Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2011.
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Фоминой О.П., Чижова И.В.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу военного комиссариата Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.02.2011, принятое судьей Басовой Н.П., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011, принятое судьями Поляковой С.Г., Поляшовой Т.М., Великоредчаниным О.Б., по делу N А17-5364/2010 по иску военного комиссариата Ивановской области к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N 7" о взыскании 4584 рублей и установил:
военный комиссариат Ивановской области (далее - Военный комиссариат) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с исковым заявлением, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к муниципальному учреждению здравоохранения "Городская клиническая больница N 7" (далее - Больница, Учреждение здравоохранения) о взыскании 4584 рублей неосновательного обогащения, возникшего в результате излишнего перечисления денежных средств за оказанные медицинские услуги по обследованию граждан, подлежащих первоначальной военной постановке на воинский учет при призыве на военную службу, и граждан, призываемых на военную службу по контракту.
Решением Арбитражного суда Ивановской области от 04.02.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 27.04.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Военный комиссариат не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на неправильное применение норм материального права.
Ссылаясь на статью 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пункт 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441, заявитель жалобы считает, что медицинское обследование граждан в связи с призывом на военную службу финансируется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан, а не за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны Российской Федерации. Искомая сумма оплачена Военным комиссариатом за услуги по проведению медицинского обследования, поэтому является неосновательным обогащением Учреждения и подлежит взысканию с ответчика.
Учреждение здравоохранения в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов Военного комиссариата, просило оставить жалобу без удовлетворения.
Стороны заявили ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Законность решения Арбитражного суда Ивановской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Больница (исполнитель) и Военный комиссариат (заказчик) заключили договоры от 01.09.2006 N 7 и от 01.09.2007 об оказании медицинских услуг гражданам при поступлении на военную службу по контракту.
В соответствии с пунктом 1.1 договора от 01.09.2006 N 7 заказчик поручает исполнителю оказание услуг медицинского характера гражданам, подлежащим постановке на воинский учет в военкомате и призыву на военную службу по достижении ими призывного возраста, гражданам, призываемым на военную службу по контракту, и оплачивает последнему оказанные услуги.
В договоре от 01.09.2007 заказчик поручил исполнителю оказание медицинских услуг гражданам, подлежащим призыву на военную службу по контракту.
Согласно пункту 2.2 договора от 01.09.2006 N 7 исполнитель обязуется: при первоначальной постановке граждан на воинский учет провести флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализ крови, общий анализ мочи; при призыве граждан на военную службу провести флюорографическое исследование органов грудной клетки, анализ крови, общий анализ мочи, ЭКГ; при призыве граждан на военную службу по контракту провести флюорографическое исследование органов грудной клетки, электрокардиографическое исследование в покое и после нагрузки, общий анализ крови, общий анализ мочи.
В пункте 2.4 договора от 01.09.2007 стороны предусмотрели, что исполнитель обязуется при призыве граждан на военную службу по контракту провести флюорографическое исследование органов грудной клетки, электрокардиографическое исследование в покое и после нагрузки, общий анализ крови, общий анализ мочи.
Заказчик оплачивает услуги исполнителя после выставления счета в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (пункт 3.1 договоров).
Больница 04.05.2008 выставила Военному комиссариату к оплате счет-фактуру N 81 за медицинское обследование при первоначальной постановке граждан на воинский учет в первом полугодии 2007 года (флюорография, анализ крови, общий анализ мочи) на сумму 55 905 рублей. Данный счет-фактура оплачен Военным комиссариатом платежными поручениями от 29.09.2008 N 447 и от 30.06.2008 N 288.
Расчет стоимости оказанных услуг произведен ответчиком в соответствии с утвержденными приказом Управления здравоохранения администрации города Иваново от 29.12.2006 N 266 тарифами на платные медицинские услуги Больницы.
Акты об оказании услуг от 27.06.2008, 11.07.2008 подписаны Военным комиссариатом без возражений.
Посчитав, что за оказанные услуги Больница получила на 4584 рубля больше, чем утверждено нормативами финансовых затрат на единицу медицинской помощи, указанными в постановлении Правительства Российской Федерации от 15.05.2007 N 286 "О Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2008 год", истец обратился в арбитражный суд с иском.
Руководствуясь статьями 779, 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья от 22.07.1993 N 5487-1, статьей 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статьей 18 Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", пунктом 1 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441, пунктом 4 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 885 и от 15.05.2007 N 286, Арбитражный суд Ивановской области отказал в удовлетворении искового требования. Суд пришел к выводу о том, что истец не доказал, что ответчику оплачены оказанные услуги, не являющиеся предметом заключенных договоров.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
В силу статей 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно статье 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
На основании пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Из пункта 2, абзаца первого пункта 4 Правил следует, что выплата компенсации за медицинское освидетельствование граждан в связи с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу осуществляется военным комиссариатом из поступивших ему на лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанции пришли к выводам о том, что Больница правомерно получила от истца спорные денежные средства в счет оплаты услуг, оказанных во исполнение условий заключенных договоров; Военный комиссариат не доказал перечисления данных денежных средств в счет оплаты услуг по проведению медицинского обследования.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы Военного комиссариата, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции признал необоснованными, поскольку они были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 04.02.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.04.2011 по делу N А17-5364/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.П. Фомина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
На основании пункта 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Из пункта 2, абзаца первого пункта 4 Правил следует, что выплата компенсации за медицинское освидетельствование граждан в связи с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу осуществляется военным комиссариатом из поступивших ему на лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11 августа 2011 г. N Ф01-3162/11 по делу N А17-5364/2010