Нижний Новгород |
|
01 августа 2014 г. |
Дело N А29-7907/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29.07.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 01.08.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шемякиной О.А.
при участии представителя
от ответчика: Игнатовича О.В. (доверенность от 11.07.2013 N 06-54)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сыктывкарский фанерный завод" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2014, принятое судьей Огородниковой Н.С., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014, принятое судьями Гуреевой О.А., Дьяконовой Т.М., Кобелевой О.П., по делу N А29-7907/2013
по иску Агентства по транспорту Архангельской области (ИНН: 2901229495, ОГРН: 1122901020527)
к обществу с ограниченной ответственностью "Сыктывкарский фанерный завод" (ИНН: 1121009024, ОГРН: 1021101120380)
о взыскании платы за провоз тяжеловесных грузов
и у с т а н о в и л :
Агентство по транспорту Архангельской области (далее - Агентство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сыктывкарский фанерный завод" (далее - ООО "СФЗ", Общество) о взыскании 234 628 рублей 66 копеек платы за провоз автомобильным транспортом тяжеловесных грузов по автомобильной дороге общего пользования регионального значения Архангельской области.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2014 иск удовлетворен частично: с ответчика в пользу истца взыскано 189 100 рублей 03 копейки платы в счет возмещения вреда, причиненного транспортным средством, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "СФЗ" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что неправильно применили постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2011 N 272 "Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом" (далее - Постановление N 272). По его мнению, весовые параметры транспортного средства ответчика в момент прохождения весового контроля не превышали предельно допустимых параметров, предусмотренных Постановлением N 272. Заявитель указывает на нарушения, допущенные при составлении акта от 28.05.2013 N 1101, а именно: неверно указана модель автомобиля и пройденное им расстояние по региональным дорогам, отсутствуют сведения о весах, не указан характер нарушения, приведенная на оборотной стороне акта детализация расчета не подписана должностным лицом, в отношении лиц, составивших акт, указаны только их должности без упоминания подразделения государственного органа.
В судебном заседании представитель Общества подтвердил позицию, изложенную в кассационной жалобе.
Отзыв на кассационную жалобу в суд не поступил.
Агентство, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 23.05.2013 на 297-м километре автомобильной дороги Усть-Вага-Ядриха произведен весовой контроль транспортного средства марки МАЗ-631208-020-010, государственный регистрационный знак В906НО11, принадлежащего ООО "СФЗ" и управляемого водителем Шабановым А.В.
В ходе весового контроля установлен факт перевозки тяжеловесных грузов с превышением установленных предельных значений осевой нагрузки транспортного средства.
По результатам весового контроля составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по общей массе и (или) нагрузке на ось от 23.05.2013 N 11001. За провоз тяжеловесного груза ответчику начислена плата в сумме 234 628 рублей 66 копеек.
Ответчик сумму ущерба в добровольном порядке не возместил, что явилось основанием для обращения Агентства в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 4, 30, 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, Постановлением N 272, постановлениями Правительства Архангельской области от 13.04.2010 N 109-пп, от 24.07.2012 N 319-пп, от 06.03.2012 N 78-пп, от 05.03.2013 N 92-пп, Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу об обоснованности требования в обжалуемой части и удовлетворил его.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частями 8, 9 статьи 31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определение порядка возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядка определения размера такого вреда в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения возложено на Правительство Российской Федерации.
Движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В целях установления порядка возмещения владельцами транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам в Российской Федерации, вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, а также порядка определения размера такого вреда, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила N 934).
Осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства (пункт 3 Правил N 934).
В пункте 5 Правил N 934 предусмотрено, что размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда; протяженности участков автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Согласно постановлению Правительства Архангельской области от 13.04.2010 N 109-пп "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения на территории Архангельской области" размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозку тяжеловесных грузов, при движении таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального значения на территории Архангельской области определяется в соответствии с показателями согласно приложению к Правилам N 934.
Постановлением правительства Архангельской области от 05.03.2013 N 92-пп "О временном ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального и межмуниципального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа в 2013 году" установлено временное ограничение движения транспортных средств, осевые массы которых с грузом или без груза превышают 3,5 тонны на каждую ось, по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Архангельской области и Ненецкого автономного округа в 2013 году: с 10 апреля по 24 мая 2013 года - на территории Архангельской области (кроме Ненецкого автономного округа) и с 1 мая по 14 июня 2013 года на территории Ненецкого автономного округа.
Согласно пункту 2.1.1.1.3 приказа Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 "Об утверждении Порядка осуществлении весового и габаритного контроля -транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" в акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что акт от 23.05.2013 N 11001 подтверждает факт превышения осевой нагрузки при перевозке грузов транспортным средством ответчика.
Доказательства получения Обществом разрешения на перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования регионального значения Архангельской области в материалы дела не представлены.
Расчет ущерба судами проверен и признан верным в размере 189 100 рублей 03 копеек.
При таких обстоятельствах суды правомерно взыскали с ответчика плату за провоз тяжеловесного груза в указанной сумме.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании материалов дела и не противоречат им.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на их переоценку, поэтому подлежат отклонению судом округа на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.04.2014 по делу N А29-7907/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сыктывкарский фанерный завод" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Сыктывкарский фанерный завод".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 2.1.1.1.3 приказа Минтранса Российской Федерации от 27.04.2011 N 125 "Об утверждении Порядка осуществлении весового и габаритного контроля -транспортных средств, в том числе порядка организации пунктов весового и габаритного контроля транспортных средств" в акте по результатам взвешивания транспортного средства указывается: дата, время и место составления акта; наименование, дислокация и принадлежность контрольного пункта; марка, модель и регистрационный номер транспортного средства; владелец транспортного средства; характеристики груза (делимый/неделимый, спецавтотранспорт); маршрут движения с указанием пройденного расстояния по федеральным автомобильным дорогам/по автомобильным дорогам регионального/межмуниципального/местного значения) (в км); полная масса транспортного средства (т): допустимая и фактическая; расстояние между осями; масса, приходящаяся на ось (т): допустимая, фактическая и (или) указанная в специальном разрешении (при его наличии). Указанный акт подписывается должностным лицом (осуществившим взвешивание транспортного средства), составляется в двух экземплярах, один из которых предоставляется водителю транспортного средства."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 августа 2014 г. N Ф01-2670/14 по делу N А29-7907/2013