Нижний Новгород |
|
10 сентября 2014 г. |
Дело N А17-7903/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 10 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - субъекта Российской Федерации Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.02.2014, принятое судьей Романовой Т.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014, принятое судьями Тетерваком А.В., Малых Е.Г., Савельевым А.Б., по делу N А17-7903/2013
по иску общества с ограниченной ответственностью "Автотракт" (ИНН: 3705008607, ОГРН: 1043700490338)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации - Управления Федерального казначейства по Ивановской области (ИНН: 7710168360, ОГРН: 1037739085636), к субъекту Российской Федерации Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области (ИНН: 3731021516, ОГРН: 1023700556736)
о взыскании убытков,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Комитет Ивановской области по транспорту,
и у с т а н о в и л :
общество с ограниченной ответственностью "Автотракт" (далее - ООО "Автотракт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Министерство финансов) и к субъекту Российской Федерации Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 412 576 рублей убытков, возникших в результате предоставления отдельным категориям граждан бесплатного проезда в транспорте общего пользования, в том числе с Министерства финансов 160 293 рублей (федеральный регистр), с Департамента финансов 252 283 рублей (областной регистр).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет Ивановской области по транспорту.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 13.02.2014 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Департамент финансов обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, суды неправильно применили статьи 8, 199, 200, 309 и 421 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статьи 6 и 12 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
Департамент финансов считает, что суды, отклонив его заявление о пропуске истцом срока исковой давности, неправомерно применили к рассматриваемым правоотношениям нормы БК РФ, поскольку Общество не является участником бюджетных правоотношений. Истец необоснованно при расчете убытков применил тарифы, установленные постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.05.208 N 142-п, так как постановление Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N11-п, исходя из которого истцу возмещены убытки, в установленном законом порядке не оспорено и не признано недействительным, изменения в договор об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан не вносились, перевозчик в установленный в договоре срок не уведомлял заказчика в письменной форме об изменении тарифа на перевозку. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Комитет Ивановской области по транспорту в отзыве на жалобу поддержал доводы заявителя.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Общество отзыв на кассационную жалобу не представило.
Законность решения и постановления судов первой и апелляционной инстанций проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, 01.01.2010 ООО "Автотракт" (перевозчик) и Комитет Ивановской области по транспорту (заказчик) подписали договор N ЛП 10-32-1/057, во исполнение которого Общество осуществляло деятельность по перевозке льготной категории граждан.
В пункте 2.1.2 договора стороны согласовали, что Общество будет осуществлять перевозку льготной категории граждан с условием возмещения затрат, не превышающих максимальный уровень тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, установленный Постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п.
Постановлением Правительства Ивановской области от 25.05.2007 N 128-п "О внесении изменений в Положение о Региональной службе по тарифам Ивановской области" внесены изменения в пункт 1 раздела 1 Положения о Региональной службе по тарифам Ивановской области, согласно которым Региональная служба по тарифам Ивановской области является исполнительным органом государственной власти Ивановской области, уполномоченным осуществлять на территории Ивановской области государственное регулирование тарифов и надбавок на услуги транспортных и торговых организаций (среди прочих полномочий по установлению тарифов).
В пределах своей компетенции Постановлением Региональной службы по тарифам Ивановской области от 30.05.2008 N 142-п с 01.06.2008 установлены предельные максимальные тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом общего пользования на территории Ивановской области - в городском (муниципальном) сообщении за одну поездку в автобусах всех типов (кроме Газель) - 9 рублей, в автобусах типа ГАЗЕЛЬ - 10 рублей.
В спорный период истцом было перевезено 272 050 граждан, имеющих право на льготы по проезду, в том числе 105 592 человека, включенных в федеральный регистр, и 166 918 человек, включенных в региональный регистр.
Затраты истца на перевозку льготной категории граждан были возмещены Комитетом по транспорту, исходя из тарифа, установленного Правительством Ивановской области - 7 рублей за одну поездку, с 01.10.2010 - 8 рублей за одну поездку.
В связи с неполным возмещением ответчиком расходов истца на перевозку льготных категорий граждан, Общество обратилось в суд с иском о взыскании убытков.
При рассмотрении дела в суде первой инстанции Департамент финансов заявил о пропуске срока исковой давности.
Удовлетворяя исковое требование, Арбитражный суд Ивановской области руководствовался статьями 8, 15, 196, 200, 790, 1069 и 1071 ГК РФ, статьями 12 и 264 БК РФ и исходил из того, что возмещение убытков истца, возникших в связи с предоставлением льгот, является расходным обязательством субъекта Российской Федерации (областной регистр) и Российской Федерации (федеральный регистр); требование истца о взыскании убытков заявлено в пределах срока исковой давности.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (статья 196 ГК РФ).
В силу пунктов и 1 и 2 статьи 200 ГК РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. По обязательствам, срок исполнения которых не определен либо определен моментом востребования, течение исковой давности начинается с момента, когда у кредитора возникает право предъявить требование об исполнении обязательства.
Согласно статье 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря.
В силу статьи 6 БК РФ текущий финансовый год - это год, в котором осуществляется исполнение бюджета, составление и рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период).
Операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря (статья 242 БК РФ).
Если законом, иными нормативными правовыми актами не предусмотрены сроки компенсации расходов, понесенных организацией в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, установленных действующим законодательством, течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования на основании статей 16 и 1069 ГК РФ убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по этой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором была предоставлена льгота, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.
Данный подход согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 26.04.2011 N 17828/10 по делу N А40-134840/09-55-1031 и от 26.05.2009 N 15759/08 по делу N А12-271/08-С24.
Таким образом, о нарушении права на возмещение компенсации за предоставление льгот в 2010 году истец мог и должен был узнать по окончании финансового года, то есть не ранее 01.01.2011.
Суды установили, и материалами дела подтверждается, что с иском о взыскании убытков Общество обратилось в суд 24.12.2013.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что Обществом не пропущен срок исковой давности, установленный для взыскания убытков.
Довод Департамента финансов о том, что убытки возмещены им исходя из тарифов, установленных постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п, правомерно отклонен судами, поскольку в данном случае подлежат применению правила, предусмотренные статьями 16, 790, 1069 и 1071 ГК РФ, которые устанавливают обязанность полного возмещения расходов.
Нормы материального права применены судами правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учетом изложенного кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 13.02.2014 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.05.2014 по делу N А17-7903/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу субъекта Российской Федерации Ивановская область в лице Департамента финансов Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Если законом, иными нормативными правовыми актами не предусмотрены сроки компенсации расходов, понесенных организацией в связи с предоставлением отдельным категориям граждан льгот, установленных действующим законодательством, течение срока исковой давности по требованию о взыскании с публично-правового образования на основании статей 16 и 1069 ГК РФ убытков, возникших в связи с неисполнением обязанности по этой компенсации, начинается не ранее окончания финансового года, в котором была предоставлена льгота, то есть с 1 января года, следующего за отчетным.
Данный подход согласуется с позицией Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлениях от 26.04.2011 N 17828/10 по делу N А40-134840/09-55-1031 и от 26.05.2009 N 15759/08 по делу N А12-271/08-С24.
...
Довод Департамента финансов о том, что убытки возмещены им исходя из тарифов, установленных постановлением Правительства Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п, правомерно отклонен судами, поскольку в данном случае подлежат применению правила, предусмотренные статьями 16, 790, 1069 и 1071 ГК РФ, которые устанавливают обязанность полного возмещения расходов."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10 сентября 2014 г. N Ф01-3504/14 по делу N А17-7903/2013