См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 октября 2011 г. по делу N А17-558/2011
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - открытого акционерного общества "Кохматекстиль" на решение Арбитражного суда от Ивановской области от 31.05.2011, принятое судьями Тимошкиным К.А., Герасимовым В.Д., Чеботаревой И.А., по делу N А17-558/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Кохматекстиль" (ИНН 3711001208, ОГРН 1023701508841) к Региональной службе по тарифам Ивановской области (ИНН 3729024414, ОГРН 1033700052484) о признании частично недействующим нормативно-правового акта и установил:
открытое акционерное общество "Кохматекстиль" (далее - ОАО "Кохматекстиль", Общество) обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании частично недействующим постановления Региональной службы по тарифам Ивановской области (далее - РСТ Ивановской области, Региональная службы, административный орган) от 24.11.2010 N 321-к/1 (в редакции постановления РСТ Ивановской области от 29.12.2010 N 337-к/1 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Ивановской области от 24.11.2010 N 321-к/1") в части пункта 2 приложения к постановлению, установившего тариф на водоотведение для ОАО "Кохматекстиль" в сумме 11 рублей 10 копеек, обязании привести тариф в соответствие с действующим законодательством и взыскании с РСТ Ивановской области судебные расходы.
Решением суда от 31.05.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя, суды неверно истолковали постановление Правительства РФ от 14.07.2008 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса", а также Методические указания от 05.04.2011 по расчету тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса. В данном случае индекс изменения составляющей части тарифа заявителя составил 100,3 процента, в то время как экономически обоснованной будет составляющая часть тарифа в размере 3,60 рублей за 1 кубический метр, что соответствует индексации тарифа на 114 процентов.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу не представил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в заседание суда кассационной инстанции не явились. Дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность принятого Арбитражным судом Ивановской области решения проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, РСТ Ивановской области постановлением от 24.11.2010 N 321-к/1 "Об установлении тарифов на холодную воду, водоотведение и очистку сточных вод для организаций, оказывающих услуги потребителям городского округа Кохма" установила на 2011 год тариф на услугу водоотведение для ОАО "Кохматекстиль" в размере 10 рубля 93 копейки (без учета НДС) за 1 кубический метр.
Постановлением от 29.12.2010 N 337-к/1 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Ивановской области от 24.11.2010 N 321-к/1" тариф на водоотведение для Заявителя установлен в размере 11 рублей 10 копеек (без учета НДС) за 1 кубический метр.
Не согласившись с указанными нормативными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Ивановской области с заявлением от 15.02.2011 N 2-4/11-22, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным постановления РСТ Ивановской области от 24.11.2010 N 321-к/1 (в редакции постановления РСТ Ивановской области от 29.12.2010 N 337-к/1 "О внесении изменений в постановление Региональной службы по тарифам Ивановской области от 24.11.2010 N 321-к/1").
Руководствуясь статьей 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (далее - Федеральный закон N 210-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организации коммунального комплекса", приказом Федеральной службы по тарифам от 28.10.2010 N 267-э/2 "Об установлении предельных индексов максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год", Арбитражный суд Ивановской области пришел к выводу о доказанности экономической обоснованности тарифа и соответствии обжалуемого постановления действующему законодательству.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельного положения, устанавливает соответствие его федеральному конституционному закону, федеральному закону и иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также полномочия органа или лица, принявших оспариваемый нормативный правовой акт (часть 4 статьи 194 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Федеральный закон N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" устанавливает основы регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, обеспечивающих водоснабжение, водоотведение и очистку сточных вод, утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, а также надбавок к ценам (тарифам) для потребителей и надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
Организацией коммунального комплекса при этом признается юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов (пункт 1 статьи 2 Федерального закона N 210-ФЗ).
Установление тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В Ивановской области таким органом является Региональная службы по тарифам Ивановской области.
Регулирование тарифов осуществляется в соответствии с Федеральным законом, основами ценообразования и правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В статье 3 Федерального закона N 210-ФЗ определены общие принципы регулирования тарифов, одним из которых является полное возмещение затрат организаций коммунального комплекса, связанных с реализацией их производственных программ.
Регулирование тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса включает согласование с органом регулирования производственной программы организации коммунального комплекса и установление тарифов на товары и услуги этой организации в размере, обеспечивающем поступление денежных средств от реализации товаров (оказания услуг) организации коммунального комплекса в объеме, необходимом для выполнения данной производственной программы этой организации, с учетом обеспечения доступности для потребителей товаров и услуг организации коммунального комплекса и установленных предельных индексов (часть 1 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ организация коммунального комплекса разрабатывает на очередной период действия тарифов на производимые ею товары (оказываемые услуги) производственную программу, определяет финансовые потребности, необходимые для ее реализации, и производит предварительный расчет тарифов на свои товары и услуги в размере, обеспечивающем эти финансовые потребности.
В случае несоответствия рассчитанных тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса финансовым потребностям этой организации, необходимым для реализации ее производственной программы, согласно части 5 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ орган регулирования вправе самостоятельно произвести расчет указанных тарифов.
По завершении проверки обоснованности предоставленных организацией коммунального комплекса расчетов финансовых потребностей, необходимых для реализации ее производственной программы, и соответствующих этим потребностям тарифов на товары и услуги организации коммунального комплекса орган регулирования согласовывает производственную программу и устанавливает соответствующие этой программе тарифы на товары и услуги организации коммунального комплекса (часть 7 статьи 9 Федерального закона N 210-ФЗ).
Таким образом, одним из основных критериев при определении спорных тарифов является их экономическая обоснованность.
Данный принцип закреплен и в постановлении Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520 "Об основах ценообразования и порядке регулирования тарифов, надбавок и предельных индексов в сфере деятельности организаций коммунального комплекса".
Согласно пункту 26 Основ ценообразования при использовании метода установления фиксированных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются следующие данные: 1) регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения; 2) цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 3) опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчетный период; 4) индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке; 5) опубликованные в установленном порядке данные и данные, полученные по результатам экспертиз, проводимых органами регулирования.
Пункт 16 Правил регулирования устанавливает, что в процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, для утверждения тарифа на водоотведение на 2011 год ОАО "Кохматекстиль" представило в РСТ Ивановской области расчет экономически обоснованного тарифа.
В рамках дела об утверждении тарифа РСТ Ивановской области провела экспертизу правильности расчетов предлагаемого тарифа, в том числе анализ его экономической обоснованности. В результате экспертизы административный орган пришел к выводу об экономической обоснованности утверждения тарифа для ОАО "Кохматекстиль" в размере 115,7 процентов предыдущего периода. Данные выводы отражены в экспертном заключении Региональной службы (с учетом дополнительного пояснения от 27.05.2011 N 5-1055).
Исследовав и оценив представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу, что установленный оспариваемым решением тариф соответствует принципам установления тарифов, обеспечивает полное возмещение ОАО "Кохматекстиль" затрат и не превышает предельный индекс максимально возможного изменения установленных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса.
Довод заявителя о том, что судом не принято во внимание решение Ивановской городской Думы от 24.1.12010 N 154 "О внесении изменений в инвестиционную программу открытого акционерного общества "Водоканал", не может быть принята во внимание, поскольку не относится к данному делу.
Ссылка общества на возможность раздельной индексации составляющих частей тарифа отклоняется судом округа в силу следующего.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.10.2010 N 267-э/2 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год. Для Ивановской области предельный индекс составляет 118,0 процента.
Как правомерно указал суд первой инстанции, в расчет тарифа на водоотведение РСТ Ивановской области включены услуги, оказываемые открытым акционерным обществом "Водоканал". Индексация заявителя на величину, предложенную заявителем приведет в увеличению тарифа на 121,8 процента, что является нарушением предельного допустимого индекса максимально возможного изменения тарифов для Ивановской области.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе Общества, являлись предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, получили правильную правовую оценку и судом округа не принимаются, так как направлены на переоценку исследованных судами доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в компетенцию кассационной инстанции не входит.
Арбитражный суд Ивановской области правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей относятся на Общество. Излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей подлежит возврату ОАО "Кохматекстиль" из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 статьи Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 31.05.2011 по делу N А17-558/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Кохматекстиль" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Кохматекстиль".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Кохматекстиль" из федерального бюджета государственную пошлину с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 28.06.2011 N 308.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 26 Основ ценообразования при использовании метода установления фиксированных тарифов на услуги организаций коммунального комплекса для определения расходов, составляющих материальные затраты, используются следующие данные: 1) регулируемые государством тарифы (цены) и их прогнозные значения; 2) цены, установленные на основании договоров, заключенных по результатам проведения торгов или по иным основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд; 3) опубликованные в установленном порядке прогнозные рыночные цены, установленные на расчетный период; 4) индекс потребительских цен, определяемый Министерством экономического развития Российской Федерации, и другие индексы, утверждаемые уполномоченными органами и публикуемые в установленном порядке; 5) опубликованные в установленном порядке данные и данные, полученные по результатам экспертиз, проводимых органами регулирования.
Пункт 16 Правил регулирования устанавливает, что в процессе рассмотрения дел об установлении тарифов и надбавок орган регулирования вправе осуществлять экспертизу, которая включает в себя анализ финансовых потребностей для реализации производственной и (или) инвестиционной программ, проверку правильности расчета предлагаемых тарифов и надбавок и оценку доступности для потребителей товаров и услуг организаций коммунального комплекса.
...
Приказом Федеральной службы по тарифам от 28.10.2010 N 267-э/2 установлены предельные индексы максимально возможного изменения установленных тарифов на товары и услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, с учетом надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, оказывающих услуги в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод в среднем по субъектам Российской Федерации на 2011 год. Для Ивановской области предельный индекс составляет 118,0 процента."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25 августа 2011 г. N Ф01-3516/11 по делу N А17-558/2011