Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2011.
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Фоминой О.П., Чижова И.В.
при участии представителя от ответчика: Колесниковой А.В. (доверенность от 01.04.2011 N 10)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство" города Кирово-Чепецка на решение Арбитражного суда Кировской области от 21.10.2010, принятое судьей Прозоровой Е.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011, принятое судьями Губиной Л.В., Великоредчаниным О.Б., Чернигиной Т.В., по делу N А28-5614/2010 по иску муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство" города Кирово-Чепецка (ИНН: 4312135113, ОГРН: 1064312008078) к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания-7" (ИНН: 4312133540, ОГРН: 1064312006175) о взыскании 1 116 937 рублей 58 копеек и установил:
муниципальное унитарное предприятие "Коммунальное хозяйство" города Кирово-Чепецка (далее - МУП "Коммунхоз", Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Жилищно-эксплуатационная компания-7" (далее - ООО ЖЭК-7", Общество) о взыскании 1 116 937 рублей 58 копеек задолженности по договору от 01.03.2007 N 5 на вывоз и захоронение твердых бытовых отходов (далее - ТБО).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено муниципальное образование "Город Кирово-Чепецк" (далее - МО "Город Кирово-Чепецк").
Решением Арбитражного суда Кировской области от 21.10.2010 исковое требование удовлетворено частично: с ООО "ЖЭК-7" в пользу Предприятия взыскана задолженность в сумме 134 941 рубль 35 копеек. В удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Предприятие не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 431 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По его мнению, суды неправомерно отказали Предприятию в удовлетворении иска о взыскании с Общества задолженности исходя из тарифа 1 рубль 35 копеек, поскольку изменение тарифа на вывоз и захоронение ТБО в одностороннем порядке было согласовано сторонами договора; обоснованность данного тарифа проверена Администрацией МО "Город Кирово-Чепецк".
Подробно доводы заявителя приведены в кассационной жалобе.
ООО "ЖЭК-7" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании возразили против доводов истца, просили оставить решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций без изменения.
Администрация МО "Город Кирово-Чепецк" в отзыве на кассационную жалобу согласилась с доводами Предприятия и просила отменить принятые судебные акты; заявила ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие ее представителя.
МУП "Коммунхоз", надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, представителя в суд не направило.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.03.2007 ООО "ЖЭК-7" (заказчик) и МУП "Коммунхоз" (исполнитель) заключили договор N 5 на вывоз и захоронение ТБО от многоквартирных домов.
В соответствии с пунктом 4.1 договора плата за вывоз ТБО установлена в размере 0,76 рубля за 1 квадратный метр общей площади жилых помещений домов в месяц с учетом налога на добавленную стоимость.
Согласно пункту 4.5 договора размер платы за вывоз и захоронение ТБО, установленный пунктом 4.1 договора, изменяется исполнителем в одностороннем порядке с письменным уведомлением заказчика о повышении цен за 30 календарных дней.
Срок действия договора установлен по 31.12.2007 с дальнейшей ежегодной пролонгацией (пункт 7.1).
Дополнительным соглашением от 17.12.2007 N 3 (пункт 4.1) стороны увеличили размер платы за вывоз и захоронение ТБО с 01.01.2008 до 1 рубля 20 копеек за 1 квадратный метр общей площади жилых помещений в месяц с учетом налога на добавленную стоимость.
В пункте 4.3 соглашения стороны согласовали новый порядок изменения стоимости услуг: размер платы за вывоз и захоронение ТБО, установленный пунктом 4.1 договора, изменяется исполнителем в одностороннем порядке на основании решения регулирующего органа с письменным уведомлением заказчика о повышении цен за 30 календарных дней.
В силу пункта 1 дополнительного соглашения от 01.08.2009 к договору от 01.03.2007 N 5 оплата услуг производится ежедневно по мере поступления денежных средств от потребителей в многоквартирных домах путем перечисления на расчетный счет исполнителя.
Во исполнение пункта 4.3 дополнительного соглашения от 17.12.2007 N 3 истец уведомлением от 24.11.2009 сообщил ответчику об увеличении с 01.01.2010 платы за вывоз ТБО до 1 рубля 35 копеек.
В то же время решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 16.11.2007 N 38/5 тариф за услугу по утилизации (захоронению) ТБО с 01.01.2008 по 2010 год установлен в размере 43 рублей 80 копеек за 1 кубический метр и на протяжении этого периода не изменялся.
Ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности по оплате в повышенном размере услуг, оказанных истцом, явилось основанием для обращения МУП "Коммунхоз" с иском в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 310, 420, 421, 424, 431, 450, 452, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 1, 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", Арбитражный суд Кировской области частично удовлетворил исковое требование. Суд исходил из того, что поскольку тариф на утилизацию (захоронение) ТБО в течение 2008 - 2010 годов не изменялся, а изменение стоимости услуг должно происходить по взаимному согласованию путем заключения дополнительного соглашения, следовательно, услуги, оказанные в 2010 году, должны оплачиваться по тарифу 1 рубль 20 копеек.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статьям 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
В соответствии с частью 1 статьи 779 Кодекса по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
В пункте 1 статьи 424 Кодекса предусмотрено, что исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 Кодекса).
В силу пункта 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию.
Таким образом, оказание услуг по утилизации (захоронению) ТБО отнесено законом к регулируемым видам деятельности организаций коммунального комплекса, и стоимость таких услуг должна устанавливаться в соответствии с утвержденным для соответствующей организации тарифом, а стоимость услуг по вывозу ТБО подлежит определению на основании достигнутого в установленном порядке соглашения сторон.
В соответствии с пунктом 1 статьи 450 Кодекса изменение и расторжение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (пункт 1 статьи 452 Кодекса).
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что первоначальной редакцией пункта 4.5 договора от 01.03.2007 N 5 была предусмотрена возможность одностороннего изменения Предприятием размера платы за вывоз и захоронение ТБО. Однако, исходя из буквального толкования изменений, внесенных в договор дополнительным соглашением от 17.12.2007 N 3, стороны установили порядок изменения размера платы за услуги в зависимости от решения регулирующего органа.
Между тем установленный решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 16.11.2007 N 38/5 тариф на оказываемые Предприятием услуги по утилизации (захоронению) ТБО на момент уведомления ответчика об увеличении истцом с 01.01.2010 размера платы за услуги не пересматривался и размер этого тарифа не был изменен. Тот факт, что представители ООО "ЖЭК-7" участвовали в заседаниях соответствующих комиссий и согласовывали новые размеры платы за услуги МУП "Коммунхоз", не имеет значения, поскольку изменение договора должно производиться в порядке, установленном законом или самим договором.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также учитывая, что стороны не заключили соответствующее соглашение об изменении размера платы за услуги МУП "Коммунхоз", суды пришли к выводу о том, что оснований для определения стоимости оказанных Предприятием в 2010 году услуг по вывозу и захоронению ТБО, исходя из увеличенной истцом без согласия ответчика цены этих услуг (1 рубль 35 копеек за 1 квадратный метр), не имеется, услуги истца должны оплачиваться Обществом по цене, установленной сторонами в дополнительном соглашении от 17.12.2007 N 3 (1 рубль 20 копеек за 1 квадратный метр).
Кроме того, суд апелляционной инстанции правомерно отметил то обстоятельство, что установленная дополнительным соглашением стоимость услуг Предприятия (1 рубль 20 копеек за 1 квадратный метр) определена в общем размере и не разграничена на стоимость услуг по вывозу ТБО и стоимость услуг по захоронению ТБО), а истец производил расчет стоимости оказанных им в 2010 году услуг также исходя из их общей стоимости (1 рубль 35 копеек за 1 квадратный метр), поэтому невозможно установить, стоимость каких именно услуг (по вывозу или по захоронению ТБО) Предприятие увеличило, начиная с 01.01.2010.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Предприятию в удовлетворении исковых требований на сумму, превышающую 134 941 рубль 35 копеек и составляющую неоплаченный долг ООО "ЖЭК-7" перед МУП "Коммунхоз", размер которого определен исходя из тарифа 1 рубль 20 копеек.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на заявителя и в связи с предоставлением отсрочки подлежит взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 21.10.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.01.2011 по делу N А28-5614/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство" города Кирово-Чепецка - без удовлетворения.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия "Коммунальное хозяйство" города Кирово-Чепецка в доход федерального бюджета государственную пошлину, связанную с рассмотрением кассационной жалобы, в размере 2000 рублей.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.П. Фомина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соглашение об изменении или о расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора или обычаев делового оборота не вытекает иное (пункт 1 статьи 452 Кодекса).
Суды первой и апелляционной инстанций установили и материалами дела подтверждается, что первоначальной редакцией пункта 4.5 договора от 01.03.2007 N 5 была предусмотрена возможность одностороннего изменения Предприятием размера платы за вывоз и захоронение ТБО. Однако, исходя из буквального толкования изменений, внесенных в договор дополнительным соглашением от 17.12.2007 N 3, стороны установили порядок изменения размера платы за услуги в зависимости от решения регулирующего органа.
Между тем установленный решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 16.11.2007 N 38/5 тариф на оказываемые Предприятием услуги по утилизации (захоронению) ТБО на момент уведомления ответчика об увеличении истцом с 01.01.2010 размера платы за услуги не пересматривался и размер этого тарифа не был изменен. Тот факт, что представители ООО "ЖЭК-7" участвовали в заседаниях соответствующих комиссий и согласовывали новые размеры платы за услуги МУП "Коммунхоз", не имеет значения, поскольку изменение договора должно производиться в порядке, установленном законом или самим договором."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 апреля 2011 г. N Ф01-1455/11 по делу N А28-5614/2010