г. Нижний Новгород |
|
17 августа 2011 г. |
Дело N А31-7480/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2011.
Полный текст постановления изготовлен 17.08.2011.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Кислицына Е.Г.,
судей Бабаева С.В., Чернышова Д.В.
при участии представителя от истца: Абрамовой О.В. (доверенность от 03.12.2010),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу истца - закрытого акционерного общества "СК-ТрансЛайн" на решение Арбитражного суда Костромской области от 09.02.2011, принятое судьей Денисенко Л.Ю., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011, принятое судьями Гуреевой О.А., Барминым Д.Ю., Кобелевой О.П., по делу N А31-7480/2010
по иску закрытого акционерного общества "СК-ТрансЛайн"
к обществу с ограниченной ответственностью "Флот-Сервис"
о расторжении договора аренды и о взыскании убытков
и установил:
закрытое акционерное общество "СК-ТрансЛайн" (далее - ЗАО "СК-ТрансЛайн") обратилось в Арбитражный суд Костромской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Флот-Сервис" (далее - ООО "Флот-Сервис") о расторжении договора аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время) от 12.02.2010 и о взыскании 85 950 долларов США в рублях по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации на день вынесения решения, в том числе 50 000 долларов США реального ущерба, составляющих выплату контрагенту по Танкерному рейсовому чартеру в качестве штрафной санкции за неисполнение обязательства, и 35 950 долларов США упущенной выгоды.
Исковые требования основаны на статьях 15, 309, 310, 393, 398, 450, 452, 453, 611, 632 Гражданского кодекса Российской Федерации и пункте 6 статьи 60 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации и мотивированы неисполнением ответчиком обязательств по предоставлению арендатору сданного внаем имущества в указанный в договоре аренды срок.
Решением Арбитражного суда Костромской области от 09.02.2011, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011, в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводам об отсутствии необходимости расторжения договора аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время) от 12.02.2010 ввиду прекращения его действия в установленный в договоре срок, а также о недоказанности истцом всех элементов, необходимых для возникновения деликтной ответственности.
Не согласившись с решением и постановлением, ЗАО "СК-ТрансЛайн" обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить названные судебные акты в связи с несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
По мнению заявителя, ввиду неисполнения ООО "Флот-Сервис" обязательства по передаче в аренду теплохода буксира-толкача "Дунайский-45" в установленный срок в соответствии с договором аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время) от 12.02.2010, ЗАО "СК-ТрансЛайн" понесло убытки в виде реального ущерба - в размере 50 000 долларов США штрафа, выплаченного за нарушение обязательства с третьим лицом - компанией Rodmell Trading LTD (Родмелл Трейдинг ЛТД) по Танкерному рейсовому чартеру от 05.04.2010, а именно неподачу состава с баржей и буксиром-толкачом "Дунайский-45" на запланированный рейс на линии порт Самара - порт Ярославль, и упущенной выгоды - в размере 39 950 долларов США платы (фрахта) за перевозку груза (мазута) в составе баржи с буксиром-толкачом "Дунайский-45" по запланированному рейсу на линии порт Самара - порт Ярославль.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
ООО "Флот-Сервис" в отзыве на кассационную жалобу не согласилось с доводами заявителя, так как считает решение и постановление законными и обоснованными.
Суд удовлетворил ходатайство ООО "Флот-Сервис" о рассмотрении кассационной жалобы без участия его представителя.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее и заслушав представителя истца, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как видно из документов и установил суд, ООО "Флот-Сервис" (арендодатель) и ЗАО "СК-ТрансЛайн" (арендатор) заключили договор аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время) от 12.02.2010, по условиям которого арендодатель предоставил арендатору во временное пользование теплоход буксир-толкач "Дунайский-45" (судно), мощностью 1340 л.с., допущенный к вождению нефтеналивных составов, и обязался оказывать услуги по управлению и технической эксплуатации поименованного транспортного средства.
В пункте 2.1 договора предусмотрено, что арендатор обязуется использовать судно "Дунайский-45" для буксировки несамоходных нефтеналивных барж типа "Бельская" проекта Р27 по перевозке мазута на линиях: порт Самара - порт Ярославль, порт Нижнекамск - порт Ярославль.
Срок аренды судна установлен на период речной навигации 2010 года, ориентировочно с 23.04 до 20.10.2010. Точные сроки начала и окончания аренды согласовываются сторонами дополнительно путем письменного уведомления арендатора за пять суток до предполагаемого ввода судна в аренду или вывода из аренды.
Письмами от 25.03.2010 N 68 и 16.04.2010 N 103, направленными в адрес истца, ответчик выразил желание расторгнуть договор от 12.02.2010.
Предложение о расторжении договора истцом не было принято (письмо от 16.04.2010 N 54).
Арендодатель 19.04.2010 письменно просил арендатора сообщить точную дату передачи в аренду теплохода буксира-толкача "Дунайский-45" и номера барж типа "Бельская", их техническую готовность и имеющиеся разрешения Речного Регистра Российской Федерации на их эксплуатацию в навигацию 2010 года на предусмотренных договором линиях.
Письмом от 23.04.2010 ООО "Флот-Сервис" сообщило своему контрагенту о невозможности использования теплохода "Дунайский-45" для вождения состава из двух барж типа "Бельская".
ЗАО "СК-ТрансЛайн" направило ответчику письмо-заявку от 26.04.2010 N 66, устанавливающую дату сдачи в аренду теплохода буксира-толкача "Дунайский-45" в порту Кострома - 04.05.2010. Кроме того, в письме содержится информация о желании арендатора использовать транспортное средство для вождения сцепки из двух барж.
Арендодатель, отвечая на письмо истца (письмом от 27.04.2010 N 121), указал, что теплоход "Дунайский-45" не предназначен для работы в сцепке с двумя баржами, сообщил о готовности предоставить взамен д/э "Шлюзовый-16" с экипажем, имеющим опыт работы по вождению барж в сцепе.
Истец получил письмо ответчика от 28.04.2010 N 125 об отказе от исполнения договора от 12.02.2010.
Во исполнение пункта 4.2 договора ЗАО "СК-ТрансЛайн" 29.04.2010 перечислило ответчику 525 000 рублей за последующие 15 дней использования теплохода буксира-толкача "Дунайский-45".
Указанная сумма возвращена арендатору. Судно не передано в аренду ЗАО "СК-ТрансЛайн" в порту Кострома.
Письмом от 07.09.2010 N 212 истец сообщил ответчику о расторжении договора ввиду нарушения обязательств и необходимости возмещения убытков в сумме 85 100 долларов США.
Неисполнение ответчиком изложенных в претензии требований явилось основанием обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В пункте 2 упомянутой статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Применение такой меры гражданско-правовой ответственности, как возмещение убытков возможно при доказанности совокупности нескольких условий (оснований возмещения убытков): наличие понесенных убытков и их размер, противоправности действий (бездействия) причинителя убытков, причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и убытками. Для удовлетворения требований истца о взыскании убытков необходима доказанность всей совокупности указанных фактов.
В обоснование заявленных требований истец ссылается на понесенные им убытки в виде реального ущерба - в размере 50 000 долларов США штрафа, выплаченного за нарушение обязательства с третьим лицом - компанией Rodmell Trading LTD (Родмелл Трейдинг ЛТД) по Танкерному рейсовому чартеру от 05.04.2010, а именно неподачу состава с баржей и буксиром-толкачом "Дунайский-45" на запланированный рейс на линии порт Самара - порт Ярославль, и в виде упущенной выгоды - в размере 39 950 долларов США платы (фрахта) за перевозку груза (мазута) в составе баржи с буксиром-толкачом "Дунайский-45" по запланированному рейсу на линии порт Самара - порт Ярославль.
По правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд оценил представленные в материалы дела документы и установил, что на момент заключения с Rodmell Trading LTD (Родмелл Трейдинг ЛТД) Танкерного рейсового чартера между ЗАО "СК-ТрансЛайн" и ООО "Флот-Сервис" не был окончательно урегулирован вопрос о замене теплохода "Дунайский-45" на "Шлюзовой-16" ввиду невозможности использования первого для вождения двух барж в сцепе. Истец не представил доказательств того, что он предлагал вариант замены судна своему контрагенту по договору от 05.04.2010, а также того, что он принимал меры по поиску другого судна для исполнения условий чартера.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что неисполнение обязательства произошло ввиду несогласованности порядка пользования имуществом, истец не проявил должной степени заботливости и осмотрительности и не принял всех возможных мер для надлежащего исполнения обязательства перед третьим лицом и предотвращения возникновения убытков, что свидетельствует о недоказанности истцом наличия всех элементов для возникновения гражданской ответственности.
Кроме того, суд счел, что истец не доказал факт и размер причинения ответчиком убытков в виде упущенной выгоды.
Переоценка установленных судом обстоятельств, исследованных доказательств и сделанных на их основе выводов не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поэтому кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
Расходы по государственной пошлине, согласно статьям 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Костромской области от 09.02.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011 по делу N А31-7480/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу закрытого акционерного общества "СК-ТрансЛайн" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Г. Кислицын |
Судьи |
С.В. Бабаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Арбитражного суда Костромской области от 09.02.2011, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 04.05.2011, в удовлетворении исковых требований отказано. Суд пришел к выводам об отсутствии необходимости расторжения договора аренды транспортного средства с экипажем (фрахтование на время) от 12.02.2010 ввиду прекращения его действия в установленный в договоре срок, а также о недоказанности истцом всех элементов, необходимых для возникновения деликтной ответственности.
...
Законность решения Арбитражного суда Костромской области и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном статьями 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
...
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
В пункте 2 упомянутой статьи под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 17 августа 2011 г. N Ф01-3182/11 по делу N А31-7480/2010
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15749/11
21.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15749/11
17.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3182/11
04.05.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-1599/11
08.02.2011 Решение Арбитражного суда Костромской области N А31-7480/10