Нижний Новгород |
|
25 августа 2014 г. |
Дело N А31-12397/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.08.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.08.2014.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителей
от истца: Бежецкого А.Ю. (доверенность от 05.12.2013 N 324), Болдова И.О. (доверенность от 19.11.2013 N 299)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Росспиртпром" на решение Арбитражного суда Костромской области от 12.02.2014, принятое судьей Тетериным О.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014, принятое судьями Малых Е.Г., Савельевым А.Б., Тетерваком А.В., по делу N А31-12397/2013
по иску открытого акционерного общества "Росспиртпром" (ИНН: 7730605160, ОГРН: 1097746003410)
к Департаменту агропромышленного комплекса Костромской области (ИНН: 4401009368, ОГРН: 1034408617484)
о взыскании 34 576 475 рублей субсидий и 2 543 531 рубля 94 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Росспиртпром" (далее - ОАО "Росспиртпром", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Департаменту агропромышленного комплекса Костромской области (далее - Департамент) о взыскании 34 576 475 рублей субсидии и 1 331 194 рублей 29 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 12.02.2014 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применили не подлежащий применению Федеральный закон от 02.07.2013 N 181-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов" и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, запрет на предоставление юридическим лицам субсидий на возмещение затрат в связи с производством подакцизных товаров начинает действовать с 01 января 2014 года, иное означает ухудшение положения получателя субсидии. ОАО "Росспиртпром" как лицо, которым соблюдены все необходимые условия для предоставления субсидии, имеет право на получение субсидии в заявленном размере.
Подробно доводы Общества приведены в кассационной жалобе и дополнении к ней и поддержаны его представителями в судебном заседании.
Департамент отзыв не представил, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв до 18.08.2014.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.05.2011 администрация Костромской области (далее - Администрация) и Общество заключили соглашение, определяющее основы взаимодействия и сотрудничества сторон, направленные на обеспечение условий развития филиала ОАО "Росспиртпром", расположенного на территории Костромской области, использование его промышленного потенциала, улучшение финансовых показателей деятельности, сохранение занятости работников и обеспечение поступления стабильных доходов в бюджетную систему Российской Федерации.
В силу раздела II соглашения Администрация обязуется оказывать Обществу государственную поддержку в порядке и на условиях, предусмотренных статьей 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации и Законом Костромской области от 14.10.1997 N 12 "Об инвестиционной деятельности в Костромской области".
Постановлением Администрации Костромской области от 30.05.2012 N 217-а "О предоставлении субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат в связи с производством продукции организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции в Костромской области в 2012 году", с учетом последующих изменений, внесенных постановлением Администрации от 15.11.2012 N 468-а, утвержден Порядок предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат в связи с производством продукции организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции в Костромской области, в 2012 году (далее - Порядок N 217-а).
Общество 21.11.2012 обратилось в Департамент с заявлением о предоставлении 16 824 392 рублей субсидии на возмещение части затрат в связи с производством алкогольной продукции, приложив к заявлению необходимые документы.
Рассмотрев заявление Общества, Департамент принял решение о предоставлении субсидии: платежными поручениями от 13.12.2012 N 855, от 24.12.2012 N 224 и от 25.12.2013 N 478 перечислил истцу 16 824 392 рубля субсидии.
Законом Костромской области от 05.12.2012 N 313-5-ЗКО "О внесении изменений в Закон Костромской области "Об областном бюджете на 2012 год" было предусмотрено увеличение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на возмещение части затрат в связи с производством продукции организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции, до 71 000 000 рублей.
Согласно внесенным постановлением Администрации от 21.12.2012 N 560-а изменениям в Порядок N 217-а, получателю субсидии предоставлено право обратиться за доначислением субсидии исходя из увеличенного объема средств областного бюджета за вычетом ранее начисленных в текущем году сумм субсидий.
ОАО "Росспиртпром" 24.12.2012 обратилось в Департамент с заявлением о доначислении 40 576 475 рублей субсидии.
В ответ на данное заявление уведомлением от 28.12.2012 N 01-23/990 Департамент сообщил Обществу о принятом им решении о доначислении субсидии в запрашиваемом размере.
Платежными поручениями от 29.05.2013 N 386 и от 10.06.2013 N 387 истцу перечислено 6 000 000 рублей субсидии.
В письме от 12.08.2013 N 5038-70 первый заместитель губернатора Костромской области сообщил истцу о невозможности предоставления субсидии в одобренном размере, поскольку в силу внесенных в бюджетное законодательство изменений субсидии юридическим лицам на возмещение затрат в связи с производством подакцизных товаров не предусмотрены.
Невозмещение ответчиком суммы субсидии в полном размере послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 5, 78 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ), Порядками предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат в связи с производством продукции организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции в Костромской области, в 2012 году и в 2013 году, утвержденными постановлениями администрации Костромской области от 30.05.2012 N 217-а и от 09.04.2013 N 143-а соответственно, положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", Арбитражный суд Костромской области пришел к выводу об отсутствии фактической возможности выплаты спорной суммы субсидии, в связи с чем отказал в удовлетворении иска.
Апелляционный суд, дополнительно руководствуясь статьями 4, 219 и 242 БК РФ, оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пункту 1 статьи 78 БК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 181-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов") субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 БК РФ).
Законом Костромской области от 28.12.2011 N 168-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2012 год" (в редакции Закона Костромской области от 23.10.2012 N 291-5-ЗКО) было предусмотрено предоставление субсидий на возмещение части затрат в связи с производством продукции организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции в пределах предусмотренных настоящим Законом бюджетных ассигнований главных распорядителей средств областного бюджета, осуществляющих функции в соответствующей сфере деятельности, в порядке, утверждаемом администрацией Костромской области; законом в указанной редакции были предусмотрены бюджетные ассигнования по данной целевой статье расходов в размере 30 000 000 рублей.
В силу пункта 7 Порядка N 217-а, субсидии предоставляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на эти цели Законом Костромской области "Об областном бюджете на 2012 год".
Законом Костромской области от 05.12.2012 N 313-5-ЗКО внесены изменения в Закон Костромской области от 28.12.2011 N 168-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2012 год", предусматривающие увеличение бюджетных ассигнований на предоставление субсидий на возмещение части затрат в связи с производством продукции организациями, осуществляющими производство алкогольной продукции, до 71 000 000 рублей.
Постановлением Администрации от 21.12.2012 N 560-а в Порядок N 217-а внесены изменения, согласно которым получателю субсидии предоставлено право обратиться за доначислением субсидии исходя из увеличенного объема средств областного бюджета за вычетом ранее начисленных в текущем году сумм субсидий.
Согласно статье 6 БК РФ бюджетные ассигнования - предельные объемы денежных средств, предусмотренных в соответствующем финансовом году для исполнения бюджетных обязательств.
Расходными обязательствами признаются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета. При этом расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году, составляют бюджетные обязательства.
Под лимитом бюджетных обязательств понимается объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств (статья 219 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 БК РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (пункт 3 статьи 242 БК РФ).
В рассматриваемом случае судами обеих инстанций установлено и не оспаривается сторонами, что расходные обязательства муниципального образования в виде бюджетных ассигнований - субсидий - не исполнены; одобренная Департаментом субсидия в размере 40 576 475 рублей полностью не выплачена.
Учитывая окончание финансового года и неисполнение в течение 2012 года указанных расходных обязательств, данные бюджетные ассигнования прекратили свое действие 31.12.2012.
Вместе с тем, как верно указали суды, прекращение бюджетных ассигнований не является основанием для прекращения уже возникших спорных расходных обязательств, из чего прямо исходили органы власти Костромской области при принятии Закона Костромской области от 21.12.2012 N 318-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2013 год", постановления администрации Костромской области от 09.04.2013 N 143-а "О предоставлении субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат в связи с производством продукции организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции в Костромской области, в 2013 году".
Постановлением администрации Костромской области от 09.04.2013 N 143-а "О предоставлении субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат в связи с производством продукции организациям, осуществляющим производство алкогольной продукции в Костромской области, в 2013 году" в число получателей указанной субсидии включены в том числе юридические лица, осуществляющие производство алкогольной продукции, в отношении которых Департаментом принято решение о предоставлении субсидии в соответствии с требованиями постановления администрации Костромской области от 30.05.2012 N 217-а, но фактически ее в 2012 году не получившие (подпункт 1 пункта 4 Порядка, утвержденного постановлением от 09.04.2013 N 143-а).
В силу подпункта 1 пункта 7 Порядка, утвержденного постановлением от 09.04.2013 N 143-а, выплата субсидии данной категории получателей осуществляется в размере фактически не выплаченной в 2012 году субсидии.
Субсидии предоставляются в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на эти цели Законом Костромской области от 21.12.2012 N 318-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2013 год" (пункт 8 Порядка).
Закон Костромской области от 21.12.2012 N 318-5-ЗКО "Об областном бюджете на 2013 год" в первоначальной редакции предусматривал бюджетные ассигнования на предоставление субсидий производителям алкогольной продукции в размере 30 000 000 рублей.
Суды установили, что после принятия постановления от 09.04.2013 N 143-а Департамент выплатил Обществу субсидию, решение о предоставлении которой было принято в 2012 году, частично в сумме 6 000 000 рублей.
Федеральным законом от 02.07.2013 N 181-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов" из круга субъектов-получателей субсидий в порядке статьи 78 БК РФ исключены производители подакцизных товаров, к которым относится истец, производящий алкогольную продукцию.
Судами также установлено, что Законом Костромской области от 30.09.2013 N 411-5-ЗКО, вступившим в силу со дня официального опубликования 04.10.2013, в Закон Костромской области о бюджете на 2013 год были внесены изменения о сокращении бюджетных ассигнований на предоставление субсидий юридическим лицам - производителям алкогольной продукции до 6 000 000 рублей, то есть в размере уже исполненных перед истцом расходных обязательств.
Таким образом, учитывая, что постановлением Администрации от 09.04.2013 N 143-а размер субсидий производителям алкогольной продукции, не выплаченных в 2012 году, ограничен объемом бюджетных ассигнований, предусмотренных Законом Костромской области о бюджете на 2013 год по данной целевой статье расходов, суды пришли к правильному выводу о том, что расходные обязательства по выплате субсидии, доначисленной Обществу в 2012 году, могли быть исполнены только в пределах предусмотренных Законом Костромской области бюджетных ассигнований, то есть в размере 6 000 000 рублей.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Обществу в удовлетворении иска.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 2000 рублей относятся на ОАО "Росспиртпром".
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 12.02.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 08.05.2014 по делу N А31-12397/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Росспиртпром" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на открытое акционерное общество "Росспиртпром".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исполнение бюджета по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств (статья 219 БК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 БК РФ закон (решение) о бюджете вступает в силу с 1 января и действует по 31 декабря финансового года, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и (или) законом (решением) о бюджете.
Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря (пункт 3 статьи 242 БК РФ).
...
Федеральным законом от 02.07.2013 N 181-ФЗ "О внесении изменений в статьи 78 и 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в части предоставления грантов" из круга субъектов-получателей субсидий в порядке статьи 78 БК РФ исключены производители подакцизных товаров, к которым относится истец, производящий алкогольную продукцию."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 августа 2014 г. N Ф01-3008/14 по делу N А31-12397/2013