Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 8
к постановлению Правительства Москвы
от 19 октября 2010 г. N 945-ПП
Основные положения и требования
к порядку формирования докладов о результатах и основных направлениях деятельности и отчетов о результатах деятельности главных распорядителей бюджетных средств города Москвы
I. Общие положения
1. Настоящие Основные положения и требования (далее - положения и требования) о порядке подготовки и использовании в бюджетном процессе докладов о результатах и основных направлениях деятельности (далее ДРОНД, доклад), а также отчетов о результатах деятельности (далее Отчет) главных распорядителей бюджетных средств* (далее - ГРБС) города Москвы разработано в соответствии с Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах, одобренной постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 г. N 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов", направленной на повышение результативности бюджетных расходов и оптимизацию управления бюджетными средствами на всех уровнях бюджетной системы Российской Федерации, а также Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике в 2007 году".
Положения и требования устанавливают основные принципы и правила подготовки и использовании в бюджетном процессе докладов о результатах и основных направлениях деятельности, а также отчетов о результатах деятельности ГРБС в городе Москве.
2. Понятия, используемые в настоящем положении и требовании, означают следующее:
2.1. "Департамент экономической политики и развития города Москвы - орган, ответственный за проведение экономической политики в городе Москве", "Департамент финансов города Москвы - орган, ответственный за проведение финансовой политики в городе Москве" - структурные подразделения Правительства Москвы, ответственные за проведение соответственно экономической и финансовой политики в городе Москве;
2.2. "Коллегиальный орган уполномоченный принимать решения связанные с вопросами целевого финансового планирования - межведомственная комиссия по вопросам планирования" - межведомственная комиссия, создаваемая и действующая в соответствии с решением Правительства Москвы, с целью развития программно-целевых методов планирования деятельности органов власти в городе Москве;
2.3. "объем бюджетных ассигнований ГРБС" - используемая для целей бюджетного планирования сумма расходов, представляемая ГРБС при формировании бюджетных проектировок в орган, ответственный за проведение финансовой политики в городе Москве (включая оценки расходов, финансируемых за счет приносящей доход деятельности) и распределяемая по подведомственным ГРБС распорядителям и получателям средств федерального бюджета;
2.4. "плановый период" - период, составляющий 3 года, в том числе год, на который разрабатывается проект бюджета города Москвы, и последующие 2 года;
2.5. "стратегическая цель" - краткое описание ожидаемого конечного общественно значимого результата реализации одной или нескольких основных функций органов государственной власти города Москвы в сфере деятельности ГРБС;
2.6. "тактическая задача" - краткое описание ожидаемых конечных или непосредственных, количественно измеримых, общественно значимых результатов деятельности ГРБС города Москвы по конкретным направлениям достижения одной из стратегических целей;
2.7. "межуровневая задача" - тактическая задача, решение которой требует совместных действий федеральных органов власти и органов исполнительной власти города Москвы (местного самоуправления);
2.8. "ведомственная целевая программа" - реализуемая ГРБС города Москвы городская целевая программа, подпрограмма федеральной (городской) целевой программы или ведомственная целевая программа;
2.9. "обеспечивающая деятельность" - деятельность, не направленная на решение конкретной тактической задачи ГРБС города Москвы, а ориентированная на обеспечение функционирования ГРБС города Москвы;
2.10. "непрограммная деятельность" - деятельность, осуществляемая ГРБС города Москвы и не включенная в бюджетные целевые программы и обеспечивающую деятельность;
2.11. "доклад предыдущего периода" - доклад, представленный в отчетном году;
2.12. "отчет о результатах деятельности" - отчетный документ о результатах деятельности ГРБС и подведомственных ему распорядителей и получателей средств городского бюджета, разрабатываемый и представляемый одновременно с отчетом об исполнении бюджета;
2.13. "расходные обязательства ГРБС" - включенные в объем бюджетных ассигнований ГРБС города Москвы расходы на исполнение нормативных правовых актов и заключенных органами государственной власти города Москвы договоров и соглашений (отдельных статей, пунктов, подпунктов, абзацев нормативных правовых актов, договоров и соглашений), предусматривающих возникновение расходных обязательств города Москвы, которые в соответствии с законодательством подлежат исполнению за счет средств бюджета ГРБС, включая расходы подведомственных ему получателей средств бюджета города Москвы;
2.14. "результативность бюджетных расходов (результативность деятельности)" - степень достижения планируемых результатов деятельности;
2.15. "эффективность бюджетных расходов (эффективность деятельности)" - соотношение между результатами деятельности и расходами на их достижение.
3. Подготовка докладов и отчетов ГРБС осуществляется в целях развития программно-целевых методов планирования деятельности органов власти города Москвы, расширения применения в бюджетном процессе методов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированных на результаты, исходя из реализации установленного Бюджетным кодексом Российской Федерации и Концепцией реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах принципа эффективности использования бюджетных средств, а также для создания единой системы планирования деятельности субъектов бюджетного планирования.
Непосредственной задачей подготовки докладов и отчетов ГРБС является обеспечение Правительства Москвы информацией, характеризующей планируемые и фактические результаты деятельности ГРБС города Москвы, соответствие бюджетных расходов результатам деятельности ГРБС города Москвы, повышение эффективности и результативности использования бюджетных средств.
Материалы докладов также используются для оценки результатов деятельности ГРБС, корректировки предоставляемых ГРБС бюджетных средств, базирующейся на оценке достижения целей, задач и реализации бюджетных программ, включенных в ДРОНДы, а также для формирования проектов среднесрочного финансового плана и бюджета города Москвы на очередной финансовый период, исходя из наиболее эффективного использования средств бюджета города Москвы для достижения планируемых результатов проведения бюджетной политики в целом и в отдельных сферах деятельности соответствующих органов исполнительной власти города Москвы.
Доклад и отчет входят в состав документов, обосновывающих предложения по распределению предельных объемов финансирования.
4. Подготовка докладов и отчетов осуществляется ГРБС города Москвы с участием в порядке, устанавливаемом соответствующим ГРБС, подведомственных им распорядителей, получателей средств бюджета города Москвы, по которым ГРБС города Москвы в соответствии с порядком разработки проектов среднесрочного финансового плана и бюджета города Москвы на очередной финансовый год формирует бюджетные заявки.
При формировании докладов ГРБС руководствуются приоритетами развития региона, сформулированными в программе социально-экономического развития города Москвы на среднесрочную перспективу, а также положениями о деятельности ГРБС.
При разработке внутренних планов деятельности ГРБС ориентируются на достижение целей и решение задач, сформулированных в докладе на очередной год.
5. Подготовка докладов и отчетов ГРБС осуществляется в соответствии с методическими рекомендациями, разработанными и утвержденными органом, ответственным за проведение экономической политики города Москвы совместно с органом, ответственным за проведение финансовой политики города Москвы.
Координацию работы ГРБС города Москвы по подготовке докладов осуществляет орган, ответственный за проведение экономической политики города Москвы совместно с органом, ответственным за проведение финансовой политики города Москвы.
6. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности и отчет о результатах деятельности утверждаются приказом руководителя ГРБС.
Доклады, представленные ГРБС города Москвы, рассматриваются и утверждаются межведомственной комиссией по вопросам планирования.
7. С целью контроля достижения планируемых результатов деятельности, ГРБС города Москвы проводят мониторинг достижения результатов деятельности по подведомственным им распорядителям, получателям средств бюджета города Москвы в соответствии с порядками, устанавливаемыми ГРБС города Москвы.
II. Формирование доклада о результатах и основных направлениях деятельности
8. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ГРБС включает в себя следующие разделы:
1) цели, задачи и показатели деятельности;
2) расходные обязательства и формирование доходов;
3) бюджетные целевые программы, непрограммная и обеспечивающая деятельность;
4) распределение расходов ГРБС по целям, задачам, функциям, бюджетным целевым программам, видам непрограммной и обеспечивающей деятельности;
5) эффективность и результативность деятельности.
9. В первом разделе доклада формулируются стратегические цели деятельности ГРБС, подведомственных ему бюджетных учреждений и организаций. Для каждой стратегической цели приводятся формулировки и краткие характеристики тактических задач (основных направлений деятельности), обеспечивающих достижение соответствующих стратегических целей деятельности ГРБС города Москвы.
Кроме того, в данном разделе по каждой стратегической цели, тактической задаче приводятся фактические, ожидаемые, планируемые и целевые значения основных показателей, характеризующих результаты деятельности ГРБС города Москвы, по форме согласно Приложению 1 к настоящему положению и требованию.
В случае расхождения плановых значений показателей, а также значений на текущий год, указанных в докладе предыдущего периода и текущем докладе, приводятся обоснования возникших отклонений по каждому показателю по форме согласно Приложению 2 к настоящему положению и требованию.
Формулировка целей и задач ГРБС должна вытекать из краткого анализа ситуации в подведомственной отрасли экономики или социальной сферы города Москвы.
Цели и задачи ГРБС определяются для сферы ведения (полномочий и функций) ГРБС в соответствии с перечисленными в положении о деятельности ГРБС, функциями, которые могут быть уточнены в процессе функционального анализа ГРБС.
Цели и задачи ГРБС должны быть согласованы с приоритетами развития региона в соответствии с целями и задачами развития города Москвы, сформулированным в программе социально-экономического развития города Москвы на среднесрочную перспективу.
В этом же разделе содержится анализ рисков, влияющих на достижение сформулированных целей и задач ГРБС, а также перечисляются мероприятия по минимизации (предотвращению) рисков.
10. Во втором разделе доклада дается оценка объема и структуры расходных обязательств ГРБС города Москвы и соответствующих платежей в бюджет города Москвы.
Данные об исполняемых расходных обязательствах представляются по формам, предусмотренным постановлением Правительства Москвы от 22 сентября 2009 г. N 1025-ПП "О порядке ведения Реестра расходных обязательств города Москвы", а так же в соответствии с "Методическими указаниями по составлению Реестров расходных обязательств города Москвы главными распорядителями бюджетных средств, утвержденными приказом Департамента финансов города Москвы от 20 ноября 2009 г. N 127".
ГРБС города Москвы, осуществляющие контроль за поступлением платежей, не подлежащих учету по плательщикам со стороны налоговых органов в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также в ведении которых находятся государственные бюджетные учреждения, имеющие право на предоставление платных услуг, и (или) государственные унитарные предприятия города Москвы дополнительно представляют данные о фактических и планируемых объемах соответствующих видов доходов по форме согласно Приложению 3 к настоящему положению и требованию.
11. В третьем разделе доклада приводится краткое описание в структурированном виде действующих и планируемых бюджетных целевых программ, включая городские целевые (межведомственные) программы города Москвы (ГЦП) и ведомственные целевые программы (ВЦП), направленные на решение задач ГРБС, а также описывается основное содержание непрограммной и обеспечивающей деятельности ГРБС.
Для каждой бюджетной целевой программы необходимо указать:
- статус программы (городская целевая, ведомственная целевая и т.п.);
- срок действия программы;
- краткое описание целей и задач программы в плановом периоде, включая целевые показатели (индикаторы) для каждого года планового периода и на весь период реализации программы (для ГЦП и утверждаемых ВЦП согласно паспорту программы);
- для реализуемых программ - краткое описание полученных за отчетный период результатов, включая сравнение плановых и фактических значений целевых показателей (индикаторов) для каждого года реализации программы. В случае существенных отклонений от плановых значений необходимо привести обоснование причин, вызвавших отклонение;
- характеристику влияния программы на уровень достижения стратегических целей и решения тактических задач ГРБС;
- краткую характеристику основных мероприятий программы и сроков их реализации;
- бюджет программы за отчетный и плановый период (с разбивкой по годам). Бюджет на плановый период может быть представлен в нескольких вариантах - в этом случае планируемые значения целевых показателей (индикаторов) могут быть привязаны к уровню финансирования;
- общий объем и источники финансирования программы (с разбивкой на бюджетные и внебюджетные источники финансирования);
- код бюджетной классификации (для предлагаемой к утверждению программы - предложения по уточнению бюджетной классификации);
- код и наименование расходного обязательства на основании которого происходит (предполагается) финансирование программы;
- функцию органа исполнительной власти и вид государственных (бюджетных) услуг;
- методику мониторинга хода реализации программы и оценки эффективности программы (с учетом ее особенностей);
- описание системы управления реализацией программы, включающей в себя распределение полномочий и ответственности между управлениями (отделами) ГРБСа, отвечающими за ее реализацию и перечень должностных лиц, ответственных за реализацию программы.
Краткая характеристика каждой ведомственной целевой программы ГРБС приводится по форме согласно Приложению 4 к настоящему положению и требованию.
Результаты реализации бюджетных целевых программ, как правило, должны описываться показателями конечных общественно значимых результатов.
Непрограммная деятельность отражается в Приложении 5 к настоящему положению и требованию.
Обеспечивающая деятельность ГРБС, отражается в Приложении 6 к настоящему положению и требованию.
Утверждаемые ВЦП включаются в ДРОНД только после их рассмотрения и прохождения соответствующих процедур согласования, предусмотренных нормативными правовыми актами города Москвы.
Каждая ВЦП должна относиться только к одной тактической задаче ГРБС, в случае, если реализация бюджетной целевой программы (БЦП) способствует реализации нескольких стратегических целей (тактических задач), БЦП следует относить к той цели (задаче), на реализацию которой, она направлена в наибольшей степени.
12. В четвертом разделе доклада содержится распределение отчетных и планируемых расходов ГРБС города Москвы по целям, задачам, функциям, бюджетным целевым программам, видам непрограммной и обеспечивающей деятельности по форме согласно Приложению 7 к настоящему положению и требованию.
В случае если программа направлена на достижение нескольких целей (решение нескольких задач) и невозможно распределение расходов на ее реализацию между этими целями (задачами), допускается учет указанной программы и расходов на ее реализацию по нескольким целям (задачам) с приведением общего объема расходов на данные программы ("повторного счета") в соответствующей строке формы Приложения 7 к настоящему положению и требованию.
Все расходы, направленные на обеспечивающую деятельность, отражаются в разбивке по видам деятельности в разделе "обеспечение деятельности" Приложения 8 к настоящему положению и требованию. Расходы на непрограммную деятельность, направленную на решение конкретных тактических задач, указываются в строке "не распределено по программам" для соответствующей тактической задачи в Приложении 8 к настоящему положению и требованию.
Приводятся данные о фактических и плановых объемах расходов в разрезе функциональной классификации по форме согласно Приложению 8 к настоящему положению и требованию.
Приводится краткое пояснение (обоснование) сложившейся и (или) планируемой структуры расходов, дается характеристика тенденций ее изменения в отчетном и плановом периоде, рассматриваются факторы, влияющие на эти тенденции.
В доработанном и уточненном, с учетом принятого закона города Москвы о региональном бюджете на соответствующий финансовый год и среднесрочного финансового плана на соответствующий период, ДРОНДе данные о бюджетных ассигнованиях ГРБС должны соответствовать закону о бюджете на текущий финансовый год, а также данным среднесрочного финансового плана на соответствующий период.
13. В пятом разделе доклада на основе оценки результативности бюджетных расходов ГРБС города Москвы и по форме согласно Приложению N 10 к настоящему положению и требованию, даются анализ и обоснование взаимосвязи объема (структуры) расходов и результатов деятельности ГРБС города Москвы в отчетном и плановом периоде, а также количественная оценка результативности и эффективности бюджетных расходов и тенденций их изменения, обосновываются меры, направленные на повышение результативности и эффективности.
При обосновании взаимосвязи объема (структуры) расходов и результатов деятельности ГРБС города Москвы в плановом периоде используются материалы анализа рисков из первого раздела. В число мер, направленных на повышение результативности бюджетных расходов могут включаться:
- оптимизация бюджетного сектора, уточнение реестров распорядителей и получателей средств бюджета;
- уточнение реестров расходных обязательств в соответствии с функциями и полномочиями;
- расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;
- распределение ассигнований между ГРБС с учетом результатов их деятельности;
- совершенствование механизма мониторинга эффективности бюджетных расходов;
- меры по совершенствованию внутреннего контроля и независимого аудита результативности расходов;
- меры по изменению организационной структуры ГРБС и подведомственных учреждений и организаций с целью приведения ее в соответствие с требованиями среднесрочного бюджетирования ориентированного на результат;
- меры по повышению экономичности отдельных статей расходов ГРБС и подведомственных учреждений и организаций;
- меры по совершенствованию системы оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от результатов их деятельности;
- совершенствование системы государственных закупок и т.д.
14. Структура целей, задач, программ и показателей деятельности ГРБС основывается на структуре, указанной в докладе предыдущего периода. В случае внесения изменений в перечень целей, задач, программ и показателей, ГРБС направляет вместе с докладом пояснительную записку с исчерпывающим перечнем изменений, а также обоснование необходимости внесения по каждому изменению.
ГРБС ведет мониторинг значений показателей, исключенных из текущего доклада, в течение 3 лет, за исключением случаев, когда деятельность, направленная на достижение соответствующих показателей, передана другому ГРБС. Соответствующие показатели, а также их фактические и плановые значения отражаются в отчете о результатах деятельности по форме согласно Приложению 9 к настоящему положению и требованию.
III. Формирование отчета о результатах деятельности
15. Отчет о результатах деятельности ГРБС включает следующие разделы:
- отчет о достижении запланированных результатов;
- отчет о реализации бюджетных целевых программ, непрограммной и обеспечивающей деятельности;
- анализ эффективности и результативности деятельности.
16. В первом разделе отчета приводится описание достигнутых результатов, в том числе данные о достижении стратегических целей и решении тактических задач ГРБС, указанных в докладе за прошедший год. Указываются причины отклонений фактических значений показателей достижения стратегических целей и решения тактических задач ГРБС от плановых, как в случае не достижения плановых значений, так и в случае их перевыполнения.
Данные о фактических значениях показателей приводятся по форме согласно Приложению 10 к настоящему положению и требованию.
17. Во втором разделе отчета приводятся данные о ходе реализации бюджетных целевых программ, видов непрограммной деятельности и видов обеспечивающей деятельности, указанных в докладе об основных направлениях деятельности за год, предшествующий предыдущему. Указываются причины отклонений фактических значений показателей программ от их плановых значений.
Данные о реализации бюджетных целевых программ приводятся по форме согласно Приложению 11 к настоящему положению и требованию. Данные на плановый период не приводятся. Форма отчета о реализации мероприятий в рамках непрограммной деятельности ГРБС приведена в Приложении 12 к настоящему положению и требованию.
Форма отчета о реализации мероприятий в рамках обеспечивающей деятельности ГРБС приведена в Приложении 13 к настоящему положению и требованию.
18. В третьем разделе отчета о результатах деятельности приводятся анализ и обоснование взаимосвязи объема (структуры) расходов и результатов деятельности ГРБС в отчетном периоде, а также количественная оценка результативности бюджетных расходов и тенденций ее изменения.
19. В Приложении 9 приводятся данные по всем показателям, которые были указаны в докладах об основных направлениях деятельности за последние три года, предшествующих прошедшему году, но исключенных из докладов отчетного периода.
20. Отчет о результатах деятельности утверждается приказом руководителя ГРБС города Москвы.
IV. Использование доклада о результатах и основных направлениях деятельности и отчета о результатах деятельности в бюджетном процессе
21. Доклад о результатах и основных направлениях деятельности, включающий предложения по распределению предельных объемов расходов ГРБС, представляется до 15 августа текущего года в межведомственную комиссию по вопросам планирования, в орган, ответственный за проведение экономической политики города Москвы и в орган, ответственный за проведение финансовой политики города Москвы.
22. Доработанный и уточненный, с учетом принятого закона города Москвы о бюджете города Москвы на соответствующий финансовый год и среднесрочного финансового плана на соответствующий период, ДРОНД утверждается руководителем ГРБС соответствующим приказом и представляется до 30 января следующего за отчетным года в межведомственную комиссию по вопросам планирования, в орган, ответственный за проведение экономической политики города Москвы и в орган, ответственный за проведение финансовой политики города Москвы.
23. Орган, ответственный за проведение экономической политики города Москвы, осуществляет подготовку и представление в межведомственную комиссию по вопросам планирования заключений на доклады о результатах и основных направлениях деятельности в части соответствия поставленных целей и задач целям и задачам государственной политики в соответствующих областях, а также в части обоснованности и информативности предлагаемых показателей эффективности и результативности, обоснованности предлагаемых плановых значений показателей эффективности и результативности. Помимо того, производится анализ эффективности системы управления рисками и согласованности действий ГРБС по решению межведомственных задач, а также оценка действенности предлагаемых мер по повышению результативности расходов.
Орган, ответственный за проведение финансовой политики города Москвы, осуществляет подготовку и представление в межведомственную комиссию по вопросам планирования заключений на доклады о результатах и основных направлениях деятельности в части обоснованности бюджетного финансирования ГРБС, направленного на достижение целей и задач, реализацию бюджетных целевых программ, осуществление непрограммной и обеспечивающей деятельности, а также в части обоснованности оценки стоимости расходных обязательств и обоснованности прогноза доходных поступлений. Помимо того, производится анализ представленных докладов на предмет оценки действенности предлагаемых мер по повышению эффективности расходов.ъ
25. Отчет о результатах деятельности утверждается руководителем ГРБС соответствующим приказом и представляется до 1 апреля следующего за отчетным года в межведомственную комиссию по вопросам планирования, в орган, ответственный за проведение экономической политики города Москвы и в орган, ответственный за проведение финансовой политики города Москвы.
26. Орган, ответственный за проведение экономической политики города Москвы, осуществляет подготовку и представление в межведомственную комиссию по вопросам планирования заключений на отчеты ГРБС по вопросам результативности деятельности ГРБС в рамках достижения целей и решения задач ГРБС.
Орган, ответственный за проведение финансовой политики города Москвы, осуществляет подготовку и представление в межведомственную комиссию по вопросам планирования заключений на отчеты ГРБС по вопросам эффективности деятельности ГРБС в рамках достижения целей и решения задач ГРБС.
27. На основании упомянутых заключений межведомственная комиссия по вопросам планирования:
- проводит оценку эффективности и результативности деятельности ГРБС в рамках достижения целей и решения задач ГРБС;
- оценивает эффективность системы управления рисками и согласованность действий ГРБС по решению межведомственных задач.
Принятые решения реализуются органом, ответственным за проведение финансовой политики города Москвы совместно с органом, ответственным за проведение экономической политики города Москвы при распределении предельных объемов финансирования на очередной финансовый год между ГРБС.
------------------------------
* На федеральном уровне в результате административной реформы произошло разделение функций органов исполнительной власти между министерствами, агентствами, службами и надзорами. В этой ситуации подготовка ДРОНДов возложена на "субъекты бюджетного планирования", т.е., преимущественно на министерства, иные ведомства, напрямую подчиняющиеся Президенту России или главе Правительства, и некоторые другие бюджетные организации. В субъектах РФ этот компонент административной реформы не реализован, поэтому в настоящем Положении в качестве наименования отраслевого органа исполнительной власти, ответственного за подготовку ДРОНДа используется термин "главный распорядитель бюджетных средств" (ГРБС).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.