Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей от заявителя: Абрамовой О.А.(доверенность от 06.05.2009 N 52-02/098229), Гусевой В.И. (доверенность от 17.01.2011), от заинтересованного лица: Мастрюкова М.А. (доверенность от 30.12.2010 N 5988/12-13)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - администрации Володарского муниципального района Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.03.2011, принятое судьями Ивановым А.В., Мукабеновым И.Ю., Сандовой Е.М., по делу N А43-25279/2010 по заявлению Ордена "Знак Почета" открытого акционерного общества "Сетка" о признании недействующим постановления администрации Володарского муниципального района Нижегородской области от 30.11.2009 N 592 "Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса на 2010 год по водоснабжению и водоотведению" в части утверждения тарифа на водоснабжение на 2010 год в сумме 8 рублей 80 копеек за кубический метр для Ордена "Знак Почета" открытого акционерного общества "Сетка",
третье лицо - Региональная служба по тарифам Нижегородской области, и установил:
Ордена "Знак Почета" открытое акционерное общество "Сетка" (далее - ОАО "Сетка", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействующим постановления администрации Володарского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация) от 30.11.2009 N 592 "Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса на 2010 год по водоснабжению и водоотведению" в части утверждения тарифа на водоснабжение на 2010 год в сумме 8 рублей 80 копеек за кубический метр для Ордена "Знак Почета" открытого акционерного общества "Сетка";
обязании Администрации утвердить для ОАО "Сетка" на 2010 год экономически обоснованный индивидуальный тариф на услуги водоснабжения, соответствующий разработанной Обществом производственной программе и представленным расчетам финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы;
обязании Администрации опубликовать информацию об утверждении тарифа на услуги водоснабжения ОАО "Сетка" на 2010 год для потребителей;
привлечении к ответственности Администрации за нарушение части 8 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса".
В ходе судебного разбирательства ОАО "Сетка" в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изменило свои требования и просило суд рассмотреть по существу требование о признании недействующим постановления 30.11.2009 N 592 в части утверждения тарифа на водоснабжение на 2010 год в сумме 8 рублей 80 копеек за кубический метр для ОАО "Сетка". На рассмотрении остальной части требований ОАО "Сетка" не наставало. Оценив заявление от 20.01.2011 N 3/106 как фактический отказ ОАО "Стека" от требований об обязании Администрации Володарского муниципального района утвердить для ОАО "Сетка" на 2010 год экономически обоснованный индивидуальный тариф на услуги водоснабжения, соответствующий разработанной ОАО "Сетка" производственной программе и представленным расчетам финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы; об обязании Администрации Володарского муниципального района опубликовать информацию об утверждении тарифа на услуги водоснабжения ОАО "Сетка" на 2010 год для потребителей; о привлечении к ответственности Администрации за нарушение части 8 статьи 14 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" арбитражный суд сделал вывод о том, что такой отказ не противоречит закону и не нарушает чьих-либо прав, прекратил производство по названным требованиям и рассмотрел по существу оспариваемые заявителем положения постановления Администрации от 30.11.2009 N 592.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Региональная служба по тарифам Нижегородской области (далее - Региональная служба, Орган регулирования).
Решением суда первой инстанции от 01.03.2011 заявленное требование удовлетворено.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить его.
Заявитель считает, что суд неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела. Оспариваемое постановление соответствует действующему законодательству, поскольку Администрация при издании нормативного акта не нарушила положения Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса"; при установлении тарифа на водоснабжение на 2010 год для Общества Органом регулирования в соответствии с положениями действующего законодательства была соблюдена процедура установления тарифов для организаций коммунального комплекса, в том числе и в отношении ОАО "Сетка". Администрация указывает, что производственная программа Общества на 2010 год не была принята региональной службой по тарифам в связи с ее несоответствием требованиям ФСТ России и методическим рекомендациям и в связи с этим не была учтена при расчете тарифа на 2010, что повлекло снижение тарифа. Службой по тарифам тариф на водоснабжение для Общества на 2010 год был установлен без учета тарифа на 2009 год на основании калькуляции.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
ОАО "Сетка в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили против доводов заявителя.
Региональная служба, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направила.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации от 30.11.2009 N 592 "Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса на 2010 год по водоснабжению и водоотведению" утвержден для применения ОАО "Сетка" тариф на водоснабжение на 2010 год в размере 8 рублей 80 копеек за кубический метр.
Общество посчитало, что постановление в части утверждения тарифа на водоснабжение для ОАО "Сетка" не соответствует положениям Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, в связи с чем обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 3, 5, 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу, что Администрация при принятии постановления нарушила положения статей 3 и 9 Федерального закона N 210-ФЗ, в связи с чем удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
В части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено, что муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих тепло-, водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса определены в Федеральном законе N 210-ФЗ.
Согласно пункту 7 части 2 статьи 5 Федерального закона N 210-ФЗ органы местного самоуправления осуществляют ряд полномочий в области регулирования тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, указанных в части 3 данной статьи, в частности, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса в соответствии с предельным индексом, установленным органом регулирования субъекта Российской Федерации для соответствующего муниципального образования, тарифы на подключение к системам коммунальной инфраструктуры, тарифы организаций коммунального комплекса на подключение.
Оспариваемый муниципальный правовой акт был официально опубликован в газете "Знамя" от 08.12.2009 N 193.
Таким образом, оспариваемый постановление Администрации принято в форме нормативного правового акта компетентным органом местного самоуправления по вопросам своего ведения и опубликован в установленном порядке.
В силу пункта 2 части 1 статьи 3 Федерального закона N 210-ФЗ одним из общих принципов регулирования тарифов и надбавок является установление тарифов и надбавок, обеспечивающих финансовые потребности организаций коммунального комплекса, необходимые для реализации их производственных программ и инвестиционных программ.
Регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ).
В частях 2 и 3 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ определено, что организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности. Производственная программа, а также расчет необходимых для ее реализации финансовых потребностей и соответствующих им тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса направляется организацией коммунального комплекса в орган регулирования не менее чем за три календарных месяца до даты окончания текущего периода действия тарифов на товары и услуги этой организации для проверки обоснованности производственной программы, обоснованности расчета тарифов на товары и услуги этой организации, а также для определения доступности для потребителей товаров и услуг данной организации.
В силу части 4 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ в случае необоснованности производственной программы или ее несоответствия показателям производственной деятельности организации коммунального комплекса, определяемым на основании мониторинга выполнения производственной программы данной организации коммунального комплекса, орган регулирования вправе дать предложения этой организации коммунального комплекса по изменению ее производственной программы и вернуть указанную производственную программу и указанные в частях 2 и 3 названной статьи расчеты организации коммунального комплекса для устранения выявленных несоответствий.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (часть 7 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ).
Как видно из материалов дела, Общество направило в Администрацию данные о фактической калькуляции себестоимости оказания услуг водоснабжения ОАО "Сетка" в первом полугодии 2010 года, составившие 9 рублей 95 копеек за кубический метр, и данные о фактической калькуляции себестоимости оказания услуг водоснабжения ОАО "Сетка" за 12 месяцев 2010 года, составившие 10 рублей 22 копейки за кубический метр.
Вместе с тем судом установлено, что фактически в основу спорного тарифа положены не финансовые расчеты заявителя, а ранее утвержденный Администрацией тариф для ОАО "Сетка" на водоснабжение на 2009 год, увеличенный на величину предельного индекса максимально возможного изменения тарифов организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод по муниципальным образованиям Нижегородской области на 2010 год, установленного решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 25.11.2009 N 44/1. Данное обстоятельство подтверждается Администрацией в приобщенных заявителем к материалам данного дела письмах от 23.12.2009 N 5336/8-4 и от 01.10.2010 N 4734/8-4 (том 1, листы дела 11, 15-16).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.10.2009 по делу N А43-13831/2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.01.2010 по тому же делу постановление Администрации от 10.11.2008 N 536 "Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса на 2009 год по водоснабжению и водоотведению" в части утверждения тарифа на водоснабжение на 2009 год в сумме 6 рублей 96 копеек за кубический метр для ОАО "Сетка" было признано недействующим как несоответствующее положениям статей 3 и 9 Федерального закона N 210-ФЗ.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Нижегородской области сделал правильный вывод о том, что в основу спорного тарифа на 2010 год положен необоснованный тариф на 2009 год, в связи с чем тариф 2010 также является экономически необоснованным.
Таким образом, оспариваемое постановление в части утверждения тарифа на водоснабжение для ОАО "Сетка" на 2010 не соответствовало положениям статей 3 и 9 Федерального закона N 210-ФЗ, в связи с чем суд правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование.
Вывод суда соответствует имеющимся в деле документам, не противоречат им и в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переоценке судом кассационной инстанции не подлежит, так как это выходит за пределы его полномочий.
Кассационная жалоба Администрации не подлежит удовлетворению.
Представленные заявителем вместе с кассационной жалобой дополнительные документы, подтверждающие его позицию, не могут быть приняты во внимание, так как согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции осуществляет проверку законности судебных актов с учетом тех документов, которые имелись у суда первой инстанции на момент принятия решения и не исследует дополнительные доказательства.
Арбитражный суд Нижегородской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины, поэтому уплаченная сумма государственной пошлины в размере 2 000 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 01.03.2011 по делу N А43-25279/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Володарского муниципального района Нижегородской области - без удовлетворения.
Возвратить администрации Володарского муниципального района Нижегородской области 2 000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 01.04.2011 N 5781.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как видно из материалов дела, Общество направило в Администрацию данные о фактической калькуляции себестоимости оказания услуг водоснабжения ОАО "Сетка" в первом полугодии 2010 года, составившие 9 рублей 95 копеек за кубический метр, и данные о фактической калькуляции себестоимости оказания услуг водоснабжения ОАО "Сетка" за 12 месяцев 2010 года, составившие 10 рублей 22 копейки за кубический метр.
Вместе с тем судом установлено, что фактически в основу спорного тарифа положены не финансовые расчеты заявителя, а ранее утвержденный Администрацией тариф для ОАО "Сетка" на водоснабжение на 2009 год, увеличенный на величину предельного индекса максимально возможного изменения тарифов организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод по муниципальным образованиям Нижегородской области на 2010 год, установленного решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 25.11.2009 N 44/1. Данное обстоятельство подтверждается Администрацией в приобщенных заявителем к материалам данного дела письмах от 23.12.2009 N 5336/8-4 и от 01.10.2010 N 4734/8-4 (том 1, листы дела 11, 15-16).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 22.10.2009 по делу N А43-13831/2009 и постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15.01.2010 по тому же делу постановление Администрации от 10.11.2008 N 536 "Об утверждении тарифов организаций коммунального комплекса на 2009 год по водоснабжению и водоотведению" в части утверждения тарифа на водоснабжение на 2009 год в сумме 6 рублей 96 копеек за кубический метр для ОАО "Сетка" было признано недействующим как несоответствующее положениям статей 3 и 9 Федерального закона N 210-ФЗ.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Нижегородской области сделал правильный вывод о том, что в основу спорного тарифа на 2010 год положен необоснованный тариф на 2009 год, в связи с чем тариф 2010 также является экономически необоснованным.
Таким образом, оспариваемое постановление в части утверждения тарифа на водоснабжение для ОАО "Сетка" на 2010 не соответствовало положениям статей 3 и 9 Федерального закона N 210-ФЗ, в связи с чем суд правомерно удовлетворил заявленное Обществом требование."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23 мая 2011 г. N Ф01-1861/11 по делу N А43-25279/2010
Хронология рассмотрения дела:
23.05.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1861/11