Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Фоминой О.П., Чижова И.В.
при участии представителей от заявителя: Желтышева М.С. (доверенность от 23.03.2011 N 25/11), Музалевского А.В. (доверенность от 30.08.2010 N 82/10), от заинтересованного лица: Божок О.В. (доверенность от 11.01.2011 N 8), Барышевой К.Е. (доверенность от 11.01.2011 N 9)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества по производству фанеры и древесно-стружечных плит "Фанплит" на решение Арбитражного суда Костромской области от 26.10.2010, принятое судьей Смирновой Т.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.01.2011, принятое судьями Хоровой Т.В., Лобановой Л.Н., Черных Л.И., по делу N А31-5739/2010 по заявлению открытого акционерного общества по производству фанеры и древесно-стружечных плит "Фанплит" о признании незаконным решения государственного учреждения - Костромского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 12.05.2010 N 01-09/10/3354 и установил:
открытое акционерное общество по производству фанеры и древесно-стружечных плит "Фанплит" (далее - ОАО "Фанплит", Общество) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Костромской области о признании незаконным решения государственного учреждения - Костромского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд, Региональное отделение) от 12.05.2010 N 01-09/10/3354 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 26.10.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 19.01.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Общество не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на неправильное толкование норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Ссылаясь на пункт 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пункты 3, 4 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652, пункт 2 Порядка представления страхователями сведений для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденного постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.03.2002 N 32, пункты 1, 2, 2.3 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11, заявитель жалобы считает, что при определении значения показателя "С" (количество дней временной нетрудоспособности в связи со страховыми случаями на один страховой случай) следует использовать сведения, содержащиеся не только в форме 4-ФСС РФ, но и в других документах; значение данного показателя связано с учетом количества календарных дней временной нетрудоспособности в связи с несчастными случаями на производстве и профессиональными заболеваниями в течение календарного года.
Представители Общества в судебном заседании поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представители заявителя жалобы участвовали в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи с Арбитражным судом Костромской области.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и его представители в судебном заседании возразили против доводов Общества, просили оставить жалобу без удовлетворения.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 07.05.2010 ОАО "Фанплит" обратилось в Фонд с заявлением на установление скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год.
Рассмотрев представленные Обществом документы, Фонд установил, что расчетный показатель "С" (количество дней временной нетрудоспособности в связи со страховыми случаями на один страховой случай) превышает среднее значение аналогичного показателя по виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид деятельности Общества.
Данное обстоятельство послужило основанием для принятия решения от 12.05.2010 N 01-09/10/3354 об отказе в установлении скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Общество с решением Фонда не согласилось и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь частью 1 статьи 198, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 3, 5, 8, 17, 18, 22 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", пунктами 2, 3, 4, 5 Правил установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652, пунктом 4 Методики расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11, пунктом 2 Порядка предоставления страхователями сведений для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденного постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.03.2002 N 32, Арбитражный суд Костромской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для установления Обществу скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2010 год.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) страховщик имеет право устанавливать страхователям в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, надбавки и скидки к страховому тарифу.
В пункте 1 статьи 22 Закона N 125-ФЗ определено, что страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Установление скидок и надбавок урегулированы Правилами установления страхователям скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2001 N 652 (далее - Правила).
Согласно пункту 3 Правил размер скидки и надбавки рассчитывается страховщиком в соответствии с методикой расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утверждаемой страховщиком по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, исходя из установленных основных показателей.
В пункте 4 Правил закреплено, что скидки и надбавки определяются на основании сведений, представляемых страхователем в установленном страховщиком порядке.
Во исполнение приведенных Правил постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 05.02.2002 N 11 утверждена Методика расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - Методика).
В соответствии с пунктом 2.3 Методики скидки и надбавки к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - скидки и надбавки) устанавливаются Фондом на текущий календарный год в размерах не более 40 процентов страхового тарифа, исходя из основных показателей по итогам деятельности страхователя за предшествующий календарный год, в том числе показателя "С" - количество дней временной нетрудоспособности в связи со страховыми случаями на один страховой случай.
Скидка устанавливается страхователю, если значение всех трех основных показателей (отношение суммы обеспечения по страхованию в связи со всеми несчастными случаями, произошедшими у страхователя, к начисленной сумме страховых взносов; количество страховых случаев у страхователя на 1000 работающих; количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай) меньше аналогичных показателей по виду экономической деятельности, соответствующего ОКВЭД основного вида экономической деятельности страхователя (пункт 5 Правил и абзац 2 пункта 4 Методики)
Средние значения основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2010 году утверждены постановлением Фонда социального страхования от 26.03.2010 N 73, согласно которому коду 20.20.1 ОКВЭД (производство клееной фанеры, древесных плит и панелей) соответствует показатель количества дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности, аналогичной виду деятельности Общества, на один страховой случай, равный 59,940.
В силу пункта 2 Порядка предоставления страхователями сведений для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденного постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.03.2002 N 32, скидка рассчитывается страхователю на текущий год на основании:
- отчетных данных расчетных ведомостей по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации за предшествующий календарный год;
- сведений о страховых случаях, произошедших у страхователя за предшествующий календарный год;
- данных личных (учетных) дел пострадавших.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что при расчете показателя "С" Фондом учтены сведения о расходах, произведенных страховщиком в 2009 году, по выплатам обеспечения по страхованию согласно личным (учетным) делам пострадавших, а также данные, содержащиеся в расчетной ведомости формы 4-ФСС РФ за 2009 год:
- расходы страхователя, отраженные в строке 1 таблицы 11 "Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний с начала года" (606 дней);
- сведения о страховых случаях, отраженные в строке 1 таблицы 12 "Численность пострадавших (застрахованных) по страховым случаям, произошедшим (впервые установленным) в отчетном периоде (человек)" (9 человек).
Показатель "С" (количество дней временной нетрудоспособности у страхователя на один страховой случай) рассчитан Фондом в соответствии с Методикой и составил 67,333, что превысило утвержденный показатель по отрасли (59,940), которой соответствует производственная деятельность Общества.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод об отсутствии оснований в предоставлении страхователю скидки к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Суды правомерно отклонили довод Общества о том, что при определении указанного показателя должно учитываться количество дней временной нетрудоспособности за предшествующий год в связи со страховыми случаями, произошедшими только в этот период, как противоречащий пункту 2.3 Методики.
Выводы судов сделаны на основе всестороннего и полного исследования доказательств, представленных сторонами в дело, и им не противоречат.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на Общество.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 26.10.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 19.01.2011 по делу N А31-5739/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества по производству фанеры и древесно-стружечных плит "Фанплит" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.П. Фомина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Средние значения основных показателей для расчета скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2010 году утверждены постановлением Фонда социального страхования от 26.03.2010 N 73, согласно которому коду 20.20.1 ОКВЭД (производство клееной фанеры, древесных плит и панелей) соответствует показатель количества дней временной нетрудоспособности по виду экономической деятельности, аналогичной виду деятельности Общества, на один страховой случай, равный 59,940.
В силу пункта 2 Порядка предоставления страхователями сведений для установления скидок и надбавок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, утвержденного постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации от 22.03.2002 N 32, скидка рассчитывается страхователю на текущий год на основании:
...
Суды установили и материалами дела подтверждается, что при расчете показателя "С" Фондом учтены сведения о расходах, произведенных страховщиком в 2009 году, по выплатам обеспечения по страхованию согласно личным (учетным) делам пострадавших, а также данные, содержащиеся в расчетной ведомости формы 4-ФСС РФ за 2009 год:
...
Суды правомерно отклонили довод Общества о том, что при определении указанного показателя должно учитываться количество дней временной нетрудоспособности за предшествующий год в связи со страховыми случаями, произошедшими только в этот период, как противоречащий пункту 2.3 Методики."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 мая 2011 г. N Ф01-1491/11 по делу N А31-5739/2010