Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Радченковой Н.Ш., Чигракова А.И.
при участии представителя от заявителя: Каткова Е.В. (доверенность от 01.07.2010 N 503),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2011, принятое судьей Кабановым В.П., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Урлековым В.Н., по делу N А43-25043/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" о признании частично недействительным предписания отдела Государственного пожарного надзора по Приокскому району города Нижнего Новгорода Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области от 30.08.2010 N 297/140/140 и установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" (далее - ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт", Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительными пунктов 2, 3 предписания Отдела государственного пожарного надзора по Приокскому району города Нижнего Новгорода Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Отдел) от 30.08.2010 N 297/140/140 по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Главное управление).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" не согласилось с решением и постановлением судов первой и апелляционной инстанций и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данные судебные акты и принять по делу новый судебный акт.
Заявитель жалобы считает, что суды не применили подлежащую применению часть 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и применили не подлежащую применению часть 1 статьи 6 названного закона. По мнению Общества, оспариваемые пункты предписания Отдела следует признать недействительными, поскольку положения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" не распространяются на здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности.
Представитель ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Отдел и Главное управление отзывы на кассационную жалобу не представили; надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Отдел в период с 18.08.2010 по 14.09.2010 на основании распоряжения от 12.08.2010 N 297 провел внеплановую выездную проверку ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" с целью контроля за выполнением Обществом ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 18.08.2009 N 353/196/196.
По результатам проверки составлен акт 30.08.2010 N 297 и выдано предписание от 30.08.2010 N 297/140/140 с предложением об устранении выявленных нарушений в срок до 01.06.2011.
Согласно пунктам 2 и 3 предписания Обществу необходимо устранить нарушения, связанные с тем, что площадка для автоцистерны (АЦ) с жидким моторным топливом не оборудована аварийным резервуаром и сливным трубопроводом, обеспечивающим слив топлива с площадки без его перелива на остальную территорию автозаправочной станции (АЗС) при возможной разгерметизации сливного патрубка АЦ на АЗС N 0186 и 5, что является нарушением пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, пункта 35* "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25; не выдержано нормативное расстояние не менее 15 метров от здания магазина до топливораздаточных колонок жидкого моторного топлива на АЗС N 0186, что является нарушением пункта 3 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, пункта 13* таблицы 2 "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25.
Не согласившись с пунктами 2, 3 предписания Отдела, Общество обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь частями 1, 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации, статьей 198, частью 4 статьи 200, частями 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 1, 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", статьями 1, 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", пунктами 1, 2, 9, 11 Положения о государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, пунктами 3, 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, пунктами 1*, 2*, 3, 13*, 35* "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25, Арбитражный суд Нижегородской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Обеспечение пожарной безопасности регламентируется Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ), согласно преамбуле которого настоящий Федеральный закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820 утверждено Положение о государственном пожарном надзоре (далее - Положение о государственном пожарном надзоре). Требования, изложенные в данном положении, наделяют всех должностных лиц органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы, являющихся государственными инспекторами по пожарному надзору, правом проверки соблюдения организациями требований пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 69-ФЗ и подпунктом 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Федерального закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
В статье 20 Федерального закона N 69-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и их должностными лицами, установлены в Правилах пожарной безопасности Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее - Правила пожарной безопасности).
Согласно пункту 1 Правил пожарной безопасности, данными Правилами устанавливаются требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В пункте 10 Правил пожарной безопасности установлено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ) данный федеральный закон принимается в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям, сооружениям и строениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения.
В части 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ предусмотрено, что на существующие здания, сооружения и строения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, положения настоящего Федерального закона не распространяются, за исключением случаев, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий, сооружений и строений приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. В таких случаях собственник объекта или лицо, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по приведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствие с требованиями настоящего Федерального закона.
В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные в дело доказательства, в том числе представленную Обществом декларацию пожарной безопасности с приложением расчета оценки пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты, и пришли к выводу о том, что нарушения Правил пожарной безопасности, выявленных Отделом на АЗС N 0186, принадлежащей ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт", приводят к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Выявленные нарушения правил пожарной безопасности противоречат "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденным приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25, и подлежат обязательному исполнению в целях защиты людей от воздействия опасных факторов пожара.
Данный вывод соответствует материалам дела.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" в удовлетворении заявленного требования.
Довод заявителя жалобы о том, что оспариваемые пункты предписания Отдела следует признать недействительными, поскольку положения Федерального закона N 123-ФЗ не распространяются на здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, подлежит отклонению, поскольку, как установили суды, дальнейшая эксплуатация АЗС N 0186, принадлежащей Обществу, приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара (часть 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ).
Переоценка имеющихся в деле доказательств и сделанных судебными инстанциями на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нормы материального права Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом применены правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы, связанные с уплатой государственной пошлины с кассационной жалобы, относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 по делу N А43-25043/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на общество с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Тютин |
Судьи |
Н.Ш. Радченкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В рассматриваемом случае суды первой и апелляционной инстанций исследовали представленные в дело доказательства, в том числе представленную Обществом декларацию пожарной безопасности с приложением расчета оценки пожарного риска, обеспеченного на объекте защиты, и пришли к выводу о том, что нарушения Правил пожарной безопасности, выявленных Отделом на АЗС N 0186, принадлежащей ООО "ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт", приводят к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара. Выявленные нарушения правил пожарной безопасности противоречат "НПБ 111-98*. Нормы пожарной безопасности. Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденным приказом ГУГПС МВД РФ от 23.03.1998 N 25, и подлежат обязательному исполнению в целях защиты людей от воздействия опасных факторов пожара.
...
Довод заявителя жалобы о том, что оспариваемые пункты предписания Отдела следует признать недействительными, поскольку положения Федерального закона N 123-ФЗ не распространяются на здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действовавшими требованиями пожарной безопасности, подлежит отклонению, поскольку, как установили суды, дальнейшая эксплуатация АЗС N 0186, принадлежащей Обществу, приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара (часть 4 статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 июля 2011 г. N Ф01-3003/11 по делу N А43-25043/2010