Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Фоминой О.П., Шутиковой Т.В.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Марихимснаб" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.02.2011, принятое судьей Камаевой А.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2011, принятое судьями Соловьевой М.В., Ершовой О.А., Малышкиной Е.Л., по делу N А38-3688/2010 по иску государственного учреждения Республики Марий Эл "Марийскавтодор" к обществу с ограниченной ответственностью "Марихимснаб" о взыскании 11 854 рублей 60 копеек и установил:
государственное учреждение Республики Марий Эл "Марийскавтодор" (далее - ГУ "Марийскавтодор", Учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Марий Эл с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Марихимснаб" (далее - ООО "Марихимснаб", Общество) о взыскании 11 854 рублей 60 копеек платы в счет компенсации ущерба автомобильным дорогам общего пользования (с учетом уточнения иска).
Решением суда от 21.02.2011 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционного суда от 11.05.2011 указанное решение оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "Марихимснаб" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам; суды необоснованно применили Правила возмещения вреда, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, поскольку они противоречат части 5 статьи 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, и не применили статью 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации. В нарушение части 4 статьи 30 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ) ООО "Марихимснаб" не было информировано о введении ограничений на движение, о возможности воспользоваться объездом, а также о мерах по организации движения на период действия ограничений. Таким образом, водитель транспортного средства правомерно руководствовался только Правилами дорожного движения.
Подробно доводы заявителя приведены в жалобе.
ГУ "Марийскавтодор" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами ООО "Марихимснаб", указав на законность принятых судебных актов.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание.
Законность решения Арбитражного суда Республики Марий Эл и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, при проведении весового контроля на автодорогах, являющихся собственностью Республики Марий Эл, выявлен факт перевозки тяжеловесного груза автотранспортом, находящимся в пользовании Общества.
Актом контроля весовых параметров транспортного средства (автопоезда) от 07.04.2010 N 1/58, составленным на двадцатом километре автодороги Йошкар-Ола - Чебоксары, выявлено превышение общей и осевой массы пятиосного транспортного средства Общества - автомобиля марки тягач Volvo F12, регистрационный номер М 119 АК/12, с полуприцепом Kegel sn24p, регистрационный номер АА 6591/12, следовавшего по маршруту ГЭС - Йошкар-Ола, под управлением водителя Вохминцева А.В.
Сумма нанесенного автомобильной дороге ущерба в соответствии с упомянутым актом и расчетом ГУ "Марийскавтодор" составила 59 273 рубля.
Учреждение направило Обществу претензию от 12.08.2010, в которой предложило возместить вред, причиненный автомобильным дорогам Республики Марий Эл от перевозки тяжеловесных грузов.
Претензия была оставлена ответчиком без ответа, что послужило основанием для обращения ГУ "Марийскавтодор" в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьей 14 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", статьями 30, 31 Федерального закона N 257-ФЗ, Порядком осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 N 149, Правилами возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10.03.2010 N 57 "Об ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл на весенний период 2010 года", постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.12.2009 N 279 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам республиканского и межмуниципального значения на территории Республики Марий Эл", постановлением Правительства Республики Марий Эл от 15.05.2009 N 117 "О весовом контроле транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам республиканского значения Республики Марий Эл", правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 17.07.1998 N 22-П, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с ответчика платы в счет компенсации ущерба автомобильным дорогам общего пользования, являющимся собственностью Республики Марий Эл, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами, в размере 11 854 рублей 60 копеек, поэтому удовлетворил заявленный иск.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" временное ограничение или прекращение движения транспортных средств на дорогах с целью обеспечения безопасности дорожного движения может осуществляться уполномоченными на то должностными лицами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в пределах их компетенции. Основания временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на дорогах устанавливаются законами и иными нормативным и правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
В статье 30 Федерального закона N 257-ФЗ закреплено, что временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться, в том числе, в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков. Временные ограничения или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам осуществляются в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Во исполнение названной нормы приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27.08.2009 N 149 утвержден Порядок осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам (далее - Порядок).
Согласно пунктам 5.2 и 6 Порядка акт о введении ограничения принимается для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, который устанавливает в таком акте сроки начала и окончания периодов временного ограничения или прекращения движения; автомобильные дороги (участки автомобильных дорог), на которых вводятся временные ограничения или прекращение движения; организации, обеспечивающие временное ограничение или прекращение движения.
В пункте 19 Порядка предусмотрено, что в период введения временного ограничения движения в весенний период движение по автомобильным дорогам транспортных средств с грузом или без груза, нагрузки на оси которых превышают предельно допустимые нагрузки, установленные актом о введении ограничения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим правоотношения в сфере перевозки тяжеловесных грузов.
В силу частей 1 и 3 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
Таким образом, действующим законодательством установлена обязанность владельцев транспортных средств по возмещению вреда, причиняемого транспортным средством при перевозке тяжеловесных грузов.
Выдача специального разрешения и определение размера причиняемого вреда при перевозке опасных, тяжеловесных и крупногабаритных грузов, осуществляется органом исполнительной власти субъекта в случае, если маршрут, часть маршрута проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, при условии, что маршрут проходит в границах такого субъекта (пункта 3 части 6, пункта 2 части 9 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ).
В соответствии с пунктами 2 и 5 Правил возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств. Размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от превышения установленных значений предельно допустимой массы транспортного средства, предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; протяженности участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, по которым проходит маршрут транспортного средства; базового компенсационного индекса текущего года.
Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10.03.2010 N 57 "Об ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения Республики Марий-Эл на весенний период 2010 года" в целях безопасности дорожного движения и сохранения автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл ограничено с 5 апреля по 5 мая 2010 года движение всех видов автомобильного транспорта с разрешенной максимальной массой транспортного средства, превышающей 10 тонн, и осевыми нагрузками, превышающими 6 тонн.
Порядок определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по указанным дорогам, утвержден постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.12.2009 N 279.
Согласно постановлению Правительства Республики Марий Эл от 15.05.2009 N 117 "О весовом контроле транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам республиканского значения Республики Марий Эл" ГУ "Марийскавтодор" совместно с Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл осуществляют организацию весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам республиканского значения Республики Марий Эл.
Приказом Учреждения от 31.03.2010 N 125 утверждена дислокация постов весового контроля по организации весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозку грузов, на апрель 2010 года, в том числе 07.04.2010, на двадцатом километре автодороги Йошкар-Ола - Чебоксары.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что ООО "Марихимснаб", являясь владельцем транспортного средства Volvo F12, регистрационный номер М 119 АК/12 с полуприцепом Kegel sn24p, регистрационный номер АА 6591/12, осуществляло перевозку тяжеловесного груза по автомобильной дороге общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Марий Эл, без специального разрешения, с превышением полной и осевой нагрузки транспортных средств, что подтверждается актом контроля весовых параметров транспортного средства от 07.04.2010 N 1/58.
Расчет платы в счет компенсации ущерба автомобильным дорогам общего пользования произведен истцом с учетом предельно допустимой массы транспортного средства и осевых нагрузок, протяженности участка автомобильной дороги регионального значения, размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального значения, базового компенсационного индекса 2010 года, что соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 и постановлению Правительства Республики Марий Эл от 31.12.2009 N 279.
Довод ООО "Марихимснаб" о принятии постановления Правительства Республики Марий Эл от 10.03.2010 N 57 "Об ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл на весенний период 2010 года" с превышением предоставленных Правительству Республики Марий Эл полномочий рассмотрен судами и правомерно отклонен.
Доказательств возмещения вреда, причиненного транспортным средством Общества, осуществляющим перевозку тяжеловесных грузов, ООО "Марихимснаб" в материалы дела не представило.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили иск ГУ "Марийскавтодор".
Довод ООО "Марихимснаб" о том, что ему не было известно о введении временного ограничения движения транспортных средств, отклоняется, поскольку, как установил суд первой инстанции, нормативный правовой акт, устанавливающий ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения, опубликован в установленном законом порядке.
Остальные доводы заявителя признаются судом округа несостоятельными и отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства и не опровергают выводы судов, изложенные в оспариваемых судебных актах, а выражают лишь несогласие ООО "Марихимснаб" с ними.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Республики Марий Эл и Первым арбитражным апелляционным судом правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебных актов, не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.02.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.05.2011 по делу N А38-3688/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Марихимснаб" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Марихимснаб".
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
О.П. Фомина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 10.03.2010 N 57 "Об ограничении движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования республиканского значения Республики Марий-Эл на весенний период 2010 года" в целях безопасности дорожного движения и сохранения автомобильных дорог общего пользования республиканского значения Республики Марий Эл ограничено с 5 апреля по 5 мая 2010 года движение всех видов автомобильного транспорта с разрешенной максимальной массой транспортного средства, превышающей 10 тонн, и осевыми нагрузками, превышающими 6 тонн.
Порядок определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении по указанным дорогам, утвержден постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31.12.2009 N 279.
Согласно постановлению Правительства Республики Марий Эл от 15.05.2009 N 117 "О весовом контроле транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам республиканского значения Республики Марий Эл" ГУ "Марийскавтодор" совместно с Управлением Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Марий Эл осуществляют организацию весового контроля транспортных средств, осуществляющих перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам республиканского значения Республики Марий Эл.
...
Расчет платы в счет компенсации ущерба автомобильным дорогам общего пользования произведен истцом с учетом предельно допустимой массы транспортного средства и осевых нагрузок, протяженности участка автомобильной дороги регионального значения, размера вреда, определенного для автомобильных дорог регионального значения, базового компенсационного индекса 2010 года, что соответствует постановлению Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 и постановлению Правительства Республики Марий Эл от 31.12.2009 N 279."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 августа 2011 г. N Ф01-3142/11 по делу N А38-3688/2010
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12211/11
07.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12211/11
08.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3142/11
11.05.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1937/11
21.02.2011 Решение Арбитражного суда Республики Марий Эл N А38-3688/10