Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - военного комиссариата Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.02.2011, принятое судьей Басовой Н.П., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011, принятое судьями Губиной Л.В., Великоредчаниным О.Б., Поляковой С.Г., по делу N А17-5363/2010 по иску военного комиссариата Ивановской области к муниципальному учреждению здравоохранения городского округа Кинешма "Центральная городская больница" о взыскании неосновательного обогащения и установил:
военный комиссариат Ивановской области (далее - Военный комиссариат) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с муниципального учреждения здравоохранения городского округа Кинешма "Центральная городская больница" (далее - Больница) 61 213 рублей 30 копеек неосновательного обогащения, возникшего в результате излишне выплаченных денежных средств за оказанные медицинские услуги по обследованию граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет при призыве на военную службу, и граждан, призываемых на военную службу по контракту.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 08.02.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 решение суда оставлено без изменения.
Комиссариат не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований.
Ссылаясь на Положение о подготовке граждан к военной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441, пункт 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией федерального закона, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, заявитель жалобы указывает, что его требования основаны на взыскании суммы неосновательного обогащения в связи с проведением медицинского обследования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, а также поступающих на военную службу по контракту в 2007 - 2008 годах, которое, согласно названным правилам, не подлежит компенсации за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Больница в отзыве возразила против доводов жалобы.
Истец и ответчик заявили ходатайства о рассмотрении кассационной жалобы без участия представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, объединенный военный комиссариат г. Кинешмы (заказчик, предшественник истца) и Больница (исполнитель) заключили договоры от 09.01.2007 N 196, от 02.04.2007 N 199, от 01.01.2008 N 58/2/08, по условиям которых заказчик поручал, а исполнитель обязывался обеспечить прохождение медицинского обследования граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, призыву в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, а также граждан, поступающих на военную службу по контракту.
Для каждой из указанных категорий граждан в договоре согласован перечень оказываемых медицинских услуг (раздел 1 договора): по договору от 09.01.2007 N 196 для граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, - ЭКГ, ФГ, анализ крови и мочи; по договору от 02.04.2007 N 199 для граждан, подлежащих призыву в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, - ФГ органов грудной клетки в двух проекциях, анализ крови (Hв, СOE, L), анализ мочи общий; по договору от 01.01.2008 N 58/2/08 для граждан, поступающих на военную службу по контракту, - ФГ органов грудной клетки в двух проекциях, ЭКГ, анализ крови общий, анализ крови на ВИЧ и сифилис, анализ мочи общий; для граждан, подлежащих призыву в ряды Вооруженных сил Российской Федерации, - ФГ органов грудной клетки в двух проекциях, анализ крови (Hв, СOE, L), анализ мочи общий.
Заказчик обязался компенсировать расходы исполнителя, связанные с прохождением медицинского обследования указанных категорий граждан в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".
Во исполнение указанных договоров истец в 2007 - 2008 годы направлял в Больницу с сопроводительными документами на обследование граждан при первоначальной военной постановке на воинский учет, граждан при призыве на военную службу и граждан при призыве на военную службу по контракту. Больница оказывала медицинские услуги по медицинскому обследованию данных категорий граждан, что истец не оспаривает.
На оплату оказанных услуг Больница выставила истцу к оплате счета-фактуры на общую сумму 179 542 рубля, которые истец оплатил полностью, что подтверждается материалами дела и не отрицает ответчик.
Посчитав, что за оказанные услуги ответчик получил на 61 213 рублей 30 копеек больше, чем предусмотрено утвержденными нормативами финансовых затрат на единицу медицинской помощи, указанными в постановлениях Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 885, от 15.05.2007 N 286, Военный комиссариат обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 779, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья от 22.07.1993 N 5487-1, статьями 1 и 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статьей 18 Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", пунктом 1 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441, пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 885 и от 15.05.2007 N 286, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу, что истец не доказал факт неосновательного обогащения ответчика за счет истца, и отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).
При взыскании неосновательного обогащения в судебном порядке истец должен представить суду доказательства, что ответчик неосновательно обогатился за счет истца, а также доказать размер неосновательного обогащения.
Исследовав и оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в дело доказательства, суды пришли к выводу об отсутствии неосновательного обогащения ответчика за счет истца.
Как установили суды, Больница оказывала медицинские услуги, а Военный комиссариат оплачивал их в соответствии с договорами возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 781 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.
В силу статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.
Обращаясь в суд с требованием о взыскании неосновательного обогащения, истец исходил из разницы в оплате медицинских услуг с превышением норматива, предусмотренного постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 885, от 15.05.2007 N 286, которыми установлен средний норматив на одно посещение амбулаторно-поликлинического учреждения - 116,9 рубля (в 2007 году), 133,3 рубля (в 2008 году).
При этом, как следует из материалов дела, в соответствии с заключенными сторонами договорами Больница оказывала услуги по медицинскому обследованию определенных категорий граждан.
В пункте 1 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
В силу пункта 6 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" финансовое обеспечение медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 данной статьи, осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 названной статьи в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
Финансовое обеспечение медицинского обследования граждан, указанных в пункте 1 данной статьи, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан (пункт 7 статьи 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
В статье 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 установлено, что военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии. Граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, проходят медицинское освидетельствование и имеют право на получение полной информации о медицинских противопоказаниях для прохождения военной службы и показаниях на отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Военнослужащие, граждане, подлежащие призыву на военную службу и поступающие на военную службу по контракту, имеют право на получение медицинской помощи в учреждениях государственной системы здравоохранения.
Согласно программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2007 и 2008 годы, утвержденным постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 885 и от 15.05.2008 N 286, в рамках территориальных программ осуществляется медицинское обследование граждан при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В территориальных программах государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Ивановской области на 2007 и 2008 годы, утвержденных Законами Ивановской области от 18.07.2007 N 108-ОЗ и от 10.04.2008 N 5-ОЗ, денежные средства на медицинское обследование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу не предусматривались ввиду дефицитности программ (письмо Департамента здравоохранения Ивановской области от 05.12.2008 N 01-10/8097).
В пункте 1 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441, установлено, что финансирование подготовки граждан к военной службе осуществляется за счет средств федерального бюджета. Согласно пункту 2 данного положения обязательная подготовка граждан к военной службе предусматривает медицинское освидетельствование и медицинское обследование.
В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Правительством Российской Федерации постановлением от 01.12.2004 N 704 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией федерального закона.
Согласно пункту 2 названных Правил компенсации подлежат расходы, связанные с медицинским освидетельствованием граждан в связи с воинским учетом, с призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение.
Выплата компенсаций в отношении названных расходов в силу пункта 4 Правил осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
В силу пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения (пункт 19 названного Положения).
Исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела документы по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу о недоказанности истцом того, что оплаченные им медицинские услуги оказаны в рамках медицинского обследования, а не по медицинскому осмотру в рамках медицинского освидетельствования граждан в связи с воинским учетом, с призывом на военную службу. Доказательств того, что оказанные ответчиком медицинские услуги входят в территориальную программу обязательного медицинского страхования, в материалах дела не имеется.
С учетом изложенного суды правомерно отказали Военному комиссариату в удовлетворении заявленного требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, отклоняются, как необоснованные.
Кассационная жалоба заявителя удовлетворению не подлежит.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 2000 рублей относятся на Военный комиссариат.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 08.02.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 по делу N А17-5363/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Ивановской области - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на военный комиссариат Ивановской области.
Взыскать с военного комиссариата Ивановской области в доход федерального бюджета государственную пошлину, связанную с рассмотрением кассационной жалобы, в сумме 2000 рублей.
Арбитражному суду Ивановской области выдать исполнительный лист.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" Правительством Российской Федерации постановлением от 01.12.2004 N 704 утверждены Правила компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией федерального закона.
Согласно пункту 2 названных Правил компенсации подлежат расходы, связанные с медицинским освидетельствованием граждан в связи с воинским учетом, с призывом на военную службу, поступлением в военное образовательное учреждение.
Выплата компенсаций в отношении названных расходов в силу пункта 4 Правил осуществляется путем перечисления на счета получателей компенсации в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
В силу пункта 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123, под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
Гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения (пункт 19 названного Положения)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 21 июля 2011 г. N Ф01-2898/11 по делу N А17-5363/2010