Резолютивная часть постановления объявлена 08.06.2011.
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Забурдаевой И.Л., Чигракова А.И.
при участии представителей от заявителя: Погудина А.В. (доверенность от 11.01.2011), от заинтересованного лица: Вычегжанина А.В. (доверенность от 18.06.2010 N 1197-66-01-03), от третьего лица: Зайкова Н.И. (доверенность от 29.09.2010 N 47)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Топливноэнергетическая компания" на решение Арбитражного суда Кировской области от 07.04.2011, принятое судьями Агалаковой Н.В., Едоминой С.А., Хлюпиной Н.П., по делу N А28-730/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Топливноэнергетическая компания" о признании недействующим нормативного правового акта Региональной службы по тарифам Кировской области
третье лицо - открытое акционерное общество "Кировские коммунальные системы", и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Топливноэнергетическая компания" (далее - Общество, ООО "ТЭК") обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействующими пунктов 1 и 3 решения Региональной службы по тарифам Кировской области (далее - Региональная служба) от 26.11.2010 N 41/2 "О тарифах на услуги систем водоснабжения и водоотведения" в части согласования производственной программы открытого акционерного общества "Кировские коммунальные системы" (далее - ОАО "ККС") и установления тарифа на услуги системы водоотведения, как не соответствующих пункту 5 статьи 9 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), пункту 14 постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса" (далее - Основы ценообразования), пункту 23 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 (далее - Правила регулирования тарифов).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Кировские коммунальные системы".
Решением суда от 07.04.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель считает, что суд неправильно применил пункт 23 Основ ценообразования, не применил пункт 2 статей 1, 2 Федерального закона N 210-ФЗ, абзац 2 пункта 10 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации, пункт 16 Правил регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, сделал неверный вывод о том, что установленный для ОАО "ККС" тариф на водоотведение является экономически обоснованным. По мнению Общества, при утверждении тарифа Региональная служба неправомерно включила в расчет финансовых потребностей ОАО "ККС" для реализации производственной программы расходы на оплату услуг по перекачке сточных вод через канализационно-насосную станцию N 7 (далее - КНС-7).
Подробно позиция заявителя приведена в жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Региональная служба, ОАО "ККС" не согласились с доводами, изложенными в кассационной жалобе.
Законность принятого Арбитражным судом Кировской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ОАО "ККС" оказывает услуги в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифы на которые подлежат обязательному государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом N 210-ФЗ.
ОАО "ККС" обратилось в Региональную службу с заявлением от 16.09.2010 N 04-1434/1 об установлении тарифа на 2011 год на услуги систем водоснабжения и водоотведения; представило производственную программу и документы, обосновывающие заявленную величину тарифа.
Решением Правления Региональной службы по тарифам Кировской области от 26.11.2010 N 41/2 согласована производственная программа на услуги систем водоснабжения и водоотведения ОАО "ККС" (пункт 1); установлен и введен в действие тариф на услуги системы водоотведения, оказываемые ОАО "ККС", в размере 8 рублей 91 копейки за 1 кубический метр (пункт 3).
Названное решение опубликовано 11.12.2010 в газете "Вятский край" N 228-229.
Общество сочло, что пункты 1 и 3 этого решения не соответствуют пункту 5 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ, пункту 14 Основ ценообразования, пункту 23 Правил регулирования тарифов, поскольку при установлении тарифа Региональная служба необоснованно учла затраты ОАО "ККС" на оплату услуг по транспортировке сточных вод через КНС-7; нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, поэтому обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 192, 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 1 части 2 статьи 1, частью 1 статьи 3, статьей 9 Федерального закона N 210-ФЗ, пунктом 26 Основ ценообразования, суд первой инстанции пришел к выводам о том, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона N 210-ФЗ тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса - производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат регулированию.
В силу частей 4, 5, 6 статьи 4 Федерального закона N 210-ФЗ, пункта 1.1 Положения о региональной службе по тарифам Кировской области, утвержденного постановлением Правительства Кировской области от 01.09.2008 N 144/365, Региональная служба является органом исполнительной власти Кировской области, осуществляющим регулирование тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в сфере водоснабжения, водоотведения.
В статье 3 Федерального закона N 210-ФЗ определены общие принципы регулирования тарифов, одним из которых является полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ.
Регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ).
Организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности (часть 2 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ).
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов (часть 5 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ).
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (часть 7 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ).
Таким образом, одним из основных критериев при определении спорных тарифов является их экономическая обоснованность.
Данный принцип закреплен и в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при использовании метода установления фиксированных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются следующие данные: 1) регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения; 2) цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 3) опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчетный период; 4) индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке; 5) опубликованные в установленном порядке данные и данные, полученные по результатам экспертиз, проводимых органами регулирования.
В процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (пункт 16 Правил регулирования тарифов).
Как видно из материалов дела и установил суд первой инстанции, для утверждения тарифа на водоотведение на 2011 год ОАО "ККС" представило в Региональную службу производственную программу и расчет экономически обоснованного тарифа. В расчете финансовых потребностей для реализации производственной программы ОАО "ККС" указало затраты на содержание КНС-7 в размере 15 868,05 тысячи рублей.
В рамках дела об утверждении тарифа Региональная служба провела проверку соответствия финансовых потребностей ОАО "ККС" для реализации производственной программы, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов, в том числе анализ экономической обоснованности расходов.
По результатам проведенной экспертизы Региональная служба пришла к выводу, что заявленные спорные расходы необходимы для реализации производственной программы ОАО "ККС" и подлежат учету при установлении тарифа на услуги водоотведения на 2011 год. Выводы об обоснованности расчета тарифов на оказываемые ОАО "ККС" услуги отражены в экспертном заключении Региональной службы.
Решением от 26.11.2010 N 41/2 Региональная служба согласовала производственную программу ОАО "ККС", установила и ввела в действие тариф на услуги водоотведения в размере 8 рублей 91 копейки за кубический метр.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу, что установленный оспариваемым решением тариф соответствует принципам установления тарифов, закрепленным в Федеральном законе N 210-ФЗ, Основах ценообразования. Данный тариф обеспечивает финансовые потребности ОАО "ККС" для реализации производственной программы, полное возмещение им затрат, не превышает предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.
Доводам заявителя со ссылкой на пункт 23 Основ ценообразования о том, что представленные в Региональную службу в обоснование размера тарифа документы не подтверждают расходы ОАО "ККС" на оплату услуг иных лиц по содержанию КНС-7, а также правильность расчета тарифа, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку.
Эти доводы не опровергают выводы суда, направлены на переоценку исследованных доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции (статья 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильным выводам о том, что установленный для ОАО "ККС" тариф на услуги водоотведения является экономически обоснованным, в связи с чем оспариваемый нормативный правовой акт не нарушает права и законные интересы Общества.
Вопрос об установлении тарифа на услуги по транспортировке сточных вод не подлежал исследованию, поскольку не относится к предмету настоящего спора, поэтому доводы жалобы в этой части подлежат отклонению.
Нормы материального права Арбитражный суд Кировской области применил правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями к отмене принятого судебного акта, суд не допустил. Кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат взысканию с Общества.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение от 07.04.2011 Арбитражного суда Кировской области по делу N А28-730/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Топливноэнергетическая компания" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 рублей отнести на общество с ограниченной ответственностью "Топливноэнергетическая компания".
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Топливноэнергетическая компания" в доход федерального бюджета государственную пошлину, связанную с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 1000 рублей.
Арбитражному суду Кировской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса (пункт 16 Правил регулирования тарифов).
...
Решением от 26.11.2010 N 41/2 Региональная служба согласовала производственную программу ОАО "ККС", установила и ввела в действие тариф на услуги водоотведения в размере 8 рублей 91 копейки за кубический метр.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу, что установленный оспариваемым решением тариф соответствует принципам установления тарифов, закрепленным в Федеральном законе N 210-ФЗ, Основах ценообразования. Данный тариф обеспечивает финансовые потребности ОАО "ККС" для реализации производственной программы, полное возмещение им затрат, не превышает предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.
Доводам заявителя со ссылкой на пункт 23 Основ ценообразования о том, что представленные в Региональную службу в обоснование размера тарифа документы не подтверждают расходы ОАО "ККС" на оплату услуг иных лиц по содержанию КНС-7, а также правильность расчета тарифа, суд первой инстанции дал надлежащую правовую оценку."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 июня 2011 г. N Ф01-2145/11 по делу N А28-730/2011
Хронология рассмотрения дела:
16.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2145/11