Нижний Новгород |
|
05 августа 2014 г. |
Дело N А43-15241/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 05.08.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Бердникова О.Е., Шемякиной О.А.
при участии заявителя: Стасюка Г.П.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - Стасюка Григория Петровича на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.12.2013, принятое судьей Мустафаевым Г.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014, принятое судьями Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., Рубис Е.А., по делу N А43-15241/2013
по заявлению Стасюка Григория Петровича
о возложении на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Московскому району города Нижнего Новгорода обязанности по внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений, подтверждающих прекращение статуса индивидуального предпринимателя с 31.12.2010,
и у с т а н о в и л:
Стасюк Григорий Петрович (далее - Стасюк Г.П.) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о возложении на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Московскому району города Нижнего Новгорода (далее - Инспекция, налоговый орган) обязанности по внесению в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей сведений, подтверждающих прекращение статуса индивидуального предпринимателя с 31.12.2010.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 09.12.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Стасюк Г.П. не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что сведения, подтверждающие прекращение статуса индивидуального предпринимателя подлежат внесению с 31.12.2010, поскольку предприниматель не занимается деятельностью с 2006 года, а 13.01.2011 повторно обращался в Инспекцию с заявлением о снятии его с учета.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны им в судебном заседании.
Инспекция в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с доводами жалобы, просила оставить жалобу без удовлетворения; заявила ходатайство о рассмотрении в ее отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Нижегородской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, с 24.09.1997 по 20.11.2012 Стасюк Г.П. состоял на учете в Инспекции в качестве индивидуального предпринимателя.
21.01.2011 от Стасюка Г.П. в адрес Инспекции поступило письмо в произвольной форме с просьбой ликвидировать ИП Стасюка Г.П.
Письмом от 27.01.2011 N 05-16/001039 регистрирующий орган разъяснил заявителю порядок государственной регистрации при прекращении деятельности физическим лицом в качестве индивидуального предпринимателя.
13.11.2012 Стасюк Г.П. в установленном законом порядке подал заявление о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого им решения.
20.11.2012 Инспекция приняла решение N 1112 о прекращении указанным физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей внесена соответствующая запись.
06.06.2013 в адрес Инспекции от Стасюка Г.П. поступило заявление о признании даты окончания деятельности (снятие с учета) в качестве индивидуального предпринимателя 31.12.2010.
Инспекция разъяснила Стасюку Г.П. невозможность удовлетворения данного требования на основании пункта 5 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации.
Стасюк Г.П. посчитал действия Инспекции незаконными и обратился в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 198 и 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 83 и 84 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 1, 8, 9, 10, 11, 22.1 и 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей", Арбитражный суд Нижегородской области установил, что заявителем не представлено доказательств подтверждающих, что им ранее 13.11.2012 в Инспекцию представлялось надлежащим образом оформленное заявление в установленном законом порядке о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого им решения, в связи с этим отказал в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
На основании статьи 83 Налогового кодекса Российской Федерации в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. Постановка на учет в налоговых органах индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункту 5 статьи 84 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального предпринимателя снятие их с учета осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
В силу статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация индивидуальных предпринимателей - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с Законом N 129-ФЗ.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган (статья 8 Закона N 129-ФЗ).
На основании статьи 22.1 Закона N 129-ФЗ при государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 9 Закона N 129-ФЗ).
Согласно статьи 11 Закона N 129-ФЗ моментом государственной регистрации признается внесение регистрирующим органом соответствующей записи в соответствующий государственный реестр.
В соответствии со статьей 22.3 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (пункт 9 статьи 22.3 закона N 129-ФЗ).
Суды установили и материалами дела подтверждается, что заявитель не представил доказательств подтверждающих, что им ранее 13.11.2012 в Инспекцию представлялось надлежащим образом оформленное заявление в установленном законом порядке о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на основании принятого им решения.
С учетом изложенного, исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые фактические действия (бездействие) Инспекции не противоречат действующему законодательству, не нарушают права и законные интересы заявителя, поэтому обоснованно отказали Стасюку Г.П. в удовлетворении заявленного требования.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 100 рублей подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 100 рублей подлежит возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 09.12.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 09.04.2014 по делу N А43-15241/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Стасюка Григория Петровича - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 100 рублей отнести на Стасюка Григория Петровича.
Возвратить Стасюку Григорию Петровичу из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 100 рублей, излишне уплаченную по чеку-ордеру ОАО Сбербанка России от 04.06.2014.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 22.3 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган документов:
...
в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Указанный документ представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (пункт 9 статьи 22.3 закона N 129-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 августа 2014 г. N Ф01-2841/14 по делу N А43-15241/2013