Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары

Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 августа 2014 г. N Ф01-2737/14 по делу N А28-11823/2013

 

Нижний Новгород

 

04 августа 2014 г.

Дело N А28-11823/2013

 

Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2014.

Постановление изготовлено в полном объеме 04.08.2014.

 

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:

председательствующего Шемякиной О.А.,

судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.

при участии представителей

от заявителя: Зыковой С.И. (доверенность от 27.02.2014),

от заинтересованного лица: Нижегородовой И.Р. (доверенность от 09.01.2014), Бахтиной И.Ф. (доверенность от 09.01.2014), Дудиной Ю.А. (доверенность от 16.05.2014)

рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кировская Фармацевтическая Компания" на решение Арбитражного суда Кировской области от 18.02.2014, принятое судьей Двинских С.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014, принятое судьями Немчаниновой М.В., Великоредчаниным О.Б., Хоровой Т.В., по делу N А28-11823/2013

по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Кировская Фармацевтическая Компания" (ИНН: 4322009196, ОГРН: 1074322000455)

о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кировской области от 28.06.2013 N 11

и у с т а н о в и л:

общество с ограниченной ответственностью "Кировская Фармацевтическая Компания" (далее - ООО "КФК") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Кировской области (далее - Инспекция) от 28.06.2013 N 11 о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Решением Арбитражного суда Кировской области от 18.02.2014 в удовлетворении заявления отказано.

Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "КФК" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.

Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили пункт 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации; сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению заявителя, спорная продукция (биологически активные добавки (далее - БАД) "Аскорбинка с сахаром" и "Крутка с сахаром") подлежит обложению налогом на добавленную стоимость по ставке 10 процентов, поскольку относится к продовольственной продукции (в частности, продуктам детского и диабетического питания); имеет код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, соответствующий коду, приведенному в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908.

Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.

Инспекция в отзыве на жалобу и представители в судебном заседании возразили относительно доводов заявителя, просили оставить жалобу без удовлетворения.

Законность решения Арбитражного суда Кировской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, Инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "КФК" по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты в бюджет налогов за период с 01.01.2009 по 31.12.2011, по результатам которой составила акт от 04.06.2013 N 8.

Проверяющие установили необоснованное применение Обществом ставки 10 процентов в отношении реализуемых БАД "Аскорбинка с сахаром" и "Крутка с сахаром".

Рассмотрев материалы проверки и возражения налогоплательщика, исполняющий обязанности начальника Инспекции принял решение от 28.06.2013 N 11 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной статьей 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде 759 030 рублей 46 копеек штрафа. В этом же решении налогоплательщику предложено уплатить штрафные санкции, а также доначисленные суммы налога на добавленную стоимость за период с 2009 по 2011 годы в сумме 11 443 203 рублей, пени за несвоевременную уплату налога на добавленную стоимость в размере 3 053 397 рублей 91 копейки.

Решением Управления Федеральной налоговой службы по Кировской области от 02.09.2013 N 15-15/09792 решение Инспекции оставлено без изменения.

ООО "КФК" обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании решения Инспекции недействительным.

Руководствуясь статьей 164 Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", Перечнем кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии", Арбитражный суд Кировской области пришел к выводу о необоснованном применении Обществом ставки 10 процентов в отношении реализуемых БАД "Аскорбинка с сахаром" и "Крутка с сахаром" и отказал в удовлетворении заявленного требования.

Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.

Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогообложение производится по налоговой ставке 10 процентов при реализации продовольственных товаров, в частности, продуктов детского и диабетического питания.

Согласно последнему абзацу названного пункта коды видов продукции, перечисленных в настоящем пункте, в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, а также Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности определяются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2004 N 908 утвержден Перечень кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции (далее - Классификатор), облагаемых налогом на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов при реализации (далее - Перечень).

В примечании к Перечню кодов видов продовольственных товаров в соответствии с Общероссийским классификатором продукции, облагаемых при реализации налога на добавленную стоимость по налоговой ставке 10 процентов, указано, что принадлежность отечественных продовольственных товаров к перечисленным в данном Перечне продовольственным товарам подтверждается соответствием кодов по классификации ОК 005-93 (ОКП), приведенных в этом Перечне, кодам ОКП, указанным в национальном стандарте, отраслевом стандарте и техническом условии.

В статье 1 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) определено, что пищевые продукты - продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в том числе продукты детского питания, продукты диетического питания), бутылированная питьевая вода, алкогольная продукция (в том числе пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и биологически активные добавки. Продукты детского питания - предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма пищевые продукты.

В соответствии со статьей 12 Закона N 29-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (действующего в спорный период) утверждены единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Согласно указанным перечням сухие продукты для детского, диетического и лечебно-профилактического питания (код 91 97) подлежат обязательной сертификации, в процессе осуществления которой подтверждается соответствие продукции требованиям, предъявляемым к продуктам детского питания действующими нормативными документами, а соответствие указанной продукции осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.

Решение о государственной регистрации продукции детского питания для детей дошкольного и школьного возраста принимается в соответствии с СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов" (вступил в действие с 01.09.2002) и СанПиН 2.3.2.1940-05 "Организация детского питания" (вступил в действие с 01.07.2005).

В пункте 2.2 СанПиН 2.3.2.1940-05 "Организация детского питания", утвержденного постановлением от 19.01.2005 N 3 установлено, что продукты детского питания, их компоненты и сырье, используемое в производстве продуктов детского питания, должны соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1078-01 "Гигиенические требования безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов".

Свидетельство о государственной регистрации установленного образца выдается на основании санитарно-эпидемиологической экспертизы о соответствии (несоответствии) нормативным документам продуктов детского питания и представляемым техническим документам на их производство исходя из требований законодательства Российской Федерации (пункт 2.8 СанПиН 2.3.2.1940-05), а производство продуктов детского питания осуществляется в соответствии с нормативно-техническими документами в целях обеспечения их качества и безопасности (пункт 2.5 СанПиН 2.3.2.1940-05).

В силу пункта 3.1 СанПиН 2.3.2.1940-05 в технических документах должны содержаться требования к показателям качества и безопасности сырья и готовой продукции, физико-химическим свойствам и рецептуре продуктов детского питания, условиям хранения и срокам годности, упаковке и информации, выносимой на этикетку, транспортировке, технологическому оборудованию и технологическому процессу производства продуктов детского питания, организации и методам производственного контроля.

Согласно пункту 3.2 СанПиН 2.3.2.1940-05 в соответствии с законодательством Российской Федерации производство продуктов детского питания осуществляется при наличии трех условий: санитарно-эпидемиологического заключения на производство продуктов детского питания; программ производственного контроля, утвержденных и согласованных в соответствии с санитарными правилами; технических документов, согласованных в установленном порядке.

Из приведенных норм следует, что налоговая ставка 10 процентов применяется исключительно при реализации продуктов детского питания, имеющих код по Общероссийскому классификатору продукции, соответствующий кодам ОК 005-93 (ОКП), приведенным в Перечне.

Как следует из материалов дела, в 2009-2011 годы Общество реализовывало БАД "Крутка с сахаром" и БАД "Аскорбинка с сахаром".

Исследовав и оценив материалы дела, в том числе письмо от 25.02.2009 N 24-47/262, в котором ФГУ "Кировский центр стандартизации, метрологии и сертификации" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии сообщило, что биологически активных добавок к пище в Общероссийскому классификатору продукции нет, но их можно отнести к коду ОКП 91 9769 - продукция лечебно-профилактического питания, прочая; письмо от 10.02.2014, в котором ФГУ "Кировский центр стандартизации, метрологии и сертификации" Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии подтвердило, что спорная продукция по выпускаемым заявителем ТУ может быть отнесена к вышеуказанному коду ОКП; свидетельства о государственной регистрации на БАД "Аскорбинка с сахаром" от 29.05.2009, от 27.09.2013 и БАД "Крутка с сахаром" от 07.11.2006, от 27.09.2013, из которых следует, что указанные продукты подлежат применению и взрослыми, противопоказанием к применению является сахарный диабет; экспертные заключения от 07.08.2013 и от 14.08.2013, из которых следует, что спорная продукция рекомендована к применению детям от 3-х до 14 лет, а также взрослым и детям старше 14 лет; сертификат соответствия N 0126975 на БАД "Крутка с сахаром", декларацию о соответствии от 22.03.2010 и от 01.04.2013 на БАД "Крутка с сахаром", декларацию о соответствии на БАД "Аскорбинка с сахаром" от 22.12.2011, которые не содержат сведений о соответствии спорной продукции СанПиН 2.3.2.1940-05 "Организация детского питания"; письмо ФГУ здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области в Слободском районе" от 16.01.2014, из которого следует, что БАДы не являются пищевой продукцией исключительно для детского питания, суды установили, что спорная продукция не относится исключительно к детскому питанию.

При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что при реализации спорной продукции должна применятся ставка налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов.

С учетом изложенного суды правомерно отказали с ООО "КФК" в удовлетворении заявленного требования.

Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.

Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа о принятии обеспечительных мер от 10.06.2014 отменить.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе в размере 1000 рублей подлежит взысканию с ООО "КФК", поскольку при подаче кассационной жалобы ему была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины.

В связи с предоставлением отсрочки при подаче заявления о принятии обеспечительных мер государственная пошлина в размере 2000 рублей подлежит взысканию с ООО "КФК".

Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Кировской области от 18.02.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.05.2014 по делу N А28-11823/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кировская Фармацевтическая Компания" - без удовлетворения.

Отменить определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа о принятии обеспечительных мер от 10.06.2014.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Кировская Фармацевтическая Компания" в доход федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, и 2000 рублей, связанной с подачей заявления о принятии обеспечительных мер.

Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительные листы.

Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

 

Председательствующий

О.А. Шемякина

 

Судьи

О.Е. Бердников
И.В. Чижов

 

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

На фирму был наложен штраф, а также доначислен НДС.

Поводом для этого послужило применение фирмой ставки 10% к операциям по реализации БАДов к пище.

Как указала фирма, операции со спорными товарами должны облагаться НДС по ставке 10%, поскольку они относится к продуктам (в частности, детского и диабетического питания).

Суд округа признал такой вывод ошибочным и указал следующее.

В силу НК РФ реализация продовольственных товаров облагается по ставке 10%, в частности, продуктов детского и диабетического питания.

По Закону о качестве и безопасности пищевых продуктов предусматривает, что следует относить к последним.

Это продукты в натуральном или переработанном виде, употребляемые человеком в пищу (в т. ч. продукты детского, диетического питания), питьевая вода, алкоголь (включая пиво), безалкогольные напитки, жевательная резинка, а также продовольственное сырье, пищевые добавки и БАДы.

Продукты детского питания - предназначенные для питания детей в возрасте до 14 лет и отвечающие физиологическим потребностям детского организма пищевые товары.

Согласно СанПиН 2.3.2.1940-05 продукты детского питания производятся при наличии трех условий: санитарно-эпидемиологического заключения; программ производственного контроля; техдокументов.

Ставка 10% применяется исключительно при реализации детского питания, имеющего соответствующий код по Общероссийскому классификатору продукции.

Между тем спорная продукция была рекомендована к применению детям от 3-х до 14 лет, а также взрослым и детям старше 14 лет.

При этом БАДов к пище в Общероссийском классификаторе продукции нет, но их можно отнести к коду ОКП 91 9769 - продукция лечебно-профилактического питания, прочая.

С учетом этого к реализации подобной продукции должна была применяться ставка НДС в размере 18, а не 10%.