Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Павлова В.Ю.
при участии представителя от истца: Курбанова В.Б. (выписка из приказа от 27.07.2011 N 15),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Департамента лесного хозяйства Костромской области на решение Арбитражного суда Костромской области от 13.12.2010, принятое судьей Ивановой Е.В., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011, принятое судьями Кобелевой О.П., Гуреевой О.А., Дъяконовой Т.М., по делу N А31-5659/2010 по иску общества с ограниченной ответственностью "Агропродукт" к Департаменту лесного хозяйства Костромской области о взыскании излишне уплаченной арендной платы и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Агропродукт" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к Департаменту лесного хозяйства Костромской области (далее - Департамент) о взыскании 786 410 рублей 80 копеек излишне уплаченных арендных платежей в 2008 году.
Требование основано на статье 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано незаконным перерасчетом арендных платежей, что привело к неосновательному обогащению со стороны ответчика.
Сославшись на статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 73 Лесного кодекса Российской Федерации, статью 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положения постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 (далее - Постановление от 22.05.2007 N 310), статью 2 Закона Костромской области от 03.12.2007 N 233-4-ЗКО "Об областном бюджете на 2008 год" (далее - Закон от 03.12.2007 N 233-4-ЗКО), суд решением от 13.12.2010, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 15.04.2011, удовлетворил исковые требования. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что расчет арендных платежей на 2008 год произведен с нарушением норм действующего законодательства, в результате чего истцу незаконно начислена арендная плата в большем размере, чем требовалось. Оплата арендатором указанных платежей привела к неосновательному обогащению его контрагента.
Не согласившись с судебными актами, Департамент обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение и постановление в связи с нарушением норм материального и процессуального права.
По мнению заявителя, Общество не представило обоснования расчета арендных платежей и доказательств наличия неосновательного обогащения истца за счет ответчика. Департамент считает, что суду следовало привлечь к участию в деле непосредственных участников договора аренды, действующего в 2008 году, и установить факт правопреемства, поскольку арендодателем являлось ОГУ "Костромское управление лесами". Заявитель полагает, что суд не дал оценки действиям истца по переоформлению договора аренды того же лесного участка с новым арендодателем. Департамент указывает на то, что он не является администратором доходов областного бюджета Костромской области, следовательно, взыскание с исполнительного органа неосновательного обогащения приведет к нарушению его прав и законных интересов.
В отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании представитель Общества сослался на законность и обоснованность судебных актов и просил оставить жалобу без удовлетворения.
Департамент в ходатайстве полностью поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя и отменить оспариваемые судебные акты.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, окружной суд не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов, исходя из следующего.
Как усматривается из документов и установил суд, ОГУ "Костромское управление лесами" (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды участка лесного фонда от 10.12.2006 N 1, по условиям которого арендатору во временное владение и пользование за плату передан участок лесного фонда общей площадью 2877 гектаров, расположенный на территории Павинского района Костромской области, Павинского районного лесхоза-филиала ОГУ "Костромского управления лесами", для осуществления деятельности по заготовке древесины и ведения лесного хозяйства.
Срок действия договора составил 10 лет (раздел 3 договора).
Размер арендной платы и порядок ее внесения согласован сторонами в разделе 4 договора, в котором определено, что арендная плата по договору устанавливается в размере суммы платежей лесных податей за весь годовой объем пользования, установленный договором по рубкам главного пользования. Размер арендной платы устанавливается арендодателем ежегодно путем суммирования стоимости лесосек, отведенных в рубку на год в соответствии с Проектом. Расчет арендной платы производится на основе ставок платы за древесину на корню установленных федеральным органом исполнительной власти в области лесного хозяйства с повышающим коэффициентом 1,25. За древесину, заготавливаемую арендатором при рубках промежуточного пользования (кроме рубок переформирования и обновления), а также при прочих рубках исчисление платы производится в порядке, установленном лесным и бюджетным законодательством. Проведение рубок промежуточного пользования возможно только при условии полного внесения ежегодного размера арендной платы и отсутствии нарушений п. 5.4 договора.
Данный договор зарегистрирован в установленном законом порядке.
В целях приведения договорных отношений в соответствие с действующим законодательством, Департамент (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка от 12.11.2008 N 106, согласно которому арендатору во временное владение и пользование за плату передан лесной участок площадью 2877 гектаров, находящийся в государственной собственности, расположенный в Костромской области, Павинском муниципальном районе, ОГУ "Павинское лесничество": 2-е Павинское участковое лесничество в кварталах 7 - 23, 25 - 30, 33, 34, 38 и 39, номер учетной записи в государственном лесном реестре 34:232:14:0166.
В пункте 5 договора определен размер арендная плата на 2008 год и порядок его распределения по бюджетам.
Расчет арендной платы производится на основе ставок платы за единицу объема древесины лесных насаждений, установленной Правительством РФ с применением регионального коэффициента 1,6 (действовавшего на момент проведения конкурса) и повышающего коэффициента 1,25 (пункт 6 договора).
В пунктах 7 - 11 договора согласованы размеры регионального коэффициента, суммы платежей лесных податей, определен порядок суммирования арендной платы и сроки ее внесения.
Срок действия договора установлен с 10.12.2006 по 09.12.2016 (пункт 25 договора).
Данный договор аренды с дополнительными соглашениями зарегистрированы в установленном законом порядке.
Посчитав, что расчет арендных платежей на 2008 год исчислен не соответствии с действующим законодательством, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Использование лесов в Российской Федерации является платным (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
На основании части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Таким образом, в данном случае цены по договорам аренды устанавливаются уполномоченными органами (являются регулируемыми), поэтому к спорным отношениям подлежит применению Постановление от 22.05.2007 N 310, в результате принятия которого изменился размер арендной платы.
Согласно пункту 4 указанного постановления выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом. При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации всесторонне, полно и объективно исследовав фактические обстоятельства и представленные в дело доказательства, в том числе справки Волжского геодезического центра от 29.06.2010 N 96 и 15.03.2011 N 88, суд установил, что расстояние от середины кварталов 7 - 39 2-Павинского участкового лесничества до станции Малое Раменье составляет от 48,2 до 56 километров, при этом расстояние от села Павино Костромской области до пункта железнодорожной отгрузки, расположенного в населенном пункте Малое Раменье Вохомского района составляет 46 километра, и пришел к правомерному выводу о том, что при расчете размера арендной платы арендодатель должен был учесть, что месторасположение погрузочного пункта находится в пределах 100 километров от центра квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом.
Гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности, в том числе и вследствие неосновательного обогащения (статья 8 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд установил, что осуществленные истцом платежи в 2008 году производились в адрес ответчика (Департамента) и расчет арендной платы в части выбора разряда такс не соответствовал требованиям Постановления от 22.05.2007 N 310, и обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 786 410 рублей 80 копеек, составляющих неосновательное обогащение.
Аргумент Департамента о том, что он не является администратором доходов областного бюджета Костромской области, следовательно, взыскание с исполнительного органа неосновательного обогащения приведет к нарушению его прав и законных интересов, отклоняется в силу следующего.
Департамент лесного хозяйства Костромской области является администратором доходов областного бюджета Костромской области в части платы за использование лесов (пункт 1 статьи 2 Закона от 03.12.2007 N 233-4-ЗКО).
В силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что Департамент, являющийся администратором доходов областного бюджета Костромской области, должен вернуть излишне внесенные арендные платежи.
Довод Департамента о том, что суду следовало привлечь к участию в деле непосредственных участников договора аренды, действующего в 2008 году, и установить факт правопреемства, поскольку арендодателем являлось ОГУ "Костромское управление лесами", отклоняется в силу того, что согласно подпункту 5.3.8 положения о Департаменте указанное учреждение до его ликвидации находилось в ведомственном подчинении ответчика.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены судебных актов не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Департамент освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 13.12.2010 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.04.2011 по делу N А31-5659/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента лесного хозяйства Костромской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило (пункт 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Суд установил, что осуществленные истцом платежи в 2008 году производились в адрес ответчика (Департамента) и расчет арендной платы в части выбора разряда такс не соответствовал требованиям Постановления от 22.05.2007 N 310, и обоснованно взыскал с ответчика в пользу истца 786 410 рублей 80 копеек, составляющих неосновательное обогащение.
...
Департамент лесного хозяйства Костромской области является администратором доходов областного бюджета Костромской области в части платы за использование лесов (пункт 1 статьи 2 Закона от 03.12.2007 N 233-4-ЗКО).
В силу статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, принимает решение о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представляет уведомление в орган Федерального казначейства."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 июля 2011 г. N Ф01-2914/11 по делу N А31-5659/2010