущемляет их права по представлению доказательств и, таким образом, противоречит ч.3 ст.123 Конституции РФ.
В связи с вышеизложенным автору представляется, что по ходатайству одной из сторон возможно оглашение показаний потерпевшего (свидетеля), если он умер или изменил в суде свои ранее данные показания: УПК РФ должен подчиняться Конституции РФ.
Полагаю, что налицо объективная предпосылка для изменения ст.281 УПК, которую можно было бы изложить в следующей примерной редакции:
"Статья 281. Оглашение показаний потерпевшего и свидетеля
1. Оглашение показаний потерпевшего и свидетеля, ранее данных при производстве предварительного расследования или судебного разбирательства, а также демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допросов, воспроизведение аудиои (или) видеозаписи, киносъемки допросов допускаются:
1) по ходатайству сторон при наличии существенных противоречий между ранее данными показаниями и показаниями, данными в суде; смерти потерпевшего или свидетеля; заявленном в суде отказе потерпевшего или свидетеля от дачи показаний, если эти показания получены в соответствии с требованиями части второй статьи 11 настоящего Кодекса;
2) с согласия сторон в случае неявки в судебное заседание свидетеля или потерпевшего.
3. Не допускается демонстрация фотографических негативов и снимков, диапозитивов, сделанных в ходе допроса, а также воспроизведение аудиои (или) видеозаписи, киносъемки допроса без предварительного оглашения показаний, содержащихся в соответствующем протоколе допроса или протоколе судебного заседания".
С. Желтобрюхов,
судья Советского районного суда г.Астрахани,
кандидат юридических наук
"Российская юстиция", N 6, июнь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Оглашение в суде показания умершего
Автор
С. Желтобрюхов - судья Советского районного суда г.Астрахани, кандидат юридических наук
"Российская юстиция", 2003, N 6