Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к распоряжению Департамента
потребительского рынка
и услуг г. Москвы
от 2 февраля 2010 г. N 29
Административный регламент
исполнения Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы государственной функции по осуществлению государственного регионального контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства в сфере потребительского рынка и услуг
Постановлением Правительства Москвы от 17 ноября 2010 г. N 1020-ПП образован Департамент торговли и услуг города Москвы путем слияния Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы и Департамента продовольственных ресурсов города Москвы
1. Общие положения
1.1. Административный регламент исполнения Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы государственной функции по осуществлению государственного регионального контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства в сфере потребительского рынка и услуг разработан на основании пункта 5.1 постановления Правительства Москвы от 17 февраля 2009 года N 104-ПП "О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы", а также пункта 3.11 Положения о Департаменте потребительского рынка и услуг города Москвы, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 6 февраля 2007 года N 72-ПП.
1.2. Исполнение функции государственного регионального контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями законодательства в сфере потребительского рынка и услуг осуществляется в соответствии с:
- Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 15 мая 2008 года N 797 "О неотложных мерах по ликвидации административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности";
- постановлением Правительства РФ от 20 августа 2009 года N 689 "Об утверждении Правил аккредитации граждан и организаций, привлекаемых органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля к проведению мероприятий по контролю";
- приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30 апреля 2009 года N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";
- Законом города Москвы от 21 ноября 2007 года N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях";
- постановлением Правительства Москвы от 24 июня 2008 года N 534-ПП "О мерах по организации государственного контроля в области потребительского рынка и услуг в городе Москве";
- постановлением Правительства Москвы от 17 февраля 2009 года N 104-ПП "О дальнейших мерах по снижению административных барьеров для субъектов малого и среднего предпринимательства на территории города Москвы";
- постановлением Правительства Москвы от 6 февраля 2007 года N 72-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте потребительского рынка и услуг города Москвы";
- постановлением Правительства Москвы от 25 апреля 2006 года N 274-ПП "Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территорий города Москвы";
- постановлением Правительства Москвы от 8 апреля 2008 года N 260-ПП "О состоянии и мерах по улучшению похоронного обслуживания в городе Москве";
- постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2004 года N 636-ПП "Об упорядочении использования территории Метрополитена и 25-метровой зоны от наземных вестибюлей станций и сооружений Метрополитена";
- иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, регулирующими отношения в сфере потребительского рынка и услуг и входящими в полномочия Департамента.
1.3. Перечень должностных лиц структурных подразделений Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, уполномоченных на проведение проверок установлен в приложении 10 к распоряжению.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "в приложении 10" следует читать "в приложении 9"
1.4. Исполнение государственной функции по государственному региональному контролю в установленной сфере деятельности осуществляется на безвозмездной основе.
1.5. Исполнение государственной функции осуществляется в отношении следующих# юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка и услуг.
1.6. Конечным результатом исполнения государственной функции является обеспечение соблюдения законодательства Российской Федерации и города Москвы в сфере потребительского рынка и услуг.
2. Порядок информирования о правилах исполнения государственной функции
2.1. Информация о государственной функции предоставляется на официальном портале Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы в сети Интернет (http://dpru.mos.ru).
Запросы о порядке исполнения государственной функции надлежит направлять в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, расположенный по адресу:
125009, г. Москва, ул. Тверская, д. 19, стр.2.
Телефон: (495) 694-46-41.
Время работы: пн.- чт. с 9.00 до 18.00, пт. с 9.00 до 16.45, обед с 12.00 до 12.45.
2.2. Сведения о месте нахождения структурных подразделений Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, контактных телефонах, адресах электронной почты указаны на официальном портале Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы http://dpru.mos.ru в разделе "Контакты".
2.3. Консультации, касающиеся порядка исполнения государственной функции, могут предоставляться:
по письменным обращениям;
по телефону.
Предоставление информации осуществляется бесплатно.
3. Административные процедуры
3.1. Юридическими фактами, являющимися основанием для проведения проверок деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере потребительского рынка и услуг, являются:
- План проведения плановых проверок на год Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы;
- обращения граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения установленных требований законодательства в сфере потребительского рынка и услуг;
- обращения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам нарушения установленных требований законодательства в сфере потребительского рынка и услуг;
- поступление обращений и заявлений из средств массовой информации по вопросам нарушения установленных требований законодательства в сфере потребительского рынка и услуг;
- истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений.
3.2. Административные процедуры осуществления контроля в установленной сфере деятельности включают в себя:
- проверку деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на предмет соблюдения ими требований законодательства в сфере потребительского рынка и услуг;
- запрос при проведении проверок у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей необходимых информации, объяснений и документов;
- составление на основании результатов проверок актов с указанием конкретных нарушений требований законодательства в сфере потребительского рынка и услуг;
- выдачу предписаний об устранении выявленных нарушений с установлением срока их устранения;
- вынесение определений о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования;
- вынесение постановлений о прекращении производства по делу об административном правонарушении;
- составление протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом города Москвы об административных правонарушениях;
- направление органам государственного контроля (надзора) информации для принятия мер в пределах предоставленных полномочий - в случае обнаружения в ходе проверки административных правонарушений, принятие мер по которым относится к их полномочиям.
4. Порядок и виды контроля при исполнении государственной функции в установленной сфере деятельности
4.1. Проверки в установленной сфере деятельности осуществляются как в плановом, так и во внеплановом порядке.
4.2. Порядок организации и проведения проверок в установленной сфере деятельности, в том числе сроки их проведения, регулируются положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Организация документарной проверки (как плановой, так и внеплановой) и организация выездной проверки (как плановой, так и внеплановой) осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
4.3. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливавших его организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении деятельности в сфере потребительского рынка и услуг и связанные с исполнением требований в этой сфере, исполнением предписаний Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы.
Документарная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы.
4.4. Предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя сведения, а также соответствие деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям, установленным нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами города Москвы в сфере потребительского рынка и услуг.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту фактического осуществления деятельности юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем.
5. Организация и проведение плановых проверок
5.1. Плановые проверки проводятся специалистами структурных подразделений Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы в соответствии с Планом проведения плановых проверок на год, утверждаемым руководителем Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы.
5.2. Проект плана проведения плановых проверок на год до 1 сентября года, предшествующего году проведения плановых проверок, согласовывается с Департаментом поддержки и развития малого и среднего предпринимательства города Москвы и направляется в органы прокуратуры.
В случае внесения органами прокуратуры предложений руководителю Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы в проект Плана проведения плановых проверок, предложения рассматриваются и по итогам их рассмотрения в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, в органы прокуратуры направляется План проведения плановых проверок.
5.3. План проведения плановых проверок на год формируется на основе предложений структурных подразделений Департамента потребительского рынка и услуг, направляемых в Управление оперативного контроля предприятий потребительского рынка и услуг в форме таблицы не позднее 15 августа года, предшествующего году проведения проверок.
5.4. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном Федеральным законом от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
5.5. О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляются Департаментом не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, первого заместителя руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иных доступным способом.
6. Организация и проведение внеплановых проверок
6.1. Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:
а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
б) причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновение чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
3) приказ (распоряжение) руководителя, первого заместителя руководителя Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в подпункте 2 настоящего пункта, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.
6.2. Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.
6.3. Внеплановая выездная проверка юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого или среднего предпринимательства, может быть проведена по основаниям, указанным в подпункте 2 пункта 6.1, только после согласования с органом прокуратуры.
6.4. В день подписания распоряжения на проведение внеплановой выездной проверки субъекта малого или среднего предпринимательства его копия направляется заказным почтовым письмом с уведомлением о вручении или в форме электронного документа, подписанного электронной цифровой подписью, в орган, прокуратуры одновременно с заявлением о согласовании проведения внеплановой выездной проверки.
6.5. Перечень документов, необходимых для предоставления в орган прокуратуры в целях согласования внеплановой выездной проверки, включает в себя:
- копию распоряжения о проведении внеплановой проверки;
- подтверждение отношения юридического лица или индивидуального предпринимателя к субъектам малого или среднего предпринимательства;
- копию обращения граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, СМИ;
- заявление о согласовании внеплановой выездной проверки юридического лица или индивидуального предпринимателя, относящемуся к категории субъектов малого или среднего предпринимательства, с иными органами государственного контроля (надзора) (при необходимости).
6.6. Мероприятия по согласованию внеплановой выездной проверки проводятся специалистами структурного подразделения Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, проводящего такую проверку.
6.7. Если основанием для проведения внеплановой выездной проверки является причинение вреда жизни и здоровью граждан, обнаружение нарушений требований в сфере потребительского рынка и услуг, в момент совершения таких нарушений в связи с необходимостью принятия неотложных мер Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы вправе приступить к проведению внеплановой выездной проверки незамедлительно с извещением органа прокуратуры о проведении мероприятий по контролю посредством направления необходимых документов в орган прокуратуры в течение двадцати четырех часов.
6.8. О проведении внеплановой выездной проверки, за исключением внеплановой выездной проверки, основания проведения которой указаны в подпункте 2 пункта 6.1, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются Департаментом потребительского рынка и услуг города Москвы не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
6.9. В случае проведения внеплановой выездной проверки членов саморегулируемой организации Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы обязан уведомить саморегулируемую организацию о проведении внеплановой выездной проверки в целях обеспечения возможности участия или присутствия ее представителя.
6.10. В срок до 30 числа следующего за отчетным месяца, структурные подразделения Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы, проводившие внеплановые выездные проверки, направляют информацию о таких проверках в Управление оперативного контроля предприятий потребительского рынка и услуг.
6.11. Управление оперативного контроля предприятий потребительского рынка и услуг обобщает сведения о внеплановых выездных проверках и направляет их нарастающим итогом в органы прокуратуры.
7. Порядок оформления результатов проверки
7.1. Результаты проверки оформляются актом установленной формы, составленным в двух экземплярах на каждое юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, в отношении которых осуществлялась проверка.
К акту проверки прилагаются объяснения работников юридического лица, работников индивидуального предпринимателя, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований (в случае отказа от дачи объяснения, проверяющий делает об этом запись в акте, удостоверяя ее своей подписью), предписания об устранении выявленных нарушений и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.
7.2. Акт по результатам проверки подписывается должностным лицом (лицами), ее проводившим, и руководителем или иным должностным лицом юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченным представителем.
В случае отказа от подписи руководителя, представителя руководителя или иного должностного лица юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя об этом делается отметка в акте, заверяемая подписью должностного лица, составившего акт.
7.3. Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или законному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки. В случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его законного представителя, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки акт направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле.
7.4. В случае, если для проведения внеплановой выездной проверки требуется согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта проверки.
7.5. В случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в отношении которого проводилась проверка, требований законодательства, должностные лица, проводившие проверку, обязаны выдать:
- предписание об устранении выявленных нарушений с установлением обоснованных сроков их устранения;
- определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в соответствии с нормами Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
Предписание об устранении выявленных нарушений должно содержать перечень выявленных нарушений и сроки их устранения, с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены, указание конкретных действий, которые необходимо предпринять проверяемому юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, адреса, по которому следует представить доказательства исполнения предписания, и срока для его исполнения (10 дней). Предписание об устранении выявленных нарушений подписывается должностным лицом, уполномоченным на проведение проверки.
7.6. Предписание об устранении выявленных нарушений, определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования вручаются законному представителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю под расписку. В случае отказа от получения предписания об устранении выявленных нарушений, определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку о получении указанных предписания, определения, данные документы направляется не позднее 3-х рабочих дней со дня составления проверяемому лицу заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к хранящимся в деле материалам.
7.7. Возбуждение и рассмотрение дела об административном правонарушении в установленной сфере деятельности производятся в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, по статьям 3.7, 11.1, 11.2, 11.14, 11.15 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях.
7.8. При предъявлении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы в срок, установленный предписанием, документов, свидетельствующих об устранении нарушений требований законодательства в сфере потребительского рынка и услуг, должностным лицом (должностными лицами) Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы с оставляется дополнение к акту проверки и выносится постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении (если было возбуждено дело об административном правонарушении по статьям 3.7, 11.1, 11.2, 11.14, 11.15 Кодекса города Москвы об административных правонарушениях).
7.9. В случае непредъявления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы в срок, установленный предписанием, документов, свидетельствующих об устранении нарушений, должностным лицом (должностными лицами) Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы:
- составляется протокол об административном правонарушении (если было возбуждено дело об административном правонарушении);
- документированная информация направляется в органы государственного контроля (надзора), уполномоченные на составление протокола об административном правонарушении.
7.10. Должностным лицом, ответственным за проведение проверки, в журнале учета мероприятий по контролю производится запись о проведенной проверке, содержащая сведения о дате, времени проведения проверки, правовых основаниях, целях, задачах и предмете проверки, о выявленных нарушениях и о выданных предписании или протоколе, а также указываются фамилия, имя, отчество, должность специалиста (специалистов), осуществившего проверку и его (их) подпись. При отсутствии журнала учета мероприятий по контролю в акте, составляемом по результатам проверки, делается соответствующая запись.
7.11. Регистрацию результатов проверки в системе информационного обеспечения потребительского рынка (ЕГАС СИОПР) осуществляет Управление оперативного контроля предприятий потребительского рынка и услуг.
8. Порядок обжалования действий (бездействия) должностного лица при проведении проверки в сфере потребительского рынка и услуг
8.1. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в Департамент потребительского рынка и услуг города Москвы.
8.2. Действия (бездействия) должностного лица при проведении проверки могут быть обжалованы проверяемым юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем в досудебном порядке (при обращении к руководству Департамента потребительского рынка и услуг города Москвы) или через суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.