Нижний Новгород |
|
23 июля 2014 г. |
Дело N А28-14164/2013 |
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Николаева В.Ю.,
судей Жегловой О.Н., Чиха А.Н.
без участия представителей сторон и третьего лица
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Кировской области от 06.02.2014, принятое судьей Шмыриной С.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014, принятое судьями Велекоредчаниным О.Б., Немчаниновой М.В., Хоровой Т.В., по делу N А28-14164/2013
по иску муниципального образования Вятскополянский муниципальный район Кировской области в лице его администрации (ИНН: 4307001450, ОГРН: 1024300613270)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН: 1037739085636, ИНН: 7710168360)
о взыскании убытков,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент финансов Кировской области (ИНН: 4347015963, ОГРН: 1034316505497),
и у с т а н о в и л :
муниципальное образование Вятскополянский муниципальный район Кировской области в лице его администрации (далее - Администрация) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин) о взыскании за счет казны Российской Федерации 27 798 рублей 78 копеек убытков, возникших у Администрации в связи с возмещением расходов медицинского работника Куршинского фельдшерско-акушерского пункта КОГБУЗ "Краснополянская городская больница" Ляминой Екатерины Константиновны по оплате предоставленных ей с 01.04.2009 по 31.12.2011 коммунальных услуг.
Требования истца основаны на статьях 15, 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что вступившими в законную силу решением мирового судьи судебного участка N 73 Вятскополянского района Кировской области от 22.05.2012 с Администрации в пользу медицинского работника Ляминой Е.К., работающей и проживающей в сельской местности взыскано 27 798 рублей 78 копеек убытков. Финансирование затрат на оплату мер социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников, работающих и проживающих в сельской местности, лежит на Российской Федерации. Администрация исполнила решения, в результате чего понесла убытки, которые подлежат взысканию за счет средств федерального бюджета.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, суд в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации привлек Департамент финансов Кировской области.
Суд первой инстанции решением от 06.02.2014 удовлетворил исковые требования в заявленном объеме. При этом суд исходил из того, что финансовое обеспечение прав, социальных гарантий медицинских работников, работающих и проживающих в сельской местности, является расходным обязательством Российской Федерации.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 03.04.2014 оставил решение от 06.02.2014 без изменения.
При принятии судебных актов суды руководствовались статьями 15, 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 84, 85, 86 и 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 160 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 15, 19, 20 Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации органов местного самоуправления" (далее - Закон N 131-ФЗ), Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ), статьей 63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 (далее - Основы законодательства) и пунктами 16, 18, 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 23).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Минфин в лице Управления федерального казначейства по Кировской области (далее - Управление) обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 06.02.2014 и постановление от 03.04.2014 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Доводы заявителя кассационной жалобы сводятся к оспариванию вывода судов о том, что финансовое обеспечение социальных гарантий спорной категории граждан является расходным обязательством Российской Федерации. При этом заявитель указывает, что решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета). С 01.01.2005 решение вопросов социальной поддержки медицинских работников медицинских муниципальных организаций здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а также проживающие вместе с ними члены их семей было передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения. Недостаточность собственных доходных источников на уровне муниципальных образований не может служить основанием для снятия данной обязанности с Администрации. Арбитражный суд не связан выводами судов общей юрисдикции относительно оценки конкретных доказательств, а также доводами лиц, участвующих в деле, и вправе применить закон, на который они не ссылались. В связи с этим у судов отсутствовали основания для взыскания с Российской Федерации убытков.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из представленных в дело материалов следует, что вступившим в законную силу решением мирового судьи судебного участка N 73 Вятскополянского района Кировской области от 22.05.2012 N 2-204/2012 с Администрации в пользу медицинского работника Ляминой Е.К. взыскано 27 798 рублей 78 копеек убытков, составляющих расходы в связи с непредоставлением ей с 01.04.2009 по 31.12.2011 льгот по оплате освещения и отопления жилого помещения.
Администрация исполнила названное решение, что подтверждается платежным поручением от 01.03.2013 N 230.
Расходы по предоставлению льгот Администрации не были возмещены, что послужило основанием для ее обращения в арбитражный суд с настоящим иском.
Доказательств предоставления Кировской области или муниципальному образованию из федерального бюджета средств на реализацию установленных медицинским работникам льгот в материалы дела не представлено.
Российская Федерация, установив льготы для медицинских работников, проживающих в сельской местности, и наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, должна была обеспечить органы местного самоуправления необходимыми материальными и финансовыми средствами, однако обязанность по компенсации таких затрат не исполнила.
Суды удовлетворили исковое требование в отношении требований о взыскании 27 798 рублей 78 копеек убытков, руководствуясь Жилищным кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ, статьями 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 N 12-П и от 15.05.2006 N 5-П и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Нарушений норм материального права судебными инстанциями не допущено.
Доводы заявителя о том, что обеспечение социальной поддержки медицинских работников, проживающих в сельской местности или поселках городского типа, не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, отклоняются.
Право на получение названных льгот являлось гарантией, носящей компенсационный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ данную льготу, законодатель не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой такими гражданами ранее предоставленных прав. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, а не финансирование этих услуг, в силу чего выделение на эти цели в недостаточном объеме денежных средств субъекту Российской Федерации не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов обусловлена фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, обжалованные судебные акты соответствуют нормам материального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как заявители, согласно подпункту 1.1 пункта 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, освобождены от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 06.02.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 03.04.2014 по делу N А28-14164/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ю. Николаев |
Судьи |
О.Н. Жеглова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Право на получение названных льгот являлось гарантией, носящей компенсационный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан. Отменив в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ данную льготу, законодатель не предусмотрел соразмерной компенсации, связанной с утратой такими гражданами ранее предоставленных прав. На субъект Российской Федерации государством возложена обязанность по решению вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, а не финансирование этих услуг, в силу чего выделение на эти цели в недостаточном объеме денежных средств субъекту Российской Федерации не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации. Обязанность Российской Федерации по возмещению расходов обусловлена фактом предоставления льгот гражданам, имеющим право на их получение, и соответствующее обязательство Российской Федерации может быть прекращено только путем его исполнения. По настоящему делу судами установлено недофинансирование со стороны Минфина России, с которого правомерно взысканы расходы на основании статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 июля 2014 г. N Ф01-2577/14 по делу N А28-14164/2013