Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Забурдаевой И.Л.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
при участии представителя от заявителя: Мосягиной Е.Л. (доверенность от 20.12.2010 N 52 АА 0255074)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.11.2010, принятое судьёй Сандовой Е.М., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011, принятое судьями Смирновой И.А., Захаровой Т.А., Протасовым Ю.В., по делу N А43-23261/2010 по заявлению открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области,
третье лицо - Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, и установил:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра и Приволжья" (далее - ОАО "МРСК Центра и Приволжья", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области (далее - Управление), выразившихся в отказе предоставить Обществу в аренду на 49 лет земельные участки с кадастровыми номерами: 52:17:0060321:23, 52:17:0070315:90, 52:17:0070308:90, 52:17:0040101:1, 52:17:0070308:91, 52:17:0030202:38, 52:34:04000003:9, 52:33:0000052:0015, 52:33:0000066:0013, 52:33:0000066:0014, 52:33:0000062:0010, 52:34:0900018:3, 52:33:0000054:0015, 52:34:03000004:10, 52:33:0600006:0011, 52:33:0000061:62, 52:34:0600004:5, 52:34:0600006:10, 52:34:0600016:0009, 52:34:0600023:8, 52:33:0000044:0013, 52:33:0000037:5, 52:33:0000050:0019, 52:34:0800027:2, 52:34:0700006:0024, 52:34:0600002:9, 52:33:0000054:13, 52:34:0600018:9, 52:34:0400035:3, 52:34:0600020:6, 52:33:0000045:8, 52:34:0300008:0022, 52:33:0000082:3, 52:33:0000033:0015, 52:33:0000042:59, расположенные на территории города Павлово, Балахнинского и Павловского районов Нижегородской области; об обязании Управления подготовить и направить в адрес Общества проекты договоров аренды испрашиваемых земельных участков.
Определением суда от 29.09.2010 требования Общества в отношении каждого из указанных земельных участков выделены в отдельные производства. В данном деле рассматривается требование Общества о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 52:33:0000061:62 площадью 86 квадратных метров.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением суда от 26.11.2010 требования ОАО "МРСК Центра и Приволжья" удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 решение суда оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление судов и отказать Обществу в удовлетворении заявленных требований, о чём вынести новый судебный акт.
По мнению Управления, выводы судов о незаконности его действий ошибочны, поскольку Общество в нарушение земельного законодательства не подтвердило исключительное право на аренду испрашиваемого земельного участка; представленные Обществом документы не соответствуют Перечню документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утверждённому приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 30.10.2007 N 370 (далее - Перечень документов). Направленное им в адрес Общества письмо от 28.06.2010 N АБ-07/10365 не содержит отказа в предоставлении в аренду земельных участков, а разъясняет порядок устранения замечаний, препятствующих в предоставлении в аренду земельных участков. Кроме того, Управление не согласно с выводом судов о наличии у него полномочий на заключение договора аренды спорного земельного участка.
Подробно доводы Управления изложены в кассационной жалобе.
ОАО "МРСК Центра и Приволжья" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании не согласились с доводами Управления, считают принятые судебные акты законными и обоснованными.
Федеральное агентство по управлению государственным имуществом не представило отзыв на кассационную жалобу; о времени и месте проведения судебного заседания извещено надлежащим образом.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежат объекты электросетевого хозяйства, являющиеся объектами недвижимого имущества: закрытые трансформаторные подстанции (ЗТП), распределительные пункты электроэнергии (РП) и иные сооружения, расположенные в города Павлово, Балахнинском и Павловском районах Нижегородской области, включая ЗТП N 2007, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 20.06.2008 серии 52-АВ N 487044.
Указанный объект (ЗТП N 2007) расположен на земельном участке с кадастровым номером 52:33:0000061:62, находящемся в федеральной собственности.
ОАО "МРСК Центра и Приволжья" обратилось в Управление с заявлением (от 26.05.2010) о предоставлении указанного земельного участка в аренду на 49 лет.
Письмом от 28.06.2010 N АБ-07/10365 Управление возвратило Обществу комплект документов на доработку, указав на отсутствие в представленном кадастровом паспорте сведений о расположенном на земельном участке объекте недвижимости, а также сведений о наличии или отсутствии на земельном участке зданий, строений, сооружений, принадлежащих третьим лицам.
ОАО "МРСК Центра и Приволжья" посчитало, что действия Управления по возврату документов без принятия решения о предоставлении земельного участка в аренду не соответствуют действующему законодательству и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поэтому обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворив требования Общества, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 9, 28, 29, 34, 36 Земельного кодекса Российской Федерации; статьями 209, 210 Гражданского кодекса Российской Федерации; статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и исходили из отсутствия у Управления законных оснований для отказа Обществу в предоставлении в аренду спорного земельного участка и из нарушения оспариваемыми действиями Управления прав и законных интересов ОАО "МРСК Центра и Приволжья".
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашёл оснований для отмены принятых судебных актов.
В части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закреплено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц, если полагают, что такие действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, указанные в статье 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением кадастровой карты. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В пункте 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 4 постановления Пленума от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
Как видно из материалов дела и установили суды, ОАО "МРСК Центра и Приволжья" является собственником недвижимого имущества (ЗТП N 2007), расположенного на земельном участке с кадастровым номером 52:33:0000061:62, и обладает исключительным правом на предоставление данного земельного участка в аренду.
Общество представило Управлению полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов.
При таких обстоятельствах суды правомерно признали действия Управления по возврату Обществу поданного им заявления, а также по непредоставлению в аренду земельного участка несоответствующими действующему законодательству и нарушающими права и законные интересы ОАО "МРСК Центра и Приволжья".
Довод Управления об отсутствии у него полномочий на заключение договоров аренды обоснованно отклонён судами первой и апелляционной инстанций как не соответствующий статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и Положению о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утверждённому приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49.
Обязанность по рассмотрению заявления Общества о предоставлении в аренду находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка, по принятию соответствующего решения и направлению проекта договора аренды земельного участка с предложением о его заключении возложена на Управление.
Иные доводы Управления, приведённые в кассационной жалобе, судом округа признаются несостоятельными, направленными на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами обстоятельств, поэтому отклоняются на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, эти доводы были рассмотрены судом апелляционной инстанции, который дал им надлежащую правовую оценку.
Нормы права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
С учётом изложенного кассационная жалоба Управления не подлежит удовлетворению.
Вопрос об уплате Управлением государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку оно освобождено от её уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 26.11.2010 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 16.02.2011 по делу N А43-23261/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Л. Забурдаева |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 4 постановления Пленума от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.
...
Общество представило Управлению полный пакет документов, предусмотренный Перечнем документов.
...
Довод Управления об отсутствии у него полномочий на заключение договоров аренды обоснованно отклонён судами первой и апелляционной инстанций как не соответствующий статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации, Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утверждённому постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, и Положению о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Нижегородской области, утверждённому приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 мая 2011 г. N Ф01-1927/11 по делу N А43-23261/2010