Нижний Новгород |
|
22 июля 2014 г. |
Дело N А17-4939/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16.07.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 22.07.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Башевой Н.Ю., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей
от заявителя: Петровой Е.М. (доверенность от 08.08.2013),
от ответчика: Антонова Н.И. (доверенность от 24.10.2012 N 37/2012-09),
от третьего лица: Махотиной А.Н. (доверенность от 01.01.2013 N 2)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2013, принятое судьей Герасимовым В.Д., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014, принятое судьями Кононовым П.И., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А17-4939/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СТАРКОМСЕРВИС" (ИНН: 3711017279, ОГРН: 1053707224086)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ивановской области
о признании незаконным решений,
третьи лица - открытое акционерное общество "Объединенные электрические сети", Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "СТАРКОМСЕРВИС" (далее - Общество, ООО "СТАРКОМСЕРВИС") обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ивановской области (далее - ФГБУ "Федеральная кадастровая палата", Кадастровая палата) от 18.10.2012 N 37-401/12-29046 об учете изменений в связи с уточнением местоположения границы и площади земельного участка и внесением сведений о части земельного участка с кадастровым номером 37:03:010102:10, расположенного по адресу: Ивановская область, город Гаврилов-Посад, улица Карла Либкнехта, дом 26 и решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" от 18.02.2013 N 37/401/13-6547 о постановке на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 37:03:010102:176, расположенного по указанному адресу.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Объединенные электрические сети" (далее - ОАО "Объединенные электрические сети"), Администрация Гаврилово-Посадского муниципального района Ивановской области (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 18.03.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Кадастровая палата не согласилась с принятыми по делу судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили положения Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ). По мнению Кадастровой палаты, ООО "СТАРКОМСЕРВИС" не может являться субъектом права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 37:03:010102:10 и соответственно выступать заинтересованным лицом, с которым следует согласовывать границы данного и смежных земельных участков. ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" указывает, что на момент принятия оспариваемых решений ей не было известно о переходе к ООО "СТАРКОМСЕРВИС" права постоянного (бессрочного) пользования, в связи с отсутствием соответствующий сведений в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Представитель Общества в судебном заседании возразил относительно доводов кассационной жалобы.
ОАО "Объединенные электрические сети" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании согласились с доводами Кадастровой палаты, посчитав обжалуемые судебные акты не законными и не обоснованными.
Законность принятых Арбитражным судом Ивановской области и Вторым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "СТАРКОМСЕРВИС" является собственником объекта недвижимости - гаража (литер Б), общей площадью 96 квадратных метров, расположенного по адресу: Ивановская область, город Гаврилов-Посад, улица Карла Либкнехта, дом 26, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 12.03.2012 серии 37-СС N 102745.
Гараж приобретен по договору купли-продажи недвижимого имущества от 24.02.2012, заключенного с МУП ЖКХ Гаврилово-Посадского муниципального района. Из пункта 1.2 договора купли-продажи следует, что гараж расположен на земельном участке с кадастровым номером 37:03:010102:10, площадью 1340 квадратных метров, по адресу: Ивановская область, город Гаврилов-Посад, улица К.Либкнехта, дом 26, указанный земельный участок был предоставлен продавцу на праве бессрочного (постоянного) пользования в соответствии со свидетельством от 29.03.1993 N 292.
На этом же земельном участке располагается здание конторы, принадлежащее на праве собственности ОАО "Объединенные электрические сети" на основании договора купли-продажи от 09.07.2012 (свидетельство о государственной регистрации права от 24.09.2012 серия 37-СС N 100033).
На основании заявления Администрации об учете изменений объекта недвижимости от 21.09.2012 N 37-0-1-77/3001/2012-560 и предоставленных с заявлением документов ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" был осуществлен кадастровый учет изменений в части уточнения сведений и площади земельного участка с кадастровым номером 37:03:010102:10 площадь которого составила 967 квадратных метров (решение Кадастровой палаты от 18.10.2012 N 37-401/12-29046).
На основании, заявления Администрации от 22.01.2013 о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка и предоставленных с заявлением документов ФГБУ "Федеральная кадастровая палата" был осуществлен кадастровый учет вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 37:03:010102:176 площадью 269 квадратных метров (решение Кадастровой палаты от 18.02.2013 N 37/401/13-6547).
В результате проведенного межевания и кадастрового учета земельный участок с кадастровым номером 37:03:010102:176 оказался в пользовании ООО "СТАРКОМСЕРВИС", земельный участок с кадастровым номером 37:03:010102:10 в пользовании ОАО "Объединенные электрические сети".
Считая, что решения Кадастровой палаты от 18.10.2012 N 37-401/12-29046 и от 18.02.2013 N 37/401/13-6547 не соответствуют закону и нарушает права и законные интерес в сфере предпринимательской деятельности Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 1, частями 1, 2 статьи 3, частью 2 статьи 16, частью 1 статьи 23, статьями 38, 39 Федерального закона N 221-ФЗ, суд первой инстанции удовлетворил заявленные требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом N 221-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально определенной вещи или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных данным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21, 25 - 29 части 2 статьи 7 данного закона сведений об объекте недвижимости.
В силу части 2 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных выше сведений осуществляются на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с данным законом для осуществления учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 22 Федерального закона N 221-ФЗ к числу документов, необходимых для кадастрового учета при постановке на учет земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка относится межевой план.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона N 221-ФЗ в случае, установленном части 1 статьи 39 данного закона в текстовой части межевого плана указываются сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ.
В силу статьи 39 Федерального закона N 221-ФЗ в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости, местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию с заинтересованными лицами, в том числе с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно части 1 статьи 40 Федерального закона N 221-ФЗ результаты согласования местоположения границ оформляются кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана. Таким образом, акт согласования местоположения границ земельного участка является составной частью межевого плана.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если граница земельного участка, о кадастром учете которого представлено заявление, не считается согласованной, а также в случае, когда при уточнении границ земельного участка нарушен установленный данным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ не считается согласованным.
Таким образом, по смыслу приведенных норм Федерального закона N 221-ФЗ при рассмотрении вопроса об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка орган государственного кадастрового учета обязан проводить проверку соответствия представленного заявителем межевого плана требованиям, предусмотренным статей 38 - 39 названного закона, в том числе положениям о порядке согласования границ земельного участка с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Как следует из материалов дела, на земельный участок с кадастровым номером 37:03:010102:10, в отношении которого Администрацией в Кадастровую палату было подано заявление о кадастровом учете изменений в части уточнения сведений и площади данного земельного участка, зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования муниципального унитарного предприятия жилищно-коммунального хозяйства Гаврило-Посадского муниципального района Ивановской области (свидетельство о регистрации права N 292 от 29.03.1993).
На основании договора купли-продажи недвижимого имущества, расположенного на указанном земельном участке, заключенного с ООО "СТАРКОМСЕРВИС" 24.01.2012, к Обществу перешло право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 37:03:010102:10. При этом земельный участок с кадастровым номером 37:03:010102:10 является смежным по отношению к вновь сформированному земельному участку с кадастровым номером 37:03:010102:176, о постановке на кадастровый учет которого Администрацией в Кадастровую палату также было подано соответствующее заявление.
Как установили суды, в актах согласования местоположения границ указанных земельных участков, имеющихся в межевых планах, представленных Администрацией в Кадастровую палату, отсутствуют сведения о согласовании границ земельных участков с муниципальным унитарным предприятием жилищно-коммунального хозяйства Гаврило-Посадского муниципального района Ивановской области и с ООО "СТАРКОМСЕРВИСЙ.
Кадастровая палата обязана была принять решения об отказе Администрации в осуществлении кадастрового учета изменений в части уточнения сведений и площади земельного участка с кадастровым номером 37:03:010102:10 и кадастрового учет вновь образованного земельного участка с кадастровым номером 37:03:010102:176.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, решения от 18.10.2012 N 37-401/12-29046 и от 18.02.2013 N 37/401/13-6547 Кадастровой палаты не соответствуют действующему законодательству и нарушают права и законные интересы ООО "СТАРКОМСЕРВИС" в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Кадастровая палата освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 06.12.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 18.03.2014 по делу N А17-4939/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 27 Федерального закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если граница земельного участка, о кадастром учете которого представлено заявление, не считается согласованной, а также в случае, когда при уточнении границ земельного участка нарушен установленный данным законом порядок согласования местоположения границ земельных участков или местоположение указанных границ не считается согласованным.
Таким образом, по смыслу приведенных норм Федерального закона N 221-ФЗ при рассмотрении вопроса об осуществлении государственного кадастрового учета в отношении земельного участка орган государственного кадастрового учета обязан проводить проверку соответствия представленного заявителем межевого плана требованиям, предусмотренным статей 38 - 39 названного закона, в том числе положениям о порядке согласования границ земельного участка с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 июля 2014 г. N Ф01-2503/14 по делу N А17-4939/2013