Нижний Новгород |
|
11 августа 2014 г. |
Дело N А79-9525/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 11.08.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителя
от заявителя: Степанова Е.В. (доверенность от 23.12.2013)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.02.2014, принятое судьей Новожениной О.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., по делу N А79-9525/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Чувашское" по племенной работе (ИНН: 2116494659, ОГРН: 1042135004064)
о признании незаконным решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Чувашское" по племенной работе (далее - ОАО "Чувашское", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 09.09.2013 N 03-19/6386 решения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике (далее - ТУ Росимущества, Управление) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка площадью 84 568 квадратных метров, с кадастровым номером 21:21:131902:3, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, с/пос. Лапсарское. Одновременно заявитель просил суд обязать Управление в десятидневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении Обществу в собственность указанного земельного участка и направить проект договора купли-продажи.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.02.2014 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 19.05.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми по делу судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. По мнению Управления, образованные земельные участки имеют разные виды разрешенного использования, что противоречит статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ). ТУ Росимущества указывает, что государственная регистрация права собственности на испрашиваемый земельный участок отсутствует. Таким образом, предоставить спорный участок Обществу не представляется возможным.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
ТУ Росимущества, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность принятых Арбитражным судом Чувашской Республики и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании свидетельств о государственной регистрации права от 17.11.200 и от 01.12.2006 ОАО "Чувашское" принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества: здание для трех тракторов; административное здание; ветсанпропускник; котельная; кормоцех; здание для хранения семени; здание на 150 быков, лабораторное здание, здание на 100 племенных баранов и хряков; теплая стоянка; ветпункт с изолятором; здание для мойки сосудов; трансформаторная подстанция; очистные сооружения; буровая скважина; проходная с дезбарьером; зернохранилище; автовесы; расположенные по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, деревня Большие Карачуры, улица Дачная, 2.
Объекты недвижимости расположены на земельном участке площадью 84568 квадратных метров, кадастровый номер 21:21:131902:3, по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Лапсарское сельское поселение, деревня Большие Карачуры, который находится в собственности Российской Федерации.
ОАО "Чувашское" 13.08.2013 обратилось в ТУ Росимущества с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 84 568 квадратных метров, с кадастровым номером 21:21:131902:3, расположенного по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Лапсарское сельское поселение, деревня Большие Карачуры.
В письме от 09.09.2013 N 03-19/6386 ТУ Росимущества сообщило Обществу, что испрашиваемый земельный участок входит в состав земельного участка с кадастровым номером 21:21:000000:716, площадью 485207 квадратных метров, являющегося федеральной собственностью. Ранее письмом от 15.07.2013 N 03-19/4876 Общество было уведомлено о возможности рассмотрения вопроса о предоставлении в собственность земельного участка после образования земельного участка под объектами недвижимости, находящимися в собственности ОАО "Чувашское". В соответствии с Положением об Управлении Росимущества по Чувашской Республике полномочия собственника в отношении земельных участков, расположенных на территории Чувашской Республики, осуществляются исключительно по поручению Росимущества. В связи с этим для получения поручения по согласованию схемы раздела земельного участка с последующим принятием решения о его разделе Обществу предложено представить пакет документов в ТУ Росимущества. Управление указало, что необходимо сначала обеспечить государственную регистрацию права собственности Российской Федерации на испрашиваемый земельный участок.
ОАО "Чувашское" полагает, что решение Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, и обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 11.4, пунктами 1, 6 статьи 36 ЗК РФ, пунктом 3 статьи 22.1, пунктом 7 статьи 22.2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ), пунктом 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", суд первой инстанции удовлетворил заявленное требование, при этом исходил из того, что уполномоченный орган не доказал законность своего решения.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с решением суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган или лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу части 2 статьи 15 ЗК РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с названным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 28 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду.
Согласно статье 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
В силу статьи 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.
В пункте 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Согласно части 1 статьи 36 ЗК РФ исключительное право на приватизацию земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, или приобретение права аренды таких земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках. Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в этой статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В силу части 5 статьи 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов.
Пунктом 6 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 данной статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности; в месячный срок с даты принятия такого решения осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Согласно пункту 2 статьи 11.4 ЗК РФ при разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
Как следует из материалов дела, ОАО "Чувашское" принадлежат на праве собственности объекты недвижимого имущества, которые расположены на земельном участке площадью 84 568 квадратных метров, с кадастровым номером 21:21:131902:3, по адресу: Чувашская Республика, Чебоксарский район, Лапсарское сельское поселение, деревня Большие Карачуры, который находится в собственности Российской Федерации.
Испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 21:21:131902:3 образован при разделе земельного участка с кадастровым номером 21:21:000000:716; последний до раздела находился в собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации от 20.11.2012 серии 21-АД N 689110).
Испрашиваемый земельный участок сформирован как самостоятельный объект гражданских правоотношений в результате осуществления его государственного кадастрового учета в соответствии с требованиями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, вновь образованный земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие Обществу на праве собственности, также является федеральной собственностью, поставлен на кадастровый учет и может являться объектом купли-продажи, что усматривается из части 1 статьи 37 ЗК РФ.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 22.1 Федерального закона N 122-ФЗ обязательным приложением к документам, представляемым для государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков является правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки. Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном законом порядке.
Таким образом, в данном случае государственная регистрация перехода права собственности может быть осуществлена одновременно с государственной регистрацией права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 21:21:131902:3.
Как правильно отметили суды, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не препятствует реализации Обществом исключительного права и на основании статьи 36 ЗК РФ.
Судами установлено, что ОАО "Чувашское" обратилось в уполномоченный орган с заявлением, к которому приложило документы, подлежащие представлению согласно Перечню, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475. Однако в нарушение пункта 6 статьи 36 ЗК РФ уполномоченный орган не принял решение о передаче ОАО "Чувашское" земельного участка в собственность.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении ОАО "Чувашское" в собственность испрашиваемого земельного участка является незаконным, не соответствует ЗК РФ и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Чувашской Республики и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 18.02.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 19.05.2014 по делу N А79-9525/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чувашской Республике - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 22.1 Федерального закона N 122-ФЗ обязательным приложением к документам, представляемым для государственной регистрации прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков является правоустанавливающий документ на земельный участок, из которого образованы земельные участки. Представление правоустанавливающего документа не требуется в случае, если право на соответствующий земельный участок ранее было зарегистрировано в установленном законом порядке.
...
Как правильно отметили суды, отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок не препятствует реализации Обществом исключительного права и на основании статьи 36 ЗК РФ.
Судами установлено, что ОАО "Чувашское" обратилось в уполномоченный орган с заявлением, к которому приложило документы, подлежащие представлению согласно Перечню, утвержденному приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 N 475. Однако в нарушение пункта 6 статьи 36 ЗК РФ уполномоченный орган не принял решение о передаче ОАО "Чувашское" земельного участка в собственность.
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу, что решение уполномоченного органа об отказе в предоставлении ОАО "Чувашское" в собственность испрашиваемого земельного участка является незаконным, не соответствует ЗК РФ и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 августа 2014 г. N Ф01-2944/14 по делу N А79-9525/2013