Нижний Новгород |
|
21 августа 2014 г. |
Дело N А43-20152/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 21.08.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от заявителя: Димитриченко В.Г. (доверенность от 18.10.2013 N 202), Кононовой А.В. (доверенность от 13.11.2013 3 216), Москалевой О.К. (доверенность от 13.11.2013 N 218),
от заинтересованного лица: Гузанова А.С. (доверенность от 13.08.2014 N 02-12/006975), Лапшовой Е.А. (доверенность от 13.08.2014 N 02-12/006977), Фанеевой М.В. (доверенность от 13.08.2014 N 02-12/006976)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.12.2013, принятое судьей Моисеевой И.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014, принятое судьями Белышковой М.Б., Гущиной А.М., Смирновой И.А., по делу N А43-20152/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (ИНН: 5250043567, ОГРН: 1085250002111)
о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Нижегородской области от 21.06.2013 N 19491,
третье лицо - Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Нижегородской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 21.06.2013 N 19491.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Нижегородской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра").
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 10.12.2013 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 решение суда оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам; суды неправильно применили пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации. По мнению налогового органа, земельный налог в отношении вновь образованных в течение налогового периода земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0150002:497, 52:26:0150002:498 и 52:26:0150002:499 подлежит исчислению с момента постановки этих участков на кадастровый учет, то есть с 16.02.2012. При этом по состоянию на указанную дату удельный показатель кадастровой стоимости земельных участков составлял 1269 рублей 24 копейки/кв. м.
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представители в судебном заседании не согласились с доводами Инспекции, просили оставить обжалуемые акты без изменения.
ФГБУ "ФКП Росреестра" отзыв не представило, заявило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие представителя.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Инспекция провела камеральную проверку налоговой декларации Общества по земельному налогу за 2012 год, в ходе которой пришла к выводу о занижении налогоплательщиком при расчете земельного налога кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами 52:26:0150002:497, 52:26:0150002:498 и 52:26:0150002:499.
По результатам проверки составлен акт от 15.05.2013 N 20344 и принято решение от 21.06.2013 N 19491 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения на основании пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 492 000 рублей. Данным решением Обществу предложено уплатить 24 605 235 рублей земельного налога и 571 093 рубля 60 копеек пеней.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Нижегородской области от 27.08.2013 N 09-12/10248@ решение нижестоящего налогового органа оставлено без изменения.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 388 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьями 4 и 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", Арбитражный суд Нижегородской области удовлетворил заявленное требование. Суд пришел к выводу о правомерном исчислении Обществом земельного налога исходя из кадастровой стоимости земельных участков на дату регистрации права собственности.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
На основании пункта 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390 Кодекса).
В силу статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что Общество являлось собственником земельного участка с кадастровым номером 52:26:0150002:472, расположенным по адресу: Нижегородская область, Кстовский район, примерно в 3 километрах по направлению на юг от города Кстово.
В результате межевания указанного земельного участка образовано три земельных участка с кадастровыми номерами 52:26:0150002:497, 52:26:0150002:498 и 52:26:0150002:499.
Вновь образованные земельные участки поставлены на кадастровый учет 16.02.2012; согласно сведениям кадастровых паспортов участков удельный показатель их кадастровой стоимости составил 1269 рублей 24 копейки/кв. м.
Право собственности на земельные участки с кадастровыми номерами 52:26:0150002:497, 52:26:0150002:498 и 52:26:0150002:499 зарегистрировано в ФГБУ "ФКП Росреестра" 25.05.2012.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов Нижегородской области" по виду разрешенного использования "земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок" установлено среднее значение удельного показателя кадастровой стоимости в размере 1269 рублей 24 копеек /кв. м для кадастрового квартала 52:26:09 00 05, расположенного в границах Кстовского района, и в размере 641 рубля 63 копеек/кв. м - для кадастрового квартала 52:25:01 08 51, расположенного в границах города Кстово.
Решением Земского собрания Кстовского муниципального района Нижегородской области от 24.10.2006 N 194 "Об утверждении генерального плана города Кстово" земельные участки, находящиеся в кадастровом квартале 52:26:09 00 05, определены как находящиеся в границах иного муниципального образования - города Кстово.
При этом, как установили суды, географическое местоположение границ земельного участка 52:26:0150002:472 и образованных из него вновь сформированных участков 52:26:0150002:497, 52:26:0150002:498 и 52:26:0150002:499 не изменилось.
С учетом изложенного суды признали, что кадастровые паспорта земельных участков 52:26:0150002:497, 52:26:0150002:498 и 52:26:0150002:499 на момент постановки их на кадастровый учет содержали неактуальную на 16.02.2012 информацию об удельном показателе их кадастровой стоимости, поскольку после включения земельного участка 52:26:0150002:472 и, соответственно, вновь образованных земельных участков в границы города Кстово к ним должен был применяться удельный показатель кадастровой стоимости в размере 641 рубля 63 копеек/кв. м.
Данное обстоятельство подтвердило также ФГБУ "ФКП Росреестра" в отзыве, представленном в суд первой инстанции.
Учитывая, что кадастровая стоимость в отношении спорных земельных участков установлена постановлением Правительства Нижегородской области от 15.06.2010 N 358 и соответствует виду разрешенного использования, суды пришли к правильному выводу о правомерности применения налогоплательщиком при исчислении земельного налога удельного показателя кадастровой стоимости земельных участков в размере 641 рубля 63 копеек/кв. м.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили заявленное Обществом требование, признав незаконным доначисление налогоплательщику 24 605 235 рублей земельного налога, соответствующих сумм пеней и штрафа.
Доводы Инспекции, изложенные в жалобе, отклоняются, поскольку направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 10.12.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 17.04.2014 по делу N А43-20152/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 статьи 389 Кодекса объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
Налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации (пункты 1 и 2 статьи 390 Кодекса).
В силу статьи 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. В отношении земельного участка, образованного в течение налогового периода, налоговая база в данном налоговом периоде определяется как его кадастровая стоимость на дату постановки такого земельного участка на кадастровый учет. Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 августа 2014 г. N Ф01-3051/14 по делу N А43-20152/2013