Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей от заявителя: Сураковой Р.М. (доверенность от 07.04.2009),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - индивидуального предпринимателя Размысловой Гульнары Сагитовны на решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.01.2011, принятое судьей Князевой А.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011, принятое судьями Караваевой А.В., Лысовой Т.В., Перминовой Г.Г., по делу N А29-7638/2010 по заявлению по заявлению индивидуального предпринимателя Размысловой Гульнары Сагитовны к Княжпогостскому районному управлению сельского хозяйства и продовольствия, Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми о признании отказа в предоставлении субсидии незаконным и установил:
индивидуальный предприниматель Размыслова Гульнара Сагитовна (далее - Предприниматель, ИП Размыслова Г.С.) обратилась в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Княжпогостскому районному управлению сельского хозяйства и продовольствия (далее - Управление), Министерству сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми (далее - Министерство) о признании незаконным отказа в предоставлении субсидии в размере 65 171 рубля и возложении на территориальный орган Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Коми обязанности выплатить причитающуюся субсидию.
Решением суда первой инстанции от 07.01.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционного суда от 06.04.2011 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Ссылаясь на постановление Правительства Республики Коми от 26.12.2008 N 378 "О формировании республиканского рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009 год", Порядок предоставления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на 2009 год, утвержденный постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2008 N 384, заявитель считает, что имеет право на получение субсидии на продукцию животноводства за декабрь 2009 года, так как названные субсидии предоставляются на реализованную продукцию. Постановление Правительства Республики Коми от 22.12.2009 N 392 "О формировании республиканского рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2010 год" регламентирует только перечень продукции и объемы на рынке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Республике Коми. По мнению заявителя, выводы судов о том, что право на получение субсидии на продукцию животноводства за декабрь 2009 года возникает в 2010 году, является неверным, так как до 2010 года субсидии предоставлялись из расчета реализованной продукции, а с 2010, согласно постановлению Правительства Республики Коми от 23.12.2009 N 400 "О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2010 году" из расчета поголовья скота.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Заинтересованные лица отзывы на кассационную жалобу не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ИП Размыслова Г.С. представила в Управление справку-расчет о причитающихся субсидиях на продукцию животноводства за декабрь 2009 года в размере 65 171 рубля с приложением документов, подтверждающих поставку продукции животноводства.
Письмом от 08.06.2010 N 126 Управление вернуло Предпринимателю представленные документы, указав, что субсидии за декабрь 2009 года рассчитываются по постановлению Правительства Республики Коми от 23.12.2009 N 400 "О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2010 году" исходя из поголовья скота, тогда как в представленных документах расчет произведен через сдачу продукции.
Не согласившись с отказом в предоставлении субсидии в прежней форме, Предприниматель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался постановлением Правительства Республики Коми от 26.12.2008 N 378 "О формировании республиканского рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009 год", постановлением Правительства Республики Коми от 22.12.2009 N 392 "О формировании республиканского рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2010 год", Порядком предоставления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на 2009 год, утвержденным постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2008 N 384, постановлением Правительства Республики Коми от 23.12.2009 N 400 "О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2010 году" и исходил из того, что у Предпринимателя отсутствовало право на получение субсидии на продукцию животноводства за декабрь 2009 года, такое право возникает у последнего в 2010 году, расчет ведется исходя из поголовья скота, тогда как в представленных документах расчет причитающейся субсидии произведен Предпринимателем из расчета объема продукции.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и согласился с выводами суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
Постановлением Правительства Республики Коми от 26.12.2008 N 378 "О формировании республиканского рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2009 год" установлен перечень и объемы лимитируемых сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поставляемых на республиканский рынок в 2009 году, на которые предоставляется государственная поддержка в форме субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Согласно пункту 3 указанного постановления в перечень и объемы лимитируемых сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия включаются объемы с декабря 2008 года по ноябрь 2009 года включительно.
Постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2008 N 384 "О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2009 году" утвержден Порядок предоставления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на 2009 год (далее - Порядок предоставления государственной поддержки на 2009 год).
В соответствии с пунктом 7.1 Порядка предоставления государственной поддержки на 2009 год субсидии на поддержку животноводства предоставляются, в том числе производителям сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, поставляемые на республиканский рынок сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (далее - субсидии на продукцию животноводства).
Пунктом 7.2 Порядка предоставления государственной поддержки на 2009 год предусмотрено, что субсидии на продукцию животноводства предоставляются на животноводческую продукцию, произведенную в Республике Коми и реализованную на территории Республики Коми перерабатывающим и заготовительным организациям; бюджетным учреждениям социальной сферы; организациям и учреждениям по прямым договорам; организациям и индивидуальным предпринимателям, занимающимся торговлей и организацией общественного питания; населению через собственные торговую сеть и (или) сеть общественного питания; произведенную и реализованную на основании договоров гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, организациям, индивидуальным предпринимателям и крестьянским (фермерским) хозяйствам для дальнейшей реализации перерабатывающим организациям или для переработки в своих цехах с последующей реализацией.
Как установили суды и не оспаривается Предпринимателем, последний получил субсидии на продукцию животноводства по ноябрь 2009 года включительно.
Постановлением Правительства Республики Коми от 22.12.2009 N 392 "О формировании республиканского рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2010 год" (далее - постановление N 392) установлен перечень и объемы лимитируемых сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поставляемых на республиканский рынок в 2010 году, на которые предоставляется государственная поддержка в форме субсидий за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.
Согласно пункту 3 постановления N 392 в перечень и объемы лимитируемых сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия включаются объемы с декабря 2009 года по ноябрь 2010 года включительно.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что объемы сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за декабрь 2009 года не вошли в объемы лимитируемой сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия за 2009 год, право на получение субсидии за декабрь 2009 года возникло у Предпринимателя в 2010 году.
Постановлением Правительства Республики Коми от 23.12.2009 N 400 "О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2010 году" установлен Порядок предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми на государственную поддержку сельского хозяйства, рыболовное хозяйство и мероприятия по землеустройству и землепользованию в Республике Коми (далее - Порядок предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми на государственную поддержку на 2010 год).
Пунктом 5.1 Порядка предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми на государственную поддержку на 2010 год крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставляются субсидии на поддержку животноводства на содержание коров и свиней по ставкам субсидий согласно приложению 7 к настоящему Порядку. Для расчета субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам включается поголовье коров и свиней на основании данных статистического наблюдения по форме N 3-фермер за 2009 год или актов обследования поголовья сельскохозяйственных животных в крестьянских (фермерских) хозяйствах по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября 2010 года, утвержденных комиссиями по обследованию поголовья. В расчет субсидий включается поголовье сельскохозяйственных животных, не более чем отраженное в форме N 3-фермер за 2009 год, а вновь образованным крестьянским (фермерским) хозяйствам, не имеющим сведений по форме N 3-фермер за 2009 год, - не более чем отраженное в акте первичного обследования поголовья сельскохозяйственных животных.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что субсидии за декабрь 2009 года рассчитываются по постановлению Правительства Республики Коми от 23.12.2009 N 400 "О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2010 году", расчет ведется через поголовье скота.
Ссылка заявителя на то, что поскольку постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2008 N 384 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на 2009 год, то Предприниматель имеет право на получение субсидии и за декабрь 2009 года, отклоняется судом кассационной инстанции, как противоречащая пункту 3 постановления N 392.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и получили надлежащую правовую оценку; эти доводы не опровергают выводы судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба Предпринимателя удовлетворению не подлежит.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 100 рублей подлежат отнесению на заявителя. Излишне уплаченная индивидуальным предпринимателем Размысловой Гульнарой Сагитовной по чеку-ордеру от 11.05.2011 государственная пошлина в сумме 1900 рублей подлежит возврату.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 07.01.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 06.04.2011 по делу N А29-7638/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Размысловой Гульнары Сагитовны - без удовлетворения.
Возвратить индивидуальному предпринимателю Размысловой Гульнаре Сагитовне 1 900 рублей излишне уплаченной по чеку-ордеру от 11.05.2011 государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 5.1 Порядка предоставления средств республиканского бюджета Республики Коми на государственную поддержку на 2010 год крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставляются субсидии на поддержку животноводства на содержание коров и свиней по ставкам субсидий согласно приложению 7 к настоящему Порядку. Для расчета субсидий крестьянским (фермерским) хозяйствам включается поголовье коров и свиней на основании данных статистического наблюдения по форме N 3-фермер за 2009 год или актов обследования поголовья сельскохозяйственных животных в крестьянских (фермерских) хозяйствах по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября 2010 года, утвержденных комиссиями по обследованию поголовья. В расчет субсидий включается поголовье сельскохозяйственных животных, не более чем отраженное в форме N 3-фермер за 2009 год, а вновь образованным крестьянским (фермерским) хозяйствам, не имеющим сведений по форме N 3-фермер за 2009 год, - не более чем отраженное в акте первичного обследования поголовья сельскохозяйственных животных.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что субсидии за декабрь 2009 года рассчитываются по постановлению Правительства Республики Коми от 23.12.2009 N 400 "О государственной поддержке в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми в 2010 году", расчет ведется через поголовье скота.
Ссылка заявителя на то, что поскольку постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2008 N 384 утвержден Порядок предоставления государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства в Республике Коми за счет средств республиканского бюджета Республики Коми на 2009 год, то Предприниматель имеет право на получение субсидии и за декабрь 2009 года, отклоняется судом кассационной инстанции, как противоречащая пункту 3 постановления N 392."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июля 2011 г. N Ф01-2848/11 по делу N А29-7638/2010