См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 июня 2011 г. по делу N А17-3537/2010
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чернышова Д.В.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.
при участии представителя от ответчика: Зайцева А.Н. (доверенность от 28.12.2010 N 195)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 6" в лице Ивановского филиала на решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.11.2010, принятое судьей Ельфиной Г.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011, принятое судьями Тетерваком А.В., Поляковой С.Г., Чернигиной Т.В., по делу N А17-3537/2010 по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 6" в лице Ивановского филиала о признании права собственности,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области, и установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ивановской области (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с иском к открытому акционерному обществу "Территориальная генерирующая компания N 6" в лице Ивановского филиала (далее - Общество, ОАО "ТГК N 6") о признании права собственности Российской Федерации на объект гражданской обороны (защитное сооружение, класса А-3) - часть здания административно-бытового корпуса, литера А16, расположенного по адресу: город Иваново, Ивановская ТЭЦ-3, а именно: помещения подвала N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 8а, 8б, 8в, 9, 9а, 9б, 9в, 10, 11, 12 и 13, общей площадью 460,8 квадратного метра, кадастровый номер 37:24:030739:01:001:007976020:0116:21001.
Требование основано на статьях 12, 209 и 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, постановлении Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1) и мотивировано тем, что названные помещения в силу закона относятся исключительно к федеральной собственности и не подлежали приватизации.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ивановской области (далее - МЧС России) и Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ивановской области (далее - Управление).
Руководствуясь статьями 2 и 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", постановлением N 3020-1, пунктом 49 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд решением от 08.11.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.03.2011, удовлетворил иск.
Обе судебные инстанции исходили из того, что право федеральной собственности возникло на спорные помещения, в которых размещается объект гражданской обороны, до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". В ходе мероприятий по приватизации государственного имущества названная недвижимость не выбывала из состава объектов федеральной собственности.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с неправильным применением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, вывод суда о том, что спорное помещение не выбыло из федеральной собственности, противоречит плану приватизации государственного предприятия Ивановского производственного объединения энергетики и электрификации, копии изменений в план приватизации и вступившему в законную силу решению Арбитражного суда Ивановской области от 22.02.2001 по делу N 25/8.
Суд применил не подлежащий применению абзац 5 статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации и не применил подлежащий применению пункт 2 статьи 199 данного кодекса. Соответственно, суду следовало отказать в удовлетворении иска в связи с пропуском срока исковой давности, который подлежит исчислению с 22.02.2001 - даты вынесения судом решения Арбитражного суда Ивановской области по делу N 25/8.
Заявитель в судебном заседании поддержал доводы жалобы и просил отменить оспариваемые судебные акты.
Управление в ходатайстве от 04.07.2011 просило рассмотреть жалобу в отсутствие его представителя.
Теруправление и МЧС России в отзывах на кассационную жалобу указали на несостоятельность аргументов заявителя, правомерность судебных актов и просили рассмотреть жалобу в отсутствие их представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и заслушав представителя Общества, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Из документов кассационного производства усматривается и суд установил, что, согласно техническому паспорту, изготовленному Ивановским филиалом федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация" по состоянию на 11.12.2006) на нежилое здание, по адресу: город Иваново, Ивановская ТЭЦ-3, кадастровый номер 37:24:030739:01:001:007976020:0116, объект представляет собой здание административно-бытового корпуса общей площадью 6374,8 квадратного метра, в котором отдельно проинвентаризировано помещение N 1001 "объект ГО, класс А-3" кадастровый номер 37:24:030739:01:001:007976020:0116:21001, расположенное в подвале (помещения N 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 8а, 8б, 8в, 9, 9а, 9б, 9в, 10, 11, 12, 13), общей площадью 460,8 квадратного метра.
В соответствии с паспортом убежища N 12 и карточкой учета защитного сооружения N 12 назначение данного защитного сооружения в мирное время по проекту - ПУ ГО. Склад имущества ГО, объект относился к федеральной собственности, ведомственная принадлежность - Росэнерго, балансодержатель - Ивановская ТЭЦ-3.
Теруправление и открытое акционерное общество "Ивановская генерирующая компания" (далее - ОАО "Ивановская генерирующая компания") заключили договор от 29.08.2005 N 06/05 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны, по условиям которого названный объект передан на ответственное хранение и в безвозмездное пользование ОАО "Ивановская генерирующая компания" (правопредшественнику ОАО "ТГК N 6").
Впоследствии Теруправление и ОАО "ТГК N 6" заключили аналогичный договор от 08.09.2009 N 04/09 ввиду присоединения ОАО "Ивановская генерирующая компания" к ОАО "ТГК N 6". При этом на основании передаточного акта от 24.10.2006 ОАО "Ивановская генерирующая компания", реорганизуемого в форме присоединения, за ОАО "ТГК N 6" зарегистрировано право собственности на здание административно-бытового корпуса, общая площадь 6374,8 квадратного метра, кадастровый номер 37:24:030739:01:001:007976020:0116, расположенное по адресу: город Иваново, Ивановская ТЭЦ-3, литер А56 (свидетельство о государственной регистрации права от 18.02.2008 серии 37-АА N 241223).
Теруправление посчитало, что названные помещения относятся в силу закона исключительно к федеральной собственности, приватизации не подлежали и государственная регистрация права собственности ответчика проведена незаконно, и обратилось в суд с настоящим иском.
В соответствии с пунктом 2 раздела 3 Приложения N 1 к постановлению N 3020-1 защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, отнесенные к объектам оборонного производства, предназначенные для использования в особый период, относятся исключительно к объектам федеральной собственности.
Соответственно, право федеральной собственности возникло до вступления в силу Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
В силу положений пунктов 1 и 2 статьи 6 указанного Закона права на недвижимое имущество, возникшие ранее, до момента вступления в силу вышеназванного закона, признаются юридически действительными, государственная регистрация такого права производится по желанию правообладателя.
Согласно Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год, утвержденной постановлением Верховного Совета РФ от 11.06.1992 N 2980-1, приватизация объектов гражданской обороны и мобилизационного назначения может быть осуществлена только по решению Правительства Российской Федерации либо правительств в составе Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.3 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" была осуществлена приватизация государственного предприятия Ивановское производственное объединение энергетики и электрификации, в состав которого входила Ивановская ТЭЦ-3.
Суд оценил представленные в дело план приватизации государственного предприятия Ивановского производственного объединения энергетики и электрификации, изменения в план приватизации, распоряжение Теруправления от 20.04.2005 N 207, договоры от 29.08.2005 N 06/05 и от 08.09.2009 N 04/05 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны и пришел к выводу, что спорный объект гражданской обороны не выбывал из состава объектов федеральной собственности.
Довод заявителя о том, что спорный объект был приватизирован в 1992 году и его принадлежность Ивановскому акционерному обществу открытого типа энергетики и электрификации (АО "Ивэнерго") подтверждена вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Ивановской области от 22.02.2001 по делу N 25/8, обоснованно отклонен судами первых двух инстанций, поскольку в плане приватизации отсутствовал пообъектный перечень имущества, подлежащего передаче в уставный капитал указанного общества, а из содержания названного решения не следует, что он принят и в отношении спорного защитного сооружения гражданской обороны, расположенного в подземному помещении ниже нулевой отметки.
Утверждение заявителя о пропуске истцом срока исковой давности по настоящему требованию обоснованно отклонено судами со ссылкой на пункт 49 совместного Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно разъяснениям которого в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом.
Переоценка исследованных судом доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах по делу окружной суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по кассационной жалобе относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда от 08.11.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 10.03.2011 по делу N А17-3537/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 6" в лице Ивановского филиала - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Чернышов |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.3 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
На основании Указа Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 "Об организационных мерах по преобразованию государственных предприятий, добровольных объединений государственных предприятий в акционерные общества" была осуществлена приватизация государственного предприятия Ивановское производственное объединение энергетики и электрификации, в состав которого входила Ивановская ТЭЦ-3.
...
Утверждение заявителя о пропуске истцом срока исковой давности по настоящему требованию обоснованно отклонено судами со ссылкой на пункт 49 совместного Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", согласно разъяснениям которого в силу статьи 208 Гражданского кодекса Российской Федерации исковая давность не распространяется на требование собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения. В этой связи длительность нарушения права не препятствует удовлетворению этого требования судом."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 июля 2011 г. N Ф01-2537/11 по делу N А17-3537/2010