Нижний Новгород |
|
22 сентября 2014 г. |
Дело N А79-7674/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 22 сентября 2014 года.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чижова И.В.,
судей Шемякиной О.А., Шутиковой Т.В.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.03.2014, принятое судьей Афанасьевым А.А., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014, принятое судьями Гущиной А.М., Белышковой М.Б., Москвичевой Т.В., по делу N А79-7674/2013
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике
о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" (ИНН: 5260080007, ОГРН: 1025203016332) 199 480 рублей 02 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду
и у с т а н о в и л :
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Чувашской Республике (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением, уточненным на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" (далее - Общество) о взыскании 199 480 рублей 02 копеек задолженности по оплате за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2011 года и первый - четвертый кварталы 2012 года.
Решением суда от 24.03.2014 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 решение суда оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам; сделаны при неправильном применении Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), постановлений Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" и от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации"; при применении не подлежащего применению постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления" и без учета позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.03.2009 N 14561/08.
По мнению Общества, имеющимися в материалах дела протоколами лабораторных исследований атмосферного воздуха подтверждается, что выбросы, производимые в результате эксплуатации газораспределительной станции, не оказывают существенного влияния на качество атмосферы, поскольку в них отсутствуют твердые или взвешенные вещества, способные осаждаться. Территория газораспределительной станции не является промышленной площадкой, с территории которой загрязняющие вещества производственного или хозяйственно-бытового происхождения могут поступать в дождевые и талые воды. Управление не доказало содержание загрязняющих веществ в природных водах (осадках), стекающих с территории заявителя. Порядок определения платы и ее предельных размеров за сброс загрязняющих веществ на водосборные площади, а также нормативы платы, в том числе за неорганизованный сброс загрязняющих веществ на рельеф местности поверхностными стоками, законодательно не установлен. Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Управление в отзыве на жалобу возразило относительно доводов Общества, указав на законность и обоснованность принятых судебных актов.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, Общество представило в Управление расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду за четвертый квартал 2011 года, первый - четвертый кварталы 2012 года.
По результатам проверки данных расчетов Управление доначислило Обществу плату по разделу 3 "Сбросы вредных веществ в водные объекты" (по производственной территории (при неорганизованном сбросе) за четвертый квартал 2011 года, первый - четвертый кварталы 2012 года в общей сумме 199 480 рублей 02 копеек.
Управление выставило Обществу требование от 21.06.2013 N 05/16-2754 с предложением погасить образовавшуюся задолженность до 10.07.2013.
Неисполнение данного требования послужило основанием для обращения Управления с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался статьями 1, 3, 16 Закона об охране окружающей среды, Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды N 632), Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998 (далее - Методические указания), и исходил из того, что Общество осуществляет сброс загрязняющих веществ в водные объекты, поэтому должно вносить плату за загрязнение окружающей среды.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся в том числе выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды N 632 предусматривает взимание платы за следующие виды вредного воздействия на окружающую природную среду: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты; размещение отходов; другие виды вредного воздействия (шум, вибрация, электромагнитные и радиационные воздействия и т.п.).
На основании пункта 6 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды N 632 в случае отсутствия у природопользователя оформленного в установленном порядке разрешения на выброс, сброс загрязняющих веществ, размещение отходов вся масса загрязняющих веществ учитывается как сверхлимитная. Плата за загрязнение окружающей природной среды в таких случаях определяется в соответствии с пунктом 5 настоящего Порядка.
Нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду установлены в постановлении Правительства Российской Федерации от 12.06.2006 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Методические указания содержат порядок расчета платы за сброс загрязняющих веществ в водные объекты, а также приравненный к ним сброс на рельеф местности, поля фильтрации и земледельческие поля орошения, специальные водоотводящие устройства (сбросные и дренажные каналы), в составе сточных дождевых, талых и поливочных вод (далее - неорганизованный сброс загрязняющих веществ) с площади территории природопользователей.
Согласно пункту 1.1 Методических указаний под неорганизованным сбросом загрязняющих веществ подразумевается вынос загрязняющих веществ с территории водосбора предприятий и организаций и прилегающей инфраструктуры, относящейся к промплощадкам, неорганизованным поверхностным стоком (отведение дождевых, талых и поливочных вод за пределы территорий предприятий по естественному уклону местности в кюветы дорог, овраги, непосредственно в реки, ручьи, пруды и иные водные объекты, либо в ливневую канализацию соседних предприятий и организаций).
Неорганизованный сброс загрязняющих веществ с территории предприятий и организаций и расчет платы за загрязнение окружающей среды осуществляется на основе разрешения, выдаваемого территориальным органом Госкомэкологии России. При отсутствии у природопользователя разрешения на неорганизованный сброс загрязняющих веществ, оформленного в установленном порядке, размер платы за него рассчитывается природопользователем или территориальным органом Госкомэкологии России как для условий сверхлимитного сброса (пункт 1.3 Методических указаний).
Принадлежность предприятия или организации к числу загрязнителей окружающей среды поверхностным стоком с подведомственной территории определяется в индивидуальном порядке исходя из наличия передвижных или стационарных источников (включая эродированные поверхности) поступления в дождевые, талые и поливочные воды загрязняющих веществ производственного или хозяйственно-бытового происхождения по предъявлении технологического регламента, материального баланса или иных документов, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия, либо по представлении инспектором территориального органа Госкомэкологии перечня загрязняющих веществ, попадание которых не исключено в поверхностный сток (пункт 1.4 Методических указаний).
Суды установили, что Общество осуществляет деятельность по бесперебойной транспортировке газа, эксплуатации, строительству и ремонту магистральных газопроводов, газопроводов-отводов, компрессорных и газораспределительных станций и других видов специального оборудования.
В указанных целях Общество осуществляет эксплуатацию газораспределительных станций, которые представляют собой совокупность технологического оборудования и систем для регулирования давления и расхода, очистки, подогрева и одоризации (при необходимости), а также измерения количества газа перед подачей его в газораспределительную сеть.
В состав газораспределительных станций входят основные технологические узлы: переключения, очистки газа, предотвращения техногенного гидратообразования, редуцирования давления, измерения и коммерческого учета расхода газа, одоризации, средства связи, устройства телемеханики, электроосвещения, отопления и вентиляции, защиты от коррозии технологических трубопроводов и коммуникаций. Сооружается на газопроводе отводе и предназначена для подачи промышленным предприятиям и населенным пунктам обусловленного объема газа с определенным давлением, степенью очистки, одоризации и измерения объемного расхода газа, а при необходимости, контроля качественных его показателей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суды установили, что территории газораспределительных станций Общества соответствуют критериям промышленных площадок, поверхностный сток вод с которых загрязнен взвешенными органическими веществами. Загрязнение происходит в связи с необходимостью обслуживания и ремонта оборудования этих станций, а также в результате использования автотранспорта.
Данное фактическое обстоятельство не противоречит материалам дела и не подлежит переоценке судом округа в силу статьи 286 АПК РФ.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что Общество обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, а именно, сброс загрязняющих веществ в поверхностные водные объекты и на рельеф местности и удовлетворили заявленное требование.
Ссылка Общества на протоколы лабораторных исследований атмосферного воздуха и химического анализа природных вод правомерно отклонена судами, поскольку данные протоколы не опровергают выводов судов об осуществлении Обществом деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду.
Суды правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, перечисленных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе относится на Общество.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 24.03.2014 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2014 по делу N А79-7674/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Газпром трансгаз Нижний Новгород".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.В. Чижов |
Судьи |
О.А. Шемякина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленное требование, Арбитражный суд Чувашской Республики руководствовался статьями 1, 3, 16 Закона об охране окружающей среды, Порядком определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 (далее - Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды N 632), Методическими указаниями по расчету платы за неорганизованный сброс загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденными Государственным комитетом Российской Федерации по охране окружающей среды 29.12.1998 (далее - Методические указания), и исходил из того, что Общество осуществляет сброс загрязняющих веществ в водные объекты, поэтому должно вносить плату за загрязнение окружающей среды.
...
В соответствии со статьей 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22 сентября 2014 г. N Ф01-3776/14 по делу N А79-7674/2013