Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Башевой Н.Ю., Радченковой Н.Ш.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Комитета Ивановской области по транспорту на решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.01.2011, принятое судьей Герасимовым В.Д., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011, принятое судьями Перминовой Г.Г., Караваевой А.В., Лысовой Т.В., по делу N А17-5023/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лидер-Авто" о признании незаконным одностороннего отказа Комитета Ивановской области по транспорту от исполнения договора и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лидер-Авто" (далее - ООО "Лидер-Авто", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным одностороннего отказа Комитета Ивановской области по транспорту (далее - Комитет) от исполнения договора от 01.01.2010 N 012/10 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в пригородном сообщении в Ивановской области и прекращении действия договора с 00 часов 00 минут 25.09.2010, выраженного в уведомлении от 15.09.2010 N 1849/01-09.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 26.01.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 решение суда оставлено без изменения.
Комитет не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Ссылаясь на часть 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", заявитель жалобы считает, что он правомерно расторг договор в одностороннем порядке, так как в нарушение Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" договор заключен без проведения конкурсного отбора. Требование о расторжении договоров, заключенных незаконно, содержится в предписании Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области, за невыполнение которого в установленный срок установлена административная ответственность. Суды не учли, что 06.09.2010 по итогам открытого конкурса в том числе на маршрут N 111, обслуживаемый заявителем, определен победитель, с которым необходимо заключить новый договор. В соответствии с пунктом 5.2 договора Комитет обладает правом одностороннего расторжения договора в случае проведения конкурса. Кроме того, при рассмотрении настоящего спора суды должны были применять нормы раздела 3 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку отношения между органами государственной власти субъекта Российской Федерации и перевозчиками являются по своему содержанию административно-правовыми.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе.
Общество в отзыве возразило против доводов Комитета.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Лидер-Авто" имеет лицензию Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11.02.2008 N АСС-37-411736 на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом и сертификат соответствия N ДС АТ RU.ОС 27.ПП 0581 деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом.
ООО "Лидер-Авто" (перевозчик) и Департамент транспорта и телекоммуникаций Ивановской области (далее - Департамент, в настоящее время - Комитет) заключили договор от 01.01.2010 N 012/10 на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в пригородном сообщении в Ивановской области.
В соответствии с пунктом 1.1 договора Департамент поручает, а перевозчик принимает на себя обязательство по перевозке пассажиров и багажа на межмуниципальных регулярных маршрутах в пригородном и междугородном сообщении, согласно перечню маршрутов, указанных в приложении N 1 к договору (маршруты N 305, 306, 307, 309, 111).
Договор заключается на период подготовки к проведению открытого конкурса на предоставление права осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом и действует до проведения открытого конкурса на предоставление права осуществления пассажирских перевозок (пункты 2.1 и 6.1 договора).
ООО "Лидер-Авто" 21.09.2010 получило телеграмму, подписанную заместителем председателя Комитета, о прекращении с 00 минут 00 часов 25.09.2010 действия договора N 012/10 на основании предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 29.01.2010 N 02-30/067. Впоследствии Обществу вручено уведомление от 15.09.2010 N 1849/01-09 аналогичного содержания.
Посчитав, что у Комитета не имелось оснований для одностороннего отказа от исполнения договора, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 2, статьями 124, 125, 310, пунктами 1 и 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу, что односторонний отказ Комитета от исполнения обязательств по договору противоречит требованиям действующего законодательства, и удовлетворил заявленные требования.
Второй арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статей 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" субъекты Российской Федерации вне пределов ведения Российской Федерации самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Согласно пункту 12 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации транспортного обслуживания населения автомобильным, железнодорожным, водным, воздушным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение).
В силу пункта 4 статьи 8 Закона Ивановской области от 29.12.2000 N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области" перевозка пассажиров на пригородных и межмуниципальных маршрутах осуществляется на основе договоров, заключаемых между перевозчиком и Правительством Ивановской области или уполномоченным им органом, в порядке, установленном данным Законом.
Пассажирские перевозки по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения осуществляются в соответствии с договорами, заключенными между перевозчиками и уполномоченным Правительством Ивановской области органом по результатам открытого конкурса (пункт 6.1 Правил организации перевозок пассажиров и багажа в межмуниципальном и пригородном сообщении, утвержденных постановлением Правительства Ивановской области от 08.08.2007 N 181-п).
В статье 9 Закона Ивановской области от 29.12.2000 N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области от 02.11.2010 N 121-ОЗ, действие которого распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2010) установлено, что организатор перевозок в соответствии со своей компетенцией допускает перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок на основе конкурсного отбора, за исключением случаев заключения временных договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области на период проведения конкурсного отбора перевозчиков.
Таким образом, по общему правилу договоры, на основании которых в Ивановской области осуществляются пассажирские перевозки по пригородным и межмуниципальным маршрутам регулярного сообщения, заключаются между перевозчиками и уполномоченным Правительством Ивановской области органом по результатам открытого конкурса.
Как установили суды, в рассматриваемом случае ООО "Лидер-Авто" и уполномоченный орган Правительства Ивановской области заключили договор на осуществление перевозок пассажиров автомобильным транспортом на межмуниципальных маршрутах в пригородном сообщении в Ивановской области, срок действия которого ограничен проведением открытого конкурса на предоставление права осуществления пассажирских перевозок.
В статьях 309 и 310 Кодекса определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных договором.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 450 Кодекса изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.
Суды установили, что исчерпывающий перечень оснований, по которым Департамент вправе в одностороннем порядке отказаться от договора с уведомлением об этом перевозчика в письменной форме за 10 дней, приведен в пункте 5.2 договора от 01.01.2010 N 012/10.
Согласно уведомлению Комитета от 15.09.2010 N 1849/01-09 последний уведомил ООО "Лидер-Авто" о расторжении договора в одностороннем порядке в связи с исполнением предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Ивановской области от 29.01.2010 N 02-30/067.
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суды установили, что обстоятельство, указанное Комитетом в уведомлении о расторжении договора, не предусмотрено сторонами в пункте 5.2 договора от 01.01.2010 N 012/10; в предписании антимонопольного органа, на которое ссылался Комитет, не указаны конкретные договоры, которые подлежат расторжению. Департаменту поручено провести инвентаризацию договоров с целью выявления нарушений антимонопольного законодательства. В материалах дела отсутствуют доказательства, указывающие на выявление нарушений антимонопольного законодательства.
Ссылка заявителя жалобы на то, что он обладает правом одностороннего расторжения договора в связи с тем, что 06.09.2010 по итогам открытого конкурса определен победитель открытого конкурса на предоставление права осуществления пассажирских перевозок в том числе по маршруту N 111, обслуживаемому ООО "Лидер-Авто", признается несостоятельной, поскольку данное обстоятельство не было указано Комитетом в качестве основания в уведомлении о расторжении договора.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили заявленные Обществом требования.
Арбитражный суд Ивановской области и Второй арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Комитет освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 26.01.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 31.03.2011 по делу N А17-5023/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитет Ивановской области по транспорту - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
Н.Ю. Башева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В статье 9 Закона Ивановской области от 29.12.2000 N 93-ОЗ "О пассажирских перевозках автомобильным транспортом в Ивановской области" (в редакции Закона Ивановской области от 02.11.2010 N 121-ОЗ, действие которого распространяется на отношения, возникшие с 01.01.2010) установлено, что организатор перевозок в соответствии со своей компетенцией допускает перевозчиков к выполнению регулярных пассажирских перевозок на основе конкурсного отбора, за исключением случаев заключения временных договоров на осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам в пригородном и межмуниципальном сообщении на территории Ивановской области на период проведения конкурсного отбора перевозчиков.
...
В статьях 309 и 310 Кодекса определено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательств не допускается, за исключением случаев, предусмотренных договором.
В силу пунктов 1 и 3 статьи 450 Кодекса изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 июля 2011 г. N Ф01-2903/11 по делу N А17-5023/2010