Нижний Новгород |
|
21 июля 2014 г. |
Дело N А43-12235/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.07.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.07.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
при участии представителя
от заявителя: Масленниковой Л.В. (доверенность от 20.03.2014 N 2)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2013, принятое судьей Мустафаевым Г.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А43-12235/2013
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Элитно-семеноводческое хозяйство племенной завод-учхоз "Новинки" Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии (ИНН: 5245004315, ОГРН: 1025201454288)
о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области
и у с т а н о в и л :
Федеральное государственное унитарное предприятие "Элитно-семеноводческое хозяйство племенной завод-учхоз "Новинки" Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Управление), выразившихся в отказе в предоставлении заявителю в аренду сроком на 49 лет земельных участков с кадастровыми номерами N 52:26:0050001:11, 52:26:0010002:57, 52:24:0080001:677, 52:24:0080001:678, 52:24:0080001:679, 52:24:0080001:680, 52:24:0080001:681, 52:24:0080001:682, 52:24:0080001:683, 52:24:0080001:684, 52:24:0080001:685, 52:24:0080001:686, 52:24:0080001:687, 52:24:0080001:688, 52:24:0080001:689, 52:24:0080001:690, 52:24:0080001:691, содержащемся в письме от 14.03.2013 N МР-07/4494, а также об обязании принять решение о предоставлении в аренду Предприятию названных земельных участков и заключить договоры аренды на 49 лет этих земельных участков.
Решением суда от 11.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 указанное решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункты 2 и 3 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ), положения Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), не применили пункт 7 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", неполно исследовали обстоятельства, имеющие значение для дела. Правом на переоформление права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки сельскохозяйственного назначения обладают сельскохозяйственные организации. Суды не исследовали вопрос о наличии такого статуса у Предприятия.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе.
Представитель Предприятия в судебном заседании отклонил доводы жалобы.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Предприятию на праве постоянного (бессрочного) пользования предоставлены земельный участок с кадастровым номером 52:26:0050001:11 площадью 78,7364 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, примерно в 5,4 километра по направлению на северо-восток, ориентир н.п. Вязовка, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; земельный участок с кадастровым номером 52:26:0010002:57, площадью 252,3854 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, примерно в 4,4 километра по направлению на северо-восток, ориентир н.п. Зименки, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:677, площадью 112,7810 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 2,1 километра на северо-запад от н.п. Лазарево; земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:678, площадью 77,3114 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 1,8 километра на северо-запад от н.п. Лазарево; земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:679, площадью 81,7566 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 900 метрах на северо-запад от н.п. Садки; земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:680,Ж площадью 6,1871 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 1,25 километра на юго-запад от н.п. Садки; земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:681, площадью 24,0147 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 900 метрах на север от н.п. Лазарево; земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:682, площадью 35,2980 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 900 метрах на восток от н.п. Лазарево; земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:683, площадью 46,1236 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 550 метрах на северо-запад от н.п. Лазарево; земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:684 площадью 13,9963 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 450 метрах на юго-запад от н.п. Лазарево; земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:685, площадью 10,6931 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 400 метрах на запад от н.п. Садки; земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:686, площадью 137,2771 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 1,15 километра на юго-запад от н.п. Садки; земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:687, площадью 87,5500 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 550 метрах на юго-восток от н.п. Садки; земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:688, площадью 92,8032 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 1,25 километра на юго-восток от н.п. Садки; земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:689, площадью 31,6215 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 1,4 километра на север от н.п. Троица; земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:690, площадью 18,6132 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 600 метрах на север от н.п. Троица; земельный участок с кадастровым номером 52:24:0080001:691, площадью 155,5428 гектара, расположенный по адресу: Нижегородская область, Богородский район, примерно в 1,15 километрах на северо-восток от н.п. Троица.
Предприятие 16.08.2012 обратилось в Управление с заявлениями о предоставлении указанных земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в аренду сроком на 49 лет.
Управление отказало в предоставлении земельных участков в аренду, указав со ссылкой на пункт 5 статьи 18 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", что право аренды не может быть передано ни в рамках конкурсного производства, ни в рамках обеспечения финансовой деятельности (письмо от 14.03.2013 N МР-07/4494).
Предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа незаконным.
Руководствуясь статьей 9, пунктом 1 статьи 28, статьями 22, 27, 29, 34, 36 Кодекса, пунктами 2 и 3 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ, Федеральным законом от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ), Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности, утвержденным приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, и разъяснениями, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" (далее - Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11), суд первой инстанции пришел к выводу, что Управление не доказало законность оспариваемого отказа, и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Управление является уполномоченным органом, осуществляющим управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации (пункты 1, 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432).
В пункте 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ предусмотрено, что юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность до 01.07.2012 в соответствии с правилами статьи 36 Кодекса.
В силу пункта 3 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ оформление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение, в установленных земельным законодательством случаях, а также переоформление прав на земельные участки, предоставленные в постоянное (бессрочное) пользование государственным или муниципальным унитарным предприятиям сроком не ограничивается.
Согласно пункту 5 статьи 36 Кодекса для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 30.09.2011 N 475 утвержден перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 статьи 36 Кодекса заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Кодекса).
Из материалов дела следует и суды установили, что Предприятие обладает исключительным правом на предоставление в аренду испрашиваемых земельных участков и представило в Управление полный пакет документов, предусмотренный действующим законодательством.
Управление, отказав в заключении договоров аренды, указало, что в соответствии с пунктом 5 статьи 18 Федерального закона N 161-ФЗ право аренды не может быть передано ни в рамках конкурсного производства, ни в рамках обеспечения финансовой деятельности.
Однако, как верно указали суды, закон не содержит прямого запрета на заключение договора аренды в период конкурсного производства или в целях оздоровления финансовой деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 22 Кодекса земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом.
В пункте 4 статьи 27 Кодекса содержится исчерпывающий перечень земель, которые не могут быть предоставлены в аренду.
Суды установили, что испрашиваемые заявителем земельные участки к указанному перечню не относятся. Управление в нарушение статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представило доказательств невозможности предоставления заявителю земельных участков в аренду по основаниям, предусмотренным в законе.
Довод Управления о том, что заявитель не является сельскохозяйственной организацией, обоснованно отклонен судами.
При рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11).
При таких обстоятельствах суды правомерно признали оспариваемые действия Управления не соответствующими действующему законодательству, нарушающими права и законные интересы Предприятия.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 11.12.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу N А43-12235/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 22 Кодекса земельные участки, за исключением указанных в пункте 4 статьи 27 Кодекса, могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом.
В пункте 4 статьи 27 Кодекса содержится исчерпывающий перечень земель, которые не могут быть предоставлены в аренду.
...
При рассмотрении споров, связанных с переоформлением юридическими лицами права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды или с приобретением в собственность, суды должны учитывать, что согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона N 137-ФЗ лица, которым земельные участки на таком праве предоставлены до вступления в силу Кодекса, вправе по своему выбору оформить их в аренду или приобрести в собственность в соответствии с порядком, установленным правилами статьи 36 Кодекса, независимо от того, для какой цели были предоставлены эти участки (пункт 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 июля 2014 г. N Ф01-2444/14 по делу N А43-12235/2013