Нижний Новгород |
|
31 июля 2014 г. |
Дело N А43-25456/2013 |
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей
от заявителя: Толпыгина Д.О. (доверенность от 05.09.2012 N 73),
от заинтересованного лица: Бариновой Н.В. (доверенность от 02.07.2014),
от третьего лица: Бариновой Н.В. (доверенность от 11.03.2014)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н., по делу N А43-25456/2013
по заявлению открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (ИНН: 7707049388, ОГРН: 1027700198767)
о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода от 29.08.2013,
третье лицо - муниципальное казенное учреждение "Рекламная служба г. Нижнего Новгорода",
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" (далее - ОАО "Ростелеком", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным решения администрации города Нижнего Новгорода в лице Департамента градостроительного развития и архитектуры (далее - Администрация, орган местного самоуправления) от 29.08.2013 об отказе в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (брандмауэрное панно размером 5,0 х 15,0 м) на боковом фасаде здания, расположенного по адресу: город Нижний Новгород, улица Советская, дом 2, сроком на 5 лет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное казенное учреждение "Рекламная служба г. Нижнего Новгорода" (далее - МКУ "Рекламная служба г. Нижнего Новгорода", Учреждение).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 30.12.2013 заявленные требования удовлетворены и оспариваемое решение Администрации признано незаконным. В целях восстановления нарушенного права суд обязал орган местного самоуправления выдать ОАО "Ростелеком" разрешение на установку рекламной конструкции.
Постановлением апелляционного суда от 24.03.2014 решение суда отменено. Обществу в удовлетворении заявленных требований отказано.
ОАО "Ростелеком" не согласилось с постановлением апелляционного суда и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель считает, что суд апелляционной инстанции неправильно применил Федеральный закон от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"; его выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным в материалы дела доказательствам. Ссылаясь на Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде, утвержденные решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 N 119, Правила размещения объектов наружной рекламы и информации в городе Нижнем Новгороде, утвержденные постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода 21.06.2006 N 46, заявитель считает, что требования к рекламной конструкции испрашиваемого Обществом типа не претерпели изменений с момента выдачи предыдущего разрешения (от 28.02.2008 N 227). По мнению Общества, суд апелляционной инстанции необоснованно принял в качестве допустимого доказательства по делу заключение МП города Нижнего Новгорода "ИРГ НижегородгражданНИИпроект".
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Администрация в отзыве на кассационную жалобу и ее представитель в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
Третье лицо отзыв на кассационную жалобу не представило, его представитель в судебном заседании свою позицию по делу поддержал.
Законность принятого Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 29.11.2011 серии 52АД N 223431 ОАО "Ростелеком" на праве собственности принадлежит нежилое отдельно стоящее здание (автоматическая телефонная станция - 68) литера АА1А2, расположенное по адресу: город Нижний Новгород, улица Советская, дом 2.
Общество 25.06.2013 обратилось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции (брандмауэрное панно размером 5,0 х 15,0) на фасаде здания, расположенного по указанному адресу, приложив необходимый пакет документов.
Орган местного самоуправления 29.08.2013 со ссылкой на пункты 3.1.18 и 6.2.3 Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде, утвержденные решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 N 119, принял решение об отказе ОАО "Ростелеком" в выдаче разрешения на установку рекламной конструкции.
Полагая, что решение органа местного самоуправления является незаконным и нарушающим права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Федеральный закон N 38-ФЗ), положениями Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и исходил из того, что орган местного самоуправления не доказал законность и обоснованность оспариваемого решения.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права, вместе с тем сделал вывод о том, что отказ органа местного самоуправления является законным и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и отменил решение суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены постановления апелляционного суда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций осуществляется владельцем рекламной конструкции с соблюдением требований настоящей статьи.
Установка рекламной конструкции допускается при наличии соответствующего разрешения, выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5 - 7 данной статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых предполагается осуществить установку рекламной конструкции (части 9, 11 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
Орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа самостоятельно осуществляет согласование с уполномоченными органами, необходимое для принятия решения о выдаче разрешения или об отказе в его выдаче. При этом заявитель вправе самостоятельно получить от уполномоченных органов такое согласование и представить его в орган местного самоуправления муниципального района или орган местного самоуправления городского округа (часть 13 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ).
Постановлением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 23.11.2005 N 91 утвержден Устав города Нижнего Новгорода, в соответствии с подпунктом 38 пункта 1 статьи 8 и подпунктом 10 пунктом 3 статьи 43 которого к вопросам местного значения города Нижнего Новгорода и к полномочиям администрации города относится выдача разрешений на размещение наружной рекламы на территории города и осуществление контроля размещения наружной рекламы территории города в установленном порядке.
Согласно пункту 1.1 Положения о Департаменте градостроительного развития и архитектуры администрации города Нижнего Новгорода (далее - Положение), утвержденного постановлением Администрации от 21.06.2011 N 2376, Департамент градостроительного развития и архитектуры образован в соответствии с законодательством Российской Федерации для обеспечения работы администрации города в области архитектуры, градостроительной деятельности.
Пунктом 1.2 Положения установлено, что Департамент архитектуры и градостроительства является структурным подразделением администрации города.
В силу пункта 3.4 Положения Департамент градостроительного развития и архитектуры обеспечивает реализацию полномочий администрации города Нижнего Новгорода в области градостроительной деятельности.
В соответствии с частью 15 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ решение об отказе в выдаче разрешения должно быть мотивировано и принято органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа исключительно по основаниям, указанным в данной статье. В частности, в выдаче разрешения может быть отказано, если установка рекламной конструкции приведет к нарушению внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа.
Выдача разрешений на установку рекламных конструкций на территории городского округа, аннулирование таких разрешений, выдача предписаний о демонтаже самовольно установленных рекламных конструкций отнесены к вопросам местного значения городского округа (пункт 26.1 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Решением Городской Думы города Нижнего Новгорода от 19.09.2012 N 119 утверждены и с 13.10.2012 вступили в действие Правила установки и эксплуатации рекламных конструкций в городе Нижнем Новгороде (далее - Правила).
Правила разработаны в целях осуществления контроля за сохранением историко-градостроительной среды, сохранением архитектурного облика сложившейся застройки города, упорядочения мест для установки и эксплуатации рекламных конструкций, формирования принципов и условий, обеспечивающих равные права для всех участников отрасли наружной рекламы, эффективного использования имущества города Нижнего Новгорода в целях размещения наружной рекламы.
Правила устанавливают требования к территориальной установке и эксплуатации рекламных конструкций, условия использования имущества города для установки и эксплуатации рекламных конструкций, а также порядок осуществления контроля за соблюдением этих требований.
Соблюдение настоящих Правил обязательно для всех физических и юридических лиц независимо от формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей при установке и эксплуатации рекламных конструкций (пункт 1.1.3).
В пункте 1.2.10 Правил определено, что под архитектурным обликом города понимается эстетическое единство естественных и искусственных компонентов городской среды, связанных в единое композиционное, историческое, культурное, природное образование, имеющее материальную и духовную ценность.
На основании пункта 2.1 Правил на основании настоящих Правил разрабатывается схема установки рекламных конструкций на земельных участках независимо от форм собственности, а также зданиях или ином недвижимом имуществе, находящемся в собственности города Нижнего Новгорода.
Согласно пункту 3.1.18 Правил брандмауэрное панно - это рекламные конструкции, устанавливаемые на плоскости глухих стен зданий, не имеющих оконных проемов, витрин, архитектурных деталей декоративного оформления зданий. Настенные брандмауэрные панно выполняются в виде изображения (информационного поля), непосредственно нанесенного на стену, или объектов, состоящих из элементов крепления к стене, каркаса и информационного поля. Площадь информационного поля брандмауэрного панно определяется площадью рекламного изображения или габаритами каркаса информационного поля. Брандмауэрные панно должны иметь внутренний или внешний подсвет. Для брандмауэрных панно, имеющих элементы крепления к стене, в обязательном порядке разрабатывается проект крепления объекта с целью обеспечения безопасности при эксплуатации. Брандмауэрные панно должны быть оборудованы системой аварийного отключения от сети электропитания и соответствовать требованиям пожарной безопасности.
Рекламные конструкции, установленные на территории города Нижнего Новгорода, должны соответствовать внешнему архитектурному облику сложившейся застройки города, не нарушать историко-градостроительную среду (пункт 4.1 Правил).
В Пункте 4.2 Правил установлено, что на территории города Нижнего Новгорода разрешается размещение исключительно указанных в разделе 3 настоящих Правил типов и размеров рекламных конструкций. Размещение иных типов и размеров рекламных конструкций не допускается.
Рекламные конструкции, не соответствующие Перечню рекламных конструкций и установленные до принятия настоящих Правил, могут эксплуатироваться до окончания срока действия разрешения на установку рекламной конструкции либо до его аннулирования или признания недействительным по основаниям и в порядке, установленном Законом о рекламе.
В пункте 4.5 Правил определено, что территориальные требования к размещению рекламной конструкции на территории города Нижнего Новгорода применяются вне зависимости от владельца рекламной конструкции или формы собственности недвижимого имущества, находящегося на территории города Нижнего Новгорода.
В соответствии с п. 4.5.2 Правил на территории города Нижнего Новгорода разрешается установка рекламных конструкций в соответствии с требованиями, предусмотренными территориальными зонами с целью сохранения архитектурного облика сложившейся застройки города.
В целях применения настоящих Правил на основе анализа историко-градостроительной среды города, а также в соответствии с генеральным планом города Нижнего Новгорода выделяются территориальные зоны, предусмотренные п. 4.5.3 Правил.
Судом апелляционной инстанции установлено, что площадь Советская входит в зону N 4 "Территории придорожных полос лиц и магистралей, проходящих через центральные общественно-деловые, коммерческие, общественные, специализированные и жилые зоны", в которой допускается размещение рекламных конструкций типа брандмауэрное панно.
Из пункта 6.2.3 Правил следует, что разрешения на установку рекламных конструкций на зданиях, сооружениях независимо от формы их собственности выдаются в установленном порядке при условии соответствия заявляемых к установке конструкций настоящим Правилам, сохранения историко-градостроительной среды и ненарушения архитектурного облика сложившейся застройки города. Заявляемые конструкции на объектах недвижимости должны соответствовать масштабу здания и его архитектурных элементов, масштабу окружающей застройки улицы в пределах видимости рекламной конструкции, а также зданий, прилегающих к зданию, на котором заявляется размещение рекламной конструкции.
Заявляемые конструкции не должны нарушать архитектурные пропорции фасадов зданий, закрывать оконные проемы, архитектурные детали и элементы фасадов зданий.
Указанные критерии носят общий характер и применяются к любому архитектурному объекту независимо от современных пристрастий и оценок художественной ценности архитектурного объекта и воплощенного в нем архитектурного решения.
Положениями статьи 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разъяснено, что под архитектурным решением понимается авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте; под архитектурным объектом понимается здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садовопаркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.
Сохранение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа необходимо как для обеспечения самобытности сложившейся городской среды, сохранения ее исторического и культурного колорита, так и в целях соблюдения требований гражданского законодательства, которое части 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации относит к объектам авторских прав, в том числе, произведения архитектуры и градостроительства, а в статье 1266 названного Кодекса устанавливает принцип на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений.
Более того, средства наружной рекламы могут существенно влиять на формирование и видоизменение городской среды, на общее восприятие произведения архитектуры, а в некоторых случаях причинять ущерб внешнему архитектурному облику сложившейся застройки поселения или городского округа.
Администрация в обоснование своей позиции указала, что боковой фасад здания, выходящий на Советскую площадь в городе Нижнем Новгороде, представляет собой сложную архитектурную композицию, образованную кирпичными стенами и железобетонной балкой. Согласно проекту "Объект: АТС-68 в центре жилого района "Нагорный", разработанному Горьковгражданпроект, фасад образуется стенами длиной 14 060 мм, 980 мм и 5480 мм соответственно. При этом стены длиной 980 мм и 5480 мм являются глухими, на стене длиной 14 060 мм расположены по два окна на каждом этаже.
В пропорциях и членении фасада здания N 2 на площади Советской в городе Нижнем Новгороде выражается основное архитектурное решение, в связи с чем закрытие значительной части фасада крупноразмерной рекламной конструкцией неизбежно приведет к умалению авторского замысла архитектурного объекта, что противоречит принципам сохранения внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа, защиты авторских прав на произведения архитектуры от искажений.
Стена, на которой заявлено размещение брандмауэрного панно, является одним из элементов архитектурного решения всего фасада здания в целом, и не может рассматриваться отдельно от него.
Орган местного самоуправления представил в материалы дела экспертное заключение муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "ИРГ "НижегородгражданНИИпроект" (право на выполнение заключения подтверждено свидетельством от 04.08.2010 N 0021.02-2009-5260904857-П-022), из которого следует, что здание N 2 является одним из зданий, формирующих ансамбль площади Советской, включающий в себя помимо рассматриваемого здания (автоматическая телефонная станция-68), здание администрации Советского района города Нижнего Новгорода и малые архитектурные формы (элемент благоустройства - доска почета, флаговая композиция). Данный объект недвижимости представляет собой единое архитектурно-художественное решение, неплоскостные фасады которого имеют своеобразную объемную композицию за счет конструктивных накладных элементов в виде пилонов и завершающего элемента на парапете. Установка на здании N 2 на площади Советской в городе Нижнем Новгороде рассматриваемой рекламной конструкции с учетом расположения здания в центре площади на общем фоне здания администрации Советского района города Нижнего Новгорода, а также на фоне размещенной на данной территории доски почета, будет оказывать негативное влияние на сложившееся городское пространство, нарушать архитектурные пропорции фасада здания, имеющего своеобразное объемное решение, выраженное в конструктивных накладных элементах и оконных проемах, что приведет к нарушению внешнего архитектурного облика города Нижнего Новгорода, а также архитектурного облика здания N 2 на Советской площади.
Таким образом, суд апелляционной инстанции обоснованно посчитал, что в данном случае лицо, имеющее специальные познания в области архитектуры и строительства, сделало однозначный вывод о том, что установка рекламной конструкции по рассматриваемому адресу приведет к нарушению внешнего архитектурного облика сложившейся застройки города Нижнего Новгорода, а также архитектурного облика здания N 2 на Советской площади.
Апелляционный суд сделал правильный вывод о том, что экспертное заключение муниципального предприятия города Нижнего Новгорода "ИРГ "НижегородгражданНИИпроект" по правилам статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является допустимым и относимым доказательством по делу (иное письменное доказательство), и правомерно оценил его по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопреки требованиям, установленным в статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Общество не представило суду доказательств, опровергающих выводы названной экспертной организации.
При таких обстоятельствах апелляционный суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое решение органа местного самоуправления соответствовало действующему законодательству и не нарушало права Общества в сфере осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем правомерно отказал ОАО "Ростелеком" в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка Общества на то, что ранее в 2008 году выдавалось разрешение на установку рекламной конструкции на этом же месте, несостоятельна, так как не влияет на результат рассмотрения настоящего спора.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, проверены судом округа в полном объеме и отклоняются, поскольку основаны на неправильном толковании норм права, направлены на иную оценку исследованных судом апелляционной инстанций доказательств и сделанных на их основе выводов, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в полномочия кассационной инстанции не входит.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены обжалуемого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Общество. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату Обществу из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2014 по делу N А43-25456/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы отнести на открытое акционерное общество междугородной и международной электрической связи "Ростелеком".
Возвратить открытому акционерному обществу междугородной и международной электрической связи "Ростелеком" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 15.05.2014 N 198513.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Положениями статьи 2 Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" разъяснено, что под архитектурным решением понимается авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте; под архитектурным объектом понимается здание, сооружение, комплекс зданий и сооружений, их интерьер, объекты благоустройства, ландшафтного или садовопаркового искусства, созданные на основе архитектурного проекта.
Сохранение внешнего архитектурного облика сложившейся застройки поселения или городского округа необходимо как для обеспечения самобытности сложившейся городской среды, сохранения ее исторического и культурного колорита, так и в целях соблюдения требований гражданского законодательства, которое части 1 статьи 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации относит к объектам авторских прав, в том числе, произведения архитектуры и градостроительства, а в статье 1266 названного Кодекса устанавливает принцип на неприкосновенность произведения и защиту произведения от искажений."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 июля 2014 г. N Ф01-2692/14 по делу N А43-25456/2013