Нижний Новгород |
|
30 июля 2014 г. |
Дело N А82-9985/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.07.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 30.07.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шемякиной О.А.,
судей Бердникова О.Е., Чижова И.В.
в отсутствие представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЙО" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2013, принятое судьей Мухиной Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014, принятое судьями Буториной Г.Г., Ившиной Г.Г., Караваевой А.В., по делу N А82-9985/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЙО" (ИНН: 7602075119, ОГРН: 1097602004994)
о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Ярославля
и у с т а н о в и л:
общество с ограниченной ответственностью "АЙО" (далее - ООО "АЙО", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району города Ярославля (далее - Инспекция) от 22.05.2013 N 1437 об отказе в государственной регистрации; о взыскании с Инспекции причиненного в результате незаконного отказа в государственной регистрации ущерба в сумме 21 000 рублей, а также судебных расходов в сумме 19 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2013 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью", Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей"; сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. По мнению Общества, оно представило достоверные и необходимые для государственной регистрации изменений в Едином государственном реестре юридических лиц документы и сведения.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Инспекция в отзыве на жалобу возразила относительно доводов, изложенных в ней, просила оставить жалобу без удовлетворения; просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.
ООО "АЙО", надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направило.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 30.04.2013 ООО "АЙО" получило заявление Айо Аднан, в котором он сообщил о своем выходе из Общества.
08.05.2013 единственный участник ООО "АЙО" Бадеркхан Хасан принял решение, в котором констатировал факт поступления данного заявления и факт поступления доли в размере 5/6 уставного капитала номинальной стоимостью 10 000 рублей на баланс ООО "АЙО" и распределил единственному участнику ООО "АЙО" Бадеркхану Хасану долю в размере 5/6 уставного капитала номинальной стоимостью 10 000 рублей с баланса ООО "АЙО".
15.05.2013 Бадеркхан Хасан обратился в Инспекцию с заявлением по форме N Р14001 о государственной регистрации изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы.
22.05.2013 Инспекция приняла решение N 1437 об отказе в государственной регистрации юридического лица в связи с непредставлением необходимых для государственной регистрации документов, а именно - заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (заявление не может считаться представленным, поскольку в листе "Г" не содержится сведений о номинальной стоимости доли в уставном капитале).
ООО "АЙО" посчитало решение Инспекции незаконным и обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 1, 5, 9, 17 и 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей", Арбитражный суд Ярославской области пришел к выводу о том, что оспариваемое решение не противоречит законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя, в связи с этим отказал в удовлетворении заявления.
Второй арбитражный апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 198, 200 и 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 18 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей", согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей" (далее - Закон N 129-ФЗ) государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (далее - государственная регистрация) - акты уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляемые посредством внесения в государственные реестры сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иных сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в соответствии с настоящим Федеральным законом. Законодательство Российской Федерации о государственной регистрации состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
В едином государственном реестре юридических лиц содержатся сведения об учредителях (участниках) юридического лица, в отношении акционерных обществ также сведения о держателях реестров их акционеров, в отношении обществ с ограниченной ответственностью - сведения о размерах и номинальной стоимости долей в уставном капитале общества, принадлежащих обществу и его участникам, о передаче долей или частей долей в залог или об ином их обременении, сведения о лице, осуществляющем управление долей, переходящей в порядке наследования (подпункт "д" пункта 1 статьи 5 Закона N 129-ФЗ).
На основании пункта 4 статьи 5 Закона N 129-ФЗ записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр.
В пунктах 1.1 и 1.2 статьи 9 Закона N 129-ФЗ указано, что требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Необходимые для государственной регистрации заявление, уведомление или сообщение представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяются подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке, если иное не установлено настоящим пунктом. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).
В соответствии с пунктами 4 и 4.1 статьи 9 Закона N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Регистрирующий орган не проверяет на предмет соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации форму представленных документов (за исключением заявления о государственной регистрации) и содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ).
На основании статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных названным законом необходимых для государственной регистрации документов.
Из материалов дела следует, что единственный участник ООО "АЙО" принял решение, которым распределил единственному участнику ООО "АЙО" Бадеркхану Хасану долю в размере 5/6 уставного капитала номинальной стоимостью 10000 рублей, ранее принадлежавшую вышедшему из состава участников Общества Айо Аднан. В листе "Г" заявления по форме N Р14001, содержащего сведения об участнике ООО "АЙО" - Айо Аднан, указано, что причиной внесения сведений в ЕГРЮЛ является прекращение прав на долю. Между тем, разделе 11 данного листа заявления содержатся сведения о том, что номинальная стоимость доли Айо Аднан в уставном капитале Общества равна нулю рублей.
Исследовав и оценив материалы дела, суды установили, что заявление по форме N Р14001 не содержит достоверных сведений о размере доли Айо Аднан, право на которую прекращено.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о наличии у регистрирующего органа правовых оснований для отказа Обществу в государственной регистрации.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 26.12.2013 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.03.2014 по делу N А82-9985/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЙО" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "АЙО".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.А. Шемякина |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2 статьи 17 Закона N 129-ФЗ для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в единый государственный реестр юридических лиц по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В предусмотренных Федеральным законом "Об обществах с ограниченной ответственностью" случаях для внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Представление документов для регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и (или) внесения в единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с изменениями учредительных документов юридического лица, осуществляются в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона (пункт 2 статьи 18 Закона N 129-ФЗ).
На основании статьи 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления заявителем определенных названным законом необходимых для государственной регистрации документов."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 июля 2014 г. N Ф01-2647/14 по делу N А82-9985/2013