См. также определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 3 октября 2011 г. по делу N А43-29254/2010
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Чигракова А.И.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
при участии представителей от заявителя: Макарова И.Е. (доверенность от 01.12.2010 N 411/1), от заинтересованного лица: Шикановой Н.В. (доверенность от 11.01.2011 N 22),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Шатовка" на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.04.2011, принятое судьей Мустафаевым Г.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., по делу N А43-29254/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Шатовка" о признании недействительным предписания Отдела государственного пожарного надзора по городу Арзамасу и Арзамасскому району Главного Управления МЧС России по Нижегородской области от 01.10.2010 N 360/360/1-29 и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Шатовка" (далее - Общество, ООО "Шатовка") обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании недействительным предписания Отдела государственного пожарного надзора по городу Арзамасу и Арзамасскому району Главного Управления МЧС России по Нижегородской области (далее - Отдел, уполномоченный орган) от 01.10.2010 N 360/360/1-29 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Заинтересованным лицом, участвующим в деле, также является Главное Управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Нижегородской области (далее - Управление).
Решением суда первой инстанции от 06.04.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 27.06.2011 решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам. Ссылаясь на часть 16 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ), ООО "Шатовка" полагает, что допущенное Отделом при проведении проверки процессуальное нарушение (уведомление юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки менее чем за 24 часа до ее начала) является грубым и существенно нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем влечет недействительность результатов проверки. Также Общество указывает на грубое нарушение уполномоченным органом пункта 1 части 2 статьи 10 Закона N 294-ФЗ и Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по исполнению государственной функции по надзору за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований пожарной безопасности, утвержденного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 01.10.2007 N 517 (далее - Административный регламент МЧС), а именно: Отдел вышел за пределы выездной проверки, поскольку в ходе проверки были установлены новые нарушения правил пожарной безопасности, а не только указанные в предписании.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
Представитель Управления в судебном заседании возразил против доводов заявителя, отзыв на кассационную жалобу не представил.
Отдел, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направил, отзыв на кассационную жалобу не представил.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 22.08 по 26.08.2011.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области решения и Первым арбитражным апелляционным судом постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя Главного государственного инспектора по пожарному надзору города Арзамаса и Арзамасского района Нижегородской области от 12.10.2010 N 360 должностные лица уполномоченного органа с 29.10 по 01.11.2010 осуществили проверочные мероприятия на предмет выполнения ООО "Шатовка" предписания Отдела от 01.11.2009 N 552/552/1-41, в соответствии с которым Общество должно было в срок до 29.10.2010 устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности.
В ходе проверки установлено, что требования указанного предписания выполнены ООО "Шатовка" частично.
Кроме того, осуществляя проверочные действия, должностные лица Отдела выявили новые нарушения требований пожарной безопасности, установленные ППБ 01-03, НПБ 88-2001, СНиП 41-01-2003, СНиП 21-01-97*, что отражено в акте проверки от 01.11.2010 N 360.
По результатам проверки должностное лицо Отдела выдало ООО "Шатовка" предписание от 01.10.2010 N 360/360/1-29 об устранении вновь выявленных нарушений пожарной безопасности.
Посчитав, что названное предписание уполномоченного органа не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы Общества в сфере осуществления предпринимательской деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, положениями Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", Законом N 294-ФЗ, Административным регламентом МЧС и не установил нарушения порядка проведения проверки.
Апелляционный суд руководствовался аналогичными нормами права и оставил решение суда без изменения, указав, что доказательств уведомления руководителя Общества Макарова А.В. в соответствии с требованиями части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ (не менее чем за 24 часа до начала проверки) Управлением суду не представлено. Однако посчитал, что в соответствии со статьей 20 Закона N 294-ФЗ данное нарушение не относится к грубым, влекущим отмену результатов проведенных проверочных мероприятий.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа счел ее подлежащей удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) государственный пожарный надзор представляет собой осуществляемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, деятельность по проверке соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам проверки.
В силу статьи 6 названного закона, а также подпункта 5 пункта 9 Положения о государственном пожарном надзоре (далее - Положение о госпожнадзоре), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 820, государственные инспекторы по пожарному надзору имеют право давать руководителям юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, должностным лицам и гражданам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Административный регламент МЧС, определяя административные процедуры по осуществлению государственной функции по государственному пожарному надзору, устанавливает, что в порядке принятия мер по фактам нарушений, выявленных при проведении проверки, государственный инспектор по пожарному надзору, проводивший проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать предписание по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности (пункт 20, подпункт 1 пункта 70).
При этом Закон о пожарной безопасности обязывает руководителей организаций выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны (статья 37), указывая на возможность привлечения к ответственности за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Таким образом, предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного пожарного надзора, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
Порядок организации и проведения проверок органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственного контроля (надзора), регламентирован Законом N 294-ФЗ.
Согласно части 16 статьи 10 Закона N 294-ФЗ проверяемое юридическое лицо должно быть уведомлено органом государственного контроля (надзора) не менее чем за двадцать четыре часа до начала ее проведения любым доступным способом.
Пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что нарушение требований, предусмотренных частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки), относится к грубым нарушениям.
В силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Как видно из материалов дела, распоряжение о проведении внеплановой проверки от 12.10.2010 N 360 вручено директору Общества в день проверки 29.10.2010 (листы дела 57 - 59). Доказательств уведомления руководителя Общества Макарова А.В. не менее чем за 24 часа до начала проверки уполномоченный орган суду не представил. Данный факт Отдел не отрицает.
Уведомление юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки менее чем за 24 часа до ее начала является грубым процессуальным нарушением и существенно нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем влечет недействительность результатов проверки и вынесенного на них основании предписания от 01.10.2010 N 360/360/1-29.
При таких обстоятельствах вывод апелляционного суда о том, что данное процессуальное нарушение не относится грубым и не влечет недействительность результатов проверки является неверным и противоречит нормам Закона N 294-ФЗ.
Других оснований, предусмотренных Законом N 294-ФЗ, для невыполнения Отделом указанного срока, судами не установлено.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда подлежат отмене, а предписание уполномоченного органа от 01.10.2010 N 360/360/1-29 об устранении нарушений требований пожарной безопасности - признанию недействительным.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на Отдел. Излишне уплаченная по платежному поручению от 30.06.2011 N 1121 государственная пошлина в сумме 1 000 рублей подлежит возврату Обществу.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 2 части 1), 288 (частью 2), 289 и 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Шатовка" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.04.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 27.06.2011 по делу N А43-29254/2010 отменить.
Признать предписание Отдела государственного пожарного надзора по городу Арзамасу и Арзамасскому району Главного Управления МЧС России по Нижегородской области от 01.10.2010 N 360/360/1-29 об устранении нарушений требований пожарной безопасности недействительным.
Взыскать с Отдела государственного пожарного надзора по городу Арзамасу и Арзамасскому району Главного Управления МЧС России по Нижегородской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "Шатовка" государственную пошлину в сумме 2 000 рублей за рассмотрение дела в первой инстанции, в сумме 1 000 рублей за рассмотрение апелляционной жалобы и в сумме 1 000 рублей за рассмотрение кассационной жалобы.
Арбитражному суду Нижегородской области выдать исполнительные листы.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Шатовка" из федерального бюджета 1 000 рублей государственной пошлины, излишне уплаченной по платежному поручению от 30.06.2011 N 1121 за рассмотрение кассационной жалобы.
Справку на возврат государственной пошлины выдать.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.И. Чиграков |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 1 части 2 статьи 20 Закона N 294-ФЗ установлено, что нарушение требований, предусмотренных частью 16 (в части срока уведомления о проведении проверки), относится к грубым нарушениям.
В силу части 1 статьи 20 Закона N 294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных названным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
...
Уведомление юридического лица о проведении внеплановой выездной проверки менее чем за 24 часа до ее начала является грубым процессуальным нарушением и существенно нарушает права и законные интересы Общества, в связи с чем влечет недействительность результатов проверки и вынесенного на них основании предписания от 01.10.2010 N 360/360/1-29.
При таких обстоятельствах вывод апелляционного суда о том, что данное процессуальное нарушение не относится грубым и не влечет недействительность результатов проверки является неверным и противоречит нормам Закона N 294-ФЗ.
Других оснований, предусмотренных Законом N 294-ФЗ, для невыполнения Отделом указанного срока, судами не установлено."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 августа 2011 г. N Ф01-3451/11 по делу N А43-29254/2010
Хронология рассмотрения дела:
03.10.2011 Определение Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N А43-29254/2010
26.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3451/11
27.06.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-3160/11
18.03.2011 Решение Арбитражного суда Нижегородской области N А43-29254/10