Резолютивная часть постановления объявлена 11 августа 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
без участия представителей,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми (с 29.06.2011 данное юридическое лицо имеет наименование государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми") на решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2011, принятое судьей Князевой А.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011, принятое судьями Барминым Д.Ю., Гуреевой О.А., Кобелевой О.П., по делу N А29-8096/2010 по иску государственного унитарного предприятия Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми, муниципальному учреждению здравоохранения "Сыктывдинская центральная районная больница" о взыскании 100 509 рублей 07 копеек,
третье лицо - Министерство здравоохранения Республики Коми, и установил:
государственное унитарное предприятие Республики Коми "Государственные аптеки Республики Коми" (далее - Предприятие) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к Фонду обязательного медицинского страхования Республики Коми (далее - Фонд) и к муниципальному учреждению здравоохранения "Сыктывдинская центральная районная больница" (далее - Учреждение) о взыскании 100 509 рублей 07 копеек задолженности по оплате поставленного товара.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Коми (далее - Министерство).
Решением от 27.01.2011 (с учетом определения об исправлении опечатки от 28.02.2011) с Фонда в пользу Предприятия взыскано 100 509 рублей 07 копеек долга; в удовлетворении исковых требований к Учреждению отказано. Судебный акт мотивирован тем, что факт получения товара и его неполная оплата подтверждены материалами дела.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 решение от 27.01.2011 оставлено без изменения.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Фонд обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 27.01.2011 и постановление от 22.04.2011 и направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель жалобы считает, что Предприятие не осуществило должного контроля по исполнению условий государственных контрактов о количестве и ассортименте поставляемого товара и самовольно произвело поставку товара, не предусмотренного контрактами; достоверно оформленные документы на оплату товара Предприятие в Фонд не представило; оплату товара Фонд произвел в полном объеме.
В отзыве Предприятие отклонило доводы кассационной жалобы и просило оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили. Кассационная жалоба рассмотрена без их участия.
Законность судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в рамках реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на территории Республики Коми на 2007 год, утвержденной постановлением Правительства Республики Коми от 25.12.2006 N 323, Министерство (заказчик) и Предприятие (поставщик) заключили следующие государственные контракты:
- государственный контракт на поставку изделий медицинского назначения для учреждений здравоохранения Республики Коми от 21.02.2007 N ЕП 004/024;
- государственный контракт на поставку фармацевтических препаратов для учреждений здравоохранения Республики Коми от 26.02.2007 N ЕП 005/024;
- государственный контракт на поставку фармацевтических препаратов, изделий медицинского назначения, химических реактивов, расходных реагентов и материалов для обеспечения учреждений здравоохранения Республики Коми от 07.04.2007 N ТП 029/095.
В соответствии с условиями заключенных государственных контрактов поставщик обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения, фармацевтических препаратов, химических реактивов, расходных реагентов и материалов для обеспечения учреждений здравоохранения Республики Коми, наименование, количество и цена которых указаны в приложениях N 1 к контрактам, являющихся их неотъемлемыми частями. Государственными контрактами предусмотрено, что источниками финансирования являются внебюджетные средства (средства Фонда); местом доставки товара являются аптечные учреждения в населенных пунктах согласно приложениям N 2 и учреждения здравоохранения Республики Коми согласно приложениям N 3.
Во исполнение государственных контрактов Предприятие (поставщик) и Фонд (плательщик) 09.03.2007 заключили договоры поставки для государственных нужд Республики Коми N 004-Ф и N 005-Ф с протоколами разногласий от 09.03.2007 и договор поставки от 25.06.2007 N Ф-29, по условиям которых поставщик обязался осуществить поставку изделий медицинского назначения, фармацевтических препаратов, химических реактивов, расходных реагентов и материалов по ценам, в количестве, ассортименте согласно спецификациям, являющимися неотъемлемыми частями договоров (приложения N 1), а плательщик обязался оплатить поставленный по заявкам учреждений здравоохранения Республики Коми, участвующих в системе обязательного медицинского страхования (получателей), товар в пределах лимитов денежных средств, указанных в "контрольном листе" (пункты 1.1 и 1.2 договоров).
По условиям договоров поставки от 09.03.2007 N 004-Ф и N 005-Ф оплата товара производится плательщиком поэтапно: 30 процентов согласно договорам перечисляется в течение 10 календарных дней со дня их подписания, оставшиеся 70 процентов перечисляются в течение 10 банковских дней после предоставления поставщиком пакета отчетных документов, подтверждающих факт обеспечения получателей изделиями медицинского назначения, фармацевтическими препаратами.
По условиям договора поставки от 25.05.2007 N Ф-29 оплата товара производится плательщиком поэтапно: предоплата ежемесячно после заключения договора поставки во исполнение государственного контракта в размере 5000 рублей, последующая оплата - ежемесячно в течение 10 дней после представления поставщиком плательщику согласованных форм отчетности, подтверждающих факт получения товара лечебно-профилактическими учреждениями системы обязательного медицинского страхования.
Во исполнение условий договоров Фонд и Учреждение заключили договор о взаимодействии сторон по обеспечению лечебно-профилактических учреждений фармацевтическими препаратами, изделиями медицинского назначения, химическими реактивами, расходными реагентами и материалами от 28.05.2007 N 1ОМС1/27 и дополнительные соглашения к нему от 05.06.2007, от 25.06.2007 N 2 и от 03.09.2007 N 3, по условиям которых Предприятие осуществляет отпуск товара Учреждению в пределах установленного ему месячного лимита средств с отметкой о получении товара в "контрольном листе", выданном Фондом для обеспечения стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи согласно утвержденному в установленном порядке лимиту потребления товара в расчете на месяц, Учреждение производит приемку, хранение и использование товара в соответствии с действующим законодательством (пункты 2.1, 2.2, 2.4 и 3.1 договора).
При осуществлении отпуска-приемки товара предусмотрено оформление товарной накладной (по торговым наименованиям и МНН). В срок до 2-го числа месяца, следующего за отчетным, Учреждение представляет "контрольный лист" за прошедший месяц и оригиналы товарных накладных, оформленные в отчетном периоде, в Фонд, который осуществляет проверку на соответствие в них наименования полученного товара наименованию товара, подлежащего поставке согласно спецификациям к договорам поставки для государственных нужд, а также на соответствие его стоимости сумме выделенных в отчетном периоде средств по "контрольному листу".
Для произведения расчетов по договорам поставки для государственных нужд Предприятие направляет в Фонд на оплату счет-фактуру и товарную накладную, подтверждающие факт обеспечения Учреждения товаром. Частичная оплата счетов производится Фондом на основании акта, подписанного Фондом и Предприятием, с указанием причин, повлиявших на их неполную оплату (пункты 3.2, 3.3, 3.4 и 3.5 договора).
С августа 2007 по май 2008 года истец осуществил поставку лекарственных средств в адрес Учреждения на общую сумму 1 084 381 рубль 02 копейки и предъявил Фонду для оплаты счета-фактуры. Однако Фонд отклонил оплату товарных накладных и счетов-фактур на сумму 110 641 рубль 92 копейки, в том числе на сумму 10 132 рубля 85 копеек, в связи с нарушением ассортимента лекарственных препаратов, подлежащих поставке по государственным контрактам, и на сумму 100 509 рублей 07 копеек в связи с превышением количества поставленных лекарственных препаратов.
Ненадлежащее исполнение обязанности по оплате поставленных фармацевтических препаратов, изделий медицинского назначения, химических реактивов, расходных реагентов и материалов в полном объеме послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами Кодекса.
На основании статьи 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно актам проверки накладных на предмет соответствия спецификациям государственных контрактов Фонд отклонил оплату счетов-фактур на сумму 110 641 рубль 92 копейки, в том числе:
- 10 132 рубля 85 копеек в связи с нарушением ассортимента лекарственных препаратов, подлежащих поставке по государственным контрактам;
- 100 509 рублей 07 копеек в связи с превышением количества поставленных лекарственных препаратов.
Данные акты подписаны как со стороны Фонда, осуществлявшего проверку, так и со стороны Предприятия. Все акты проверки содержат ссылку на согласие истца с неполным акцептом счетов-фактур с указанием конкретной суммы.
Факт получения товара в рамках действующих контрактов сторонами не оспаривается. Решением Арбитражного суда Республики Коми от 26.03.2010 по делу N А29-12197/2009, оставленным без изменения постановлениями апелляционной инстанции от 05.07.2010 и кассационной инстанции от 10.11.2010, с Учреждения в пользу Предприятия взыскано 10 132 рубля 85 копеек неосновательного обогащения, в удовлетворении остальной части иска отказано. Решением суда установлено отсутствие превышения объема поставок по переданному Учреждению товару на сумму 100 509 рублей.
Доказательств уплаты указанной суммы Фонд не представил.
В соответствии с частью 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
Суды оценили представленные по делу доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом принятых судебных актов по делу N А29-12197/2009, сделали обоснованный вывод о правомерности заявленных требований, так как Фонд, приняв от поставщика по товарным накладным товар через третьих лиц по условиям заключенных контрактов, должен уплатить поставщику за этот товар обозначенную контрактом денежную сумму, состоящую из стоимости перечисленных в накладной наименований и единиц товара, относящихся к поставленному в рамках заключенных контрактов.
Довод заявителя о выделении дополнительных средств на уплату задолженности был предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и не нашел подтверждения. Оснований для переоценки указанного обстоятельства у суда округа отсутствуют.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и исследованных доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 27.01.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 по делу N А29-8096/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Фонда обязательного медицинского страхования Республики Коми - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 525 Гражданского кодекса Российской Федерации поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. К отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами Кодекса.
На основании статьи 526 Гражданского кодекса Российской Федерации по государственному или муниципальному контракту на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд поставщик (исполнитель) обязуется передать товары государственному или муниципальному заказчику либо по его указанию иному лицу, а государственный или муниципальный заказчик обязуется обеспечить оплату поставленных товаров.
Согласно актам проверки накладных на предмет соответствия спецификациям государственных контрактов Фонд отклонил оплату счетов-фактур на сумму 110 641 рубль 92 копейки, в том числе:
- 10 132 рубля 85 копеек в связи с нарушением ассортимента лекарственных препаратов, подлежащих поставке по государственным контрактам;
- 100 509 рублей 07 копеек в связи с превышением количества поставленных лекарственных препаратов.
Данные акты подписаны как со стороны Фонда, осуществлявшего проверку, так и со стороны Предприятия. Все акты проверки содержат ссылку на согласие истца с неполным акцептом счетов-фактур с указанием конкретной суммы."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 августа 2011 г. N Ф01-3297/11 по делу N А29-8096/2010