Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Самуйлова С.В.,
судей Елисеевой Е.В., Ногтевой В.А.
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - открытого акционерного общества "Управляющая компания N 1" на решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.01.2011, принятое судьей Кузнецовой Т.Г., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011, принятое судьями Поляковой С.Г., Поляшовой Т.М., Великоредчаниным О.Б., по делу N А82-13522/2010 по иску открытого акционерного общества "Ярославльводоканал" к открытому акционерному обществу "Управляющая компания N 1" о внесении изменений в договор и установил:
открытое акционерное общество "Ярославльводоканал" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ярославской области с иском к открытому акционерному обществу "Управляющая компания N 1" (далее - Управляющая компания, абонент). Предметом иска (с учетом его уточнения) явилось требование о внесении изменений в пункт 4.2 раздела 4 договора об отпуске (приеме) питьевой воды и приеме (сбросе) сточных вод от 12.05.2008 N 4405, заключенного сторонами. Истец просит изложить пункт 4.2 в следующей редакции:
"4.2. Количество полученной Абонентом холодной питьевой воды определяется следующим образом:
4.2.1. В случае наличия коллективных (общедомовых) приборов учета холодной питьевой воды на объектах, управляемых Абонентом, объем потребленных коммунальных ресурсов (холодной питьевой воды) определяется исходя из показаний вышеуказанных приборов.
4.2.2. В случае отсутствия коллективных (общедомовых) приборов учета холодной питьевой воды на объектах, управляемых Абонентом, объем потребленных коммунальных ресурсов (холодной питьевой воды) определяется:
4.2.2.1. для жилых помещений исходя из:
- утвержденных в установленном порядке нормативов потребления холодной воды;
- утвержденных в установленном порядке нормативов потребления холодной и горячей воды (в случае отсутствия централизованного горячего водоснабжения и приготовления горячей воды в объектах, управляемых Абонентом, с использованием внутридомовых инженерных систем соответствующих объектов (локального источника теплоты, бойлера, и другими способами)).
4.2.2.2. для нежилых помещений:
- исходя из показаний индивидуальных приборов учета;
- при отсутствии индивидуальных приборов учета - исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления холодной воды;
- при отсутствии индивидуальных приборов учета - исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления холодной и горячей воды (в случае отсутствия централизованного горячего водоснабжения и приготовления горячей воды в объектах, управляемых Абонентом, с использованием внутридомовых инженерных систем соответствующих объектов (локального источника теплоты, бойлера, и другими способами));
- при отсутствии индивидуальных приборов учета и утвержденных в установленном порядке нормативов потребления воды - исходя из требований строительных норм и правил.
4.2.3. При осуществлении ремонта, замены, проверки, поверки, истечения срока очередной госповерки коллективных (общедомовых) приборов учета определение фактического потребления питьевой воды за расчетный период происходит следующим образом:
- при отсутствии приборов учета (ремонт, замена, проверка, поверка) либо истечения срока их очередной госповерки до 30 дней - по среднемесячному показателю потребления за последние 6 месяцев, предшествующих месяцу в которой осуществлен демонтаж средства измерения для осуществления его ремонта, замены, проверки, поверки;
- при отсутствии приборов учета (ремонт, замена, проверка, поверка) либо истечения срока их очередной госповерки свыше 30 дней - в соответствии с п. 4.2.2 настоящего договора.
4.2.4. При осуществлении ремонта, замены, проверки, поверки, истечения срока очередной госповерки индивидуальных, общих (для коммунальной квартиры) приборов учета в жилых помещениях, находящихся в жилых домах оборудованных коллективными (общедомовыми) приборами учета, определение Абонентом фактического потребления питьевой воды в данных жилых помещениях за расчетный период происходит следующим образом:
- при отсутствии приборов учета (ремонт, замена, проверка, поверка) либо истечения срока их очередной госповерки до 30 дней - по среднемесячному показателю потребления за последние 6 месяцев, предшествующих месяцу в котором осуществлен демонтаж средства измерения для осуществления его ремонта, замены, проверки, поверки;
- при отсутствии приборов учета (ремонт, замена, проверка, поверка) либо истечения срока их очередной госповерки свыше 30 дней - исходя из утвержденных в установленном порядке нормативов потребления воды.
4.2.5. При осуществлении ремонта, замены, проверки, поверки, истечения срока очередной госповерки индивидуальных приборов учета в нежилых помещениях, находящихся в жилых домах, определение Абонентом фактического потребления питьевой воды за расчетный период происходит следующим образом:
- при отсутствии приборов учета (ремонт, замена, проверка, поверка) либо истечения срока их очередной госповерки до 30 дней - по среднемесячному показателю потребления за последние 6 месяцев, предшествующих месяцу в котором осуществлен демонтаж средства измерения для осуществления его ремонта, замены, проверки, поверки;
- при отсутствии приборов учета (ремонт, замена, проверка, поверка) либо истечения срока их очередной госповерки свыше 30 дней - в соответствии с Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.".
Суд первой инстанции решением от 28.01.2011 принял пункт 4.2 в редакции, предложенной Обществом. При принятии судебного акта суд исходил из того, что спорный договор является публичным, в связи с чем его условия о порядке определения объема оказанных услуг должны соответствовать действующему законодательству. Принятие пункта 4.2 договора в редакции истца направлено на приведение его условий в соответствие с действующим законодательством. Доказательств несоответствия условий договора требованиям закона или иных нормативно-правовых актов ответчиком не представлено.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 29.04.2011 оставил данное решение без изменения по тем же основаниям.
При принятии судебных актов суды руководствовались:
- статьями 450 и 452 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 (далее - Правила N 307);
- Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 (далее - Правила N 306);
- Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее - Правила N 167).
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Управляющая компания обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 28.01.2011 и постановление от 29.04.2011 и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель настаивает на своих доводах о том, что при наличии у жителей индивидуальных приборов учета расчет объема поставленного ресурса и оказанных услуг должен определяться на основе показаний данных приборов. Кроме того, по мнению Управляющей компании, редакция подпунктов 4.2.3, 4.2.4 и 4.2.5 в части определения объема поставленного ресурса при неисправности приборов учета по нормативу, установленному для граждан, не соответствует пункту 32 Правил N 167.
Общество в отзыве отклонило доводы кассационной жалобы и просило оставить в силе оспариваемые судебные акты как законные и обоснованные.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания жалобы, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили. Дело рассмотрено без участия сторон.
Законность решения Арбитражного суда Ярославской области от 28.01.2011 и постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 по делу N А82-13522/2010 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, МУП "Ярославльводоканал" (ресурсоснабжающая организация, правопредшественник истца) и ОАО "Управляющая организация многоквартирными домами Фрунзенского района" (абонент, впоследствии Управляющая компания) заключили договор об отпуске (приеме) питьевой воды и приеме (сбросе) сточных вод от 12.05.2008 N 4405, предметом которого является поставка абоненту питьевой воды и прием сточных вод и их очистка.
В разделе 4 договора стороны согласовали порядок учета количества полученной питьевой воды и принятых сточных вод, в том числе: в случае отсутствия общедомовых приборов учета объем поставленной питьевой воды определяется исходя из показаний индивидуальных приборов учета при их наличии.
Впоследствии истец, в целях приведения в соответствие с действующим законодательством условий договора, направил ответчику соглашение о внесении изменений в раздел 4 договора (пункт 4.2), в котором изложил свои условия по определению количества оказанных услуг по нормативам потребления в случае отсутствия общедомовых приборов учета. Истец предложил изменить пункт 4.2.3 договора и дополнить его пунктами 4.2.4 и 4.2.5, согласно которым при отсутствии приборов учета при их ремонте, замене, проверке, истечении срока очередной проверки расчет объема отпущенной питьевой воды определяется исходя из утвержденных нормативов.
Указанное соглашение было возвращено истцу без подписи. Отказ Управляющей компании от подписания соглашения был мотивирован тем, что размер платы за оказанные коммунальные услуги при отсутствии общедомовых приборов учета должен определяться исходя из показаний индивидуальных приборов учета.
Указанные обстоятельства послужили поводом для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции принял постановление, на основании из следующего.
В силу статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда.
Как следует из статьи 451 Гражданского кодекса Российской Федерации по общему правилу основанием для изменения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при его заключении. Если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами, то договор может быть изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно условий, указанных в части 2 этой статьи.
В соответствии со статьей 452 Гражданского кодекса Российской Федерации требование об изменении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок.
Как следует из искового заявления и отзыва на него, спор между сторонами сводился к разногласиям по поводу методики расчета объема поставленного коммунального ресурса и оказанных услуг. Истец исходил из того, что учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод должен определяться одним из двух способов: либо по показаниям общедомовых приборов учета, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов потребления. Ответчик не оспаривал необходимость внесения изменений в ранее заключенный договор, но настаивал на том, что при наличии у жителей индивидуальных приборов учета расчет объема поставленного ресурса и услуг должен определяться исключительно на основе показаний таких приборов.
Необходимость внесения изменений в договор сторонами не оспаривалась. Однако стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами.
Суды установили, что Управляющая компания является исполнителем коммунальных услуг, то есть юридическим лицом, приобретающим коммунальные услуги не в целях перепродажи их потребителям, а в целях потребления их жителями управляемых ответчиком жилых домов, а Общество - ресурсоснабжающей организацией, осуществляющей продажу коммунальных ресурсов (пункт 3 Правил N 307).
Согласно пункту 11 Правил N 167 отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод осуществляются на основании договора энергоснабжения, относящегося к публичным договорам (статьи 426, 539 - 548 Гражданского кодекса Российской Федерации), заключаемого абонентом (заказчиком) с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
В пункте 8 Правил N 307 определено, что условия договора о приобретении коммунальных ресурсов и водоотведении (приеме (сбросе) сточных вод), заключаемого с ресурсоснабжающими организациями с целью обеспечения потребителя коммунальными услугами, не должны противоречить этим правилам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.
Отношения абонентов и организаций водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов регулируются Правилами N 167. Согласно пункту 32 Правил N 167 абонент обеспечивает учет полученной питьевой воды и сбрасываемых сточных вод. В силу пунктов 33 и 34 этих же правил количество полученной питьевой воды и сброшенных сточных вод определяется на основании данных учета фактического потребления и сброса по показаниям средств измерения, для которых оборудуется узел учета, который должен размещаться на сетях абонента, как правило, на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом.
Пунктом 22 Правил N 307 установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета.
В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, при отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил N 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306).
На основании изложенного действующее нормативное регулирование отношений по водоснабжению допускает учет фактического потребления питьевой воды и сброса сточных вод одним из двух способов: либо по показаниям приборов учета воды, размещенных на сетях абонента на границе эксплуатационной ответственности между организацией водопроводно-канализационного хозяйства и абонентом, либо расчетным путем исходя из количества жителей и утвержденных нормативов водопотребления.
При установлении указанных нормативов показания индивидуальных приборов учета воды не принимаются во внимание.
Доводы заявителя о расчете объема оказанных услуг исходя из показаний индивидуальных приборов учета граждан подлежат отклонению. Кроме того, применение к отношениям сторон данной методики означало бы, по существу, перемещение границы эксплуатационной ответственности и, следовательно, возложение на Предприятие ответственности за потери в сетях, находящихся в управлении ответчика. К тому же такой подход исключает из учета объем коммунального ресурса, использованного на общедомовые нужды, и лишает смысла установку общедомовых приборов учета воды, по показаниям которых должны осуществляться расчеты между ресурсоснабжающей организацией и абонентом.
Таким образом, у судов отсутствовали основания для отказа в удовлетворении исковых требований.
Аргументы ответчика о несоответствии подпунктов 4.2.3, 4.2.4 и 4.2.5 договора пункту 32 Правил N 167 не принимаются судом округа и подлежат отклонению, поскольку не были предметом разногласий сторон при изменении договора и не заявлялись в суде первой инстанции.
В подпунктах 4.2.3, 4.2.4 и 4.2.5 договора в редакции, предложенной истцом, действительно отсутствует оговорка о том, что ресурсоснабжающая организация не вправе требовать оплаты поставленного коммунального ресурса в объеме, превышающем нормативы коммунальных услуг (в том числе и при определении объема по показаниям предыдущих месяцев в период ремонта, замены, поверки и т.п. прибора учета). В то же время отсутствие этой оговорки не влияет на порядок расчетов между сторонами и не нарушает права заявителя, поскольку это правило императивно установлено в пункте 32 Правил N 307, не зависит от воли сторон и подлежит применению в любом случае независимо от формы изложения его в договоре. На это указал истец в отзыве на кассационную жалобу.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно; представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка; изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом округа не установлено. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина по кассационной жалобе составляет 2000 рублей и относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ярославской области от 28.01.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 по делу N А82-13522/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Управляющая компания N 1" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
С.В. Самуйлов |
Судьи |
Е.В. Елисеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги при отсутствии приборов учета определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, при отсутствии средств измерения, предусмотренных пунктом 34 Правил N 167, объем отпущенной воды должен определяться ресурсоснабжающей организацией на основании нормативов потребления коммунальных ресурсов, которые устанавливаются для домов определенной группы независимо от наличия у их жителей индивидуальных приборов учета воды (подпункт "а" пункта 5, пункт 10, подпункт "в" пункта 39 Правил N 306).
...
Аргументы ответчика о несоответствии подпунктов 4.2.3, 4.2.4 и 4.2.5 договора пункту 32 Правил N 167 не принимаются судом округа и подлежат отклонению, поскольку не были предметом разногласий сторон при изменении договора и не заявлялись в суде первой инстанции.
В подпунктах 4.2.3, 4.2.4 и 4.2.5 договора в редакции, предложенной истцом, действительно отсутствует оговорка о том, что ресурсоснабжающая организация не вправе требовать оплаты поставленного коммунального ресурса в объеме, превышающем нормативы коммунальных услуг (в том числе и при определении объема по показаниям предыдущих месяцев в период ремонта, замены, поверки и т.п. прибора учета). В то же время отсутствие этой оговорки не влияет на порядок расчетов между сторонами и не нарушает права заявителя, поскольку это правило императивно установлено в пункте 32 Правил N 307, не зависит от воли сторон и подлежит применению в любом случае независимо от формы изложения его в договоре. На это указал истец в отзыве на кассационную жалобу."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 26 августа 2011 г. N Ф01-3321/11 по делу N А82-13522/2010