Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Базилевой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Шутиковой Т.В.
без участия представителей
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.11.2010, принятое судьей Поповой З.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011, принятое судьями Насоновой Н.А., Назаровой Н.А., Родиной Т.С., по делу N А11-5359/2010 по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Владимирской области к закрытому акционерному обществу "Ковров Энерго Холдинг" и обществу с ограниченной ответственностью "Комплект Сервис" о признании сделок недействительными (ничтожными) и установил:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Владимирской области (далее - Инспекция, налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Владимирской области с иском к закрытому акционерному обществу "Ковров Энерго Холдинг" (далее - ЗАО "Ковров Энерго Холдинг" и обществу с ограниченной ответственностью "Комплект Сервис" (далее - ООО "Комплект Сервис") о признании недействительными (ничтожными) сделок по продаже комплектующих деталей, оформленных товарными накладными от 03.09.2007 N 296, от 03.09.2007 N 300, от 21.09.2007 N 319, от 02.11.2007 N 344, от 01.12.2007 N 389, от 01.12.2007 N 390, от 03.12.2007 N 394, от 11.02.2008 N К-00000025, от 01.04.2008 N К00000087, от 01.04.2008 N К-00000088, от 01.05.2008 N К-00000117, от 01.10.2008 N К-00000508, от 04.07.2008 N К-00000196, от 06.08.2008 N К00000171, от 02.06.2008 N К-00000149, от 03.06.2008 N К-00000153, от 27.06.2008 N К-00000180, от 18.08.2008 N К-00000386, от 01.09.2008 N К00000415, от 24.09.2008 N К-00000478, от 25.12.2008 N К-00000673, от 30.03.2009 N К-00000054, от 13.04.2009 N К-00000061, от 04.05.2009 N К00000072, от 12.05.2009 N К-00000079, от 02.07.2009 N К-00000142, от 07.12.2009 N К-00000288 и счетами-фактурами от 03.09.2007 N 296, от 03.09.2007 N 300, от 21.09.2007 N 319, от 02.11.2007 N 344, от 01.12.2007 N 389, от 01.12.2007 N 390, от 03.12.2007 N 394, от 11.02.2008 N К00000025, от 01.04.2008 N К-00000087, от 01.04.2008, N К-00000088, от 01.05.2008 N К-00000117, от 01.10.2008 N К-00000508, от 04.07.2008 N К00000196, от 06.08.2008 N К-00000359, от 02.06.2008 N К-00000149, от 03.06.2008 N К-00000153, от 27.06.2008 N К-00000180, от 18.08.2008 N К00000386, от 01.09.2008 N К-00000415, от 24.09.2008 N К-00000478, от 25.12.2008 N К-00000673, от 30.03.2009 N К-00000054, от 13.04.2009 N К00000061, от 04.05.2009 N К-00000072, от 12.05.2009 N К-00000079, от 02.07.2009 N К-00000142 и от 07.12.2009 N К-00000288.
Решением суда от 15.11.2010 Инспекции отказано в удовлетворении иска.
Постановлением апелляционного суда от 21.02.2011 указанное решение оставлено без изменения.
Инспекция не согласилась с принятыми судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статьи 168, 183 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), статьи 6, 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах Российской Федерации" (далее - Закона о налоговых органах), информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации". Инспекция не согласна с выводом судов о том, что налоговый орган не обосновал, каким образом признание сделок недействительными связано с полномочиями и задачами налоговых органов и будет способствовать поступлению в бюджет налогов. По мнению заявителя, оспариваемые сделки могут повлечь неблагоприятные последствия для государства в виде незаконного уменьшения ЗАО "Ковров Энерго Холдинг" налоговой базы по налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость. Также налоговый орган считает необоснованным вывод судов о последующем одобрении сторонами сделок, поскольку Кондрахин А.Г., числящийся единственным учредителем и руководителем ООО "Комплект Сервис", документов по сделкам не подписывал, что свидетельствует об отсутствии надлежащего волеизъявления ООО "Комплект Сервис" на поставку товаров.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
ЗАО "Ковров Энерго Холдинг" и ООО "Комплект Сервис" не представили отзывы на кассационную жалобу.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, по товарным накладным от 03.09.2007 N 296, от 03.09.2007 N 300, от 21.09.2007 N 319, от 02.11.2007 N 344, от 01.12.2007 N 389, от 01.12.2007 N 390, от 03.12.2007 N 394, от 11.02.2008 N К-00000025, от 01.04.2008 N К-00000087, от 01.04.2008 N К00000088, от 01.05.2008 N К-00000117, от 01.10.2008 N К-00000508, от 04.07.2008 N К-00000196, от 06.08.2008 N К-00000171, от 02.06.2008 N К00000149, от 03.06.2008 N К-00000153, от 27.06.2008 N К-00000180, от 18.08.2008 N К-00000386, от 01.09.2008 N К-00000415, от 24.09.2008 N К00000478, от 25.12.2008 N К-00000673, от 30.03.2009 N К-00000054, от 13.04.2009 N К-00000061, от 04.05.2009 N К-00000072, от 12.05.2009 N К00000079, от 02.07.2009 N К-00000142, от 07.12.2009 N К-00000288 ООО "Комплект Сервис" поставило ЗАО "Ковров Энерго Холдинг" комплектующие к электрооборудованию, на оплату которых были выставлены соответствующие счета-фактуры. Указанные товарные накладные и счета-фактуры подписаны со стороны ООО "Комплект Сервис" Кондрахиным А.Г.
В ходе проведения выездной налоговой проверки ЗАО "Ковров Энерго Холдинг" налоговым органом был допрошен Кондрахин А.Г., который в соответствии с учредительными документами являлся учредителем и руководителем ООО "Комплект Сервис".
Из протокола допроса от 10.02.2010 N 10-07113/2 следует, что Кондрахин А.Г. товарные накладные и счета-фактуры от имени ООО "Комплект Сервис" не подписывал, решения о создании ООО "Комплект Сервис" не принимал, участие в деятельности данной организации не принимал, доверенность на право подписи документов не выдавал, расчетные счета в банках не открывал.
Согласно результатам проведенной налоговым органом почерковедческой экспертизы подписи от имени Кондрахина А.Г. в счетах-фактурах и в товарных накладных выполнены не Кондрахиным, а другими лицами.
Посчитав, что от имени единоличного исполнительного органа "Комплект Сервис" выступало неустановленное неуполномоченное лицо, Инспекция обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением о признании сделок между ЗАО "Ковров Энерго Холдинг" и "Комплект Сервис" ничтожными.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 53, 153, пунктом 1 статьи 160, статьей 168, статьей 183 Кодекса, статьей 6, абзацем 4 пункта 11 статьи 7 Закона о налоговых органах, определением Конституционного Суда Российской Федерации от 25.07.2001 N 138-О и пунктом 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации", суд первой инстанции отказал в удовлетворении искового требования, поскольку Инспекция не обосновала, каким образом признание сделок недействительными связано с полномочиями и задачами налоговых органов и будет способствовать поступлению в бюджет налогов.
Апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований ее удовлетворения.
Согласно абзацу 4 пункта 11 статьи 7 Закона о налоговых органах налоговым органам предоставляется право предъявлять в суде и арбитражном суде иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
Статьей 6 Закона о налоговых органах предусмотрено, что главными задачами налоговых органов являются контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему Российской Федерации других обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также контроль за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, валютный контроль, осуществляемый в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования и настоящим Законом.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.07.2001 N 138-О о разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12.10.1998 по делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" указал, что в случае непоступления в бюджет соответствующих денежных средств для установления недобросовестности налогоплательщиков налоговые органы вправе в целях обеспечения баланса государственных и частных интересов осуществлять необходимую проверку и предъявлять в арбитражных судах требования, обеспечивающие поступление налогов в бюджет, включая иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам, как это предусмотрено пунктом 11 статьи 7 Закона.
В пункте 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10.04.2008 N 22 разъяснено, что судам при применении абзаца четвертого пункта 11 статьи 7 Закона о налоговых органах необходимо учитывать, что указанное право может реализовываться налоговыми органами лишь постольку, поскольку удовлетворение соответствующего требования направлено на выполнение задач налоговых органов, определенных статьей 6 Закона о налоговых органах. Способствовать этому может признание сделки мнимой или притворной (статья 170 Кодекса).
В силу статей 171, 172, 252 Налогового кодекса Российской Федерации, а также правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды" признание сделки недействительной в связи с ее совершением неуполномоченным лицом не является безусловным основанием для признания правомерным доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость и не обеспечивает поступление налогов в бюджет.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу, что Инспекция не обосновала, каким образом признание оспариваемой сделки недействительной по основанию, предусмотренному в статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, в рассматриваемом случае будет способствовать поступлению в бюджет налогов, и правомерно отказали в удовлетворении искового требования.
Вместе с тем суд кассационной инстанции счел необходимым указать следующее.
В силу пункта 1 статьи 53 Кодекса юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. Порядок назначения или избрания органов юридического лица определяется законом и учредительными документами.
Сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей (статья 153 Кодекса).
Согласно пункту 1 статьи 160 Кодекса сделка в письменной форме должна быть совершена путем составления документа, выражающего ее содержание и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку, или должным образом уполномоченными ими лицами.
В статье 183 Кодекса установлено, что при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. Последующее одобрение сделки представляемым создает, изменяет и прекращает для него гражданские права и обязанности по данной сделке с момента ее совершения.
В пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2000 N 57 "О некоторых вопросах практики применения статьи 183 Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что при оценке судами обстоятельств, свидетельствующих об одобрении представляемым - юридическим лицом соответствующей сделки, необходимо принимать во внимание, что независимо от формы одобрения оно должно исходить от органа или лица, уполномоченных в силу закона, учредительных документов или договора заключать такие сделки или совершать действия, которые могут рассматриваться как одобрение.
Таким образом, суды для применения пункта 2 статьи 182 Кодекса должны были установить подписание спорных товарных накладных и счетов-фактур от имени ООО "Комплект Сервис" уполномоченным лицом.
В материалы дела не представлены документы, подтверждающие подписание счетов-фактур и товарных накладных от имени ООО "Комплект Сервис" уполномоченным лицом.
При таких обстоятельствах вывод судов об одобрении и исполнении сделки ООО "Комплект Сервис" не соответствует приведенным положениям статьи 183 Кодекса и разъяснениям, изложенным в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.10.2000 N 57.
Вместе с тем данный вывод судов не привел к принятию неправильных по существу судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.11.2010 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2011 по делу N А11-5359/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 2 по Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Базилева |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 11 ст. 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 "О налоговых органах РФ" налоговым органам предоставляется право предъявлять в суд иски о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам.
Как установлено судом, между налогоплательщиком и контрагентом был заключен договор поставки.
По мнению налогового органа, спорная сделка является ничтожной, поскольку от имени единоличного исполнительного органа контрагента выступало неустановленное лицо, не обладавшее полномочиями на совершение сделки, поэтому указанное юридическое лицо не могло осуществлять права и нести соответствующие обязанности. Признание данной сделки недействительной будет являться основанием для отказа в вычете по НДС.
По мнению налогоплательщика, отсутствуют доказательства, указывающие на то, что признание спорной сделки недействительной связано с выполнением налоговыми органами стоящих перед ними задач и направлено на обеспечение поступления в бюджет налогов. Оспариваемая сделка исполнена, товар поставлен и оплачен.
Суд согласился с мнением налогоплательщика.
Суд указал, что при оценке судами обстоятельств, свидетельствующих об одобрении представляемым - юридическим лицом соответствующей сделки, необходимо принимать во внимание, что независимо от формы одобрения оно должно исходить от органа или лица, уполномоченных в силу закона, учредительных документов или договора заключать такие сделки или совершать действия, которые могут рассматриваться как одобрение.
В деле отсутствуют документы, подтверждающие фактическое исполнение сделки (реальность хозяйственной операции) со стороны контрагента, а именно доказательства передачи товара контрагентом.
Вместе с тем, признание сделки недействительной в связи с подписанием договора неуполномоченным лицом не является основанием для установления факта получения одним из ответчиков необоснованной налоговой выгоды.
Полномочие на предъявление соответствующих исков может реализовываться налоговыми органами в рамках выполнения ими задачи по контролю над соблюдением налогового законодательства и за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджетную систему налогов и сборов лишь постольку, поскольку удовлетворение соответствующего требования направлено на обеспечение поступления в бюджет налогов и сборов.
Налоговый орган не привел оснований для подачи настоящего иска, в частности, о необходимости применения последствий ничтожности оспариваемой сделки с целью решения указанных задач.
Таким образом, налоговому органу отказано в признании сделки недействительной.
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 мая 2011 г. N Ф01-2039/11 по делу N А11-5359/2010