Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Забурдаевой И.Л.
при участии представителей от заинтересованного лица: Васильевой А.А., доверенность от 30.12.2010 N 70, Емельяновой О.А., доверенность от 17.01.2011 N 12,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011, принятое судьями Смирновой И.А., Урлековым В.Н., Захаровой Т.А., по делу N А79-7518/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк" о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск, заинтересованное лицо - общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии", и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Новэк" (далее - ООО "УК Новэк", Общество) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики с заявлением о признании недействительным предписания Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск (далее - Управление) от 16.06.2010 N 108.
Определением суда от 18.08.2010 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено общество с ограниченной ответственностью "Коммунальные технологии" (далее - ООО "Коммунальные технологии).
Решением суда от 07.12.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением апелляционного суда от 29.04.2011 решение суда отменено, заявленное требование удовлетворено.
Управление не согласилось с принятым постановлением и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить данный судебный акт.
Ссылаясь на статью 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", пункт 75 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", пункты 3.2, 4.2 СанПиН 2.1.4.1074-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 N 24, пункты 1.1, 1.2, 2.4 и 3.1.10 СанПиН 2.1.4.2496-09 "Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Изменение к СанПиН 2.1.4.1074-01. Санитарно-эпидемиологические правила и нормы", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.04.2009 N 20 (далее - СанПиН 2.1.4.2496-09), заявитель жалобы считает, что выводы апелляционного суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. Предписание Управления является законным, поскольку вынесено по материалам проверки, в ходе которой установлен факт подачи ООО "УК Новэк" населению горячей воды ненадлежащего качества.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителями в судебном заседании.
ООО "УК НОВЭК" И ООО "Коммунальные технологии" отзывы на кассационные жалобы не представили, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
Законность постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Управление в отношении Общества провело внеплановую выездную проверку с привлечением в качестве экспертов специалистов ФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии по Чувашской Республике - Чувашии", в ходе которой установило нарушение пункта 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, пункта 5 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите потребителей", подпункта "б" пункта 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, а именно: несоответствие температуры горячей воды в водоразборных кранах ванных и кухонных комнат квартир N 21, 28, 64 жилого дома 25 по улице Коммунистическая города Новочебоксарска требованиям СанПиН 2.1.4.2496-09. Результаты проверки отражены в акте от 16.06.2010 N 108.
Усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена в статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), Управление составило протокол от 23.06.2010, приняло постановление от 20.07.2010 N 164 о назначении Обществу наказания в виде 20 000 рублей штрафа и выдало предписание от 16.06.2010 N 108 о прекращении нарушений прав потребителей, которым ООО "УК Новэк" предложено оказывать коммунальные услуги по горячему водоснабжению жильцам многоквартирного дома 25 по улице Коммунистическая в городе Новочебоксарске надлежащего качества в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 и договорами управления многоквартирным домом, заключенными между потребителями и исполнителем - Обществом, а также провести мероприятия по приведению температуры горячей воды в соответствие с требованиями СанПин 2.1.4.2496-09; о выполнении предписания известить Управление в срок до 16.07.2010 в виде письменной информации с приложением протоколов лабораторных испытаний горячей воды.
ООО "УК Новэк" не согласилось с предписанием и обжаловало его в арбитражный суд.
Руководствуясь пунктами 1.1 - 1.3, 2.1 - 2.3, 2.5 СанПиН 2.1.4.2496-09, пунктами 1, 3, 6, 75 и 76 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, Арбитражный суд Чувашской Республики пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным.
Апелляционный суд руководствовался пунктом 1 статьи 40 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", статьей 1, пунктом 3 статьи 39, статьей 50 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ), статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, пунктами 1 и 87 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167, пунктами 2.4, 4.1.2, 4.2 СанПиН 2.1.4.2496-09, и пришел к выводу о неправомерности вынесенного предписания, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и удовлетворил заявленное требование.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для отмены принятого судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 322, названная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка.
В силу статьи 50 Федерального закона N 52-ФЗ при выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки об устранении выявленных нарушений санитарных правил.
В статье 11 Федерального закона N 52-ФЗ установлена обязанность индивидуальных предприниматель и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.
В пункте 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В статье 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Как установил апелляционный суд, оспариваемое предписание вынесено по результатам внеплановой проверки, по итогам которой Управление вынесло постановление от 20.07.2010 N 164 о привлечении ООО "УК Новэк" к административной ответственности на основании статьи 6.5 КоАП РФ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.10.2010 указанное постановление признано незаконным и отменено. При этом суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО "УК Новэк" к административной ответственности.
Таким образом, факт совершения Обществом административного правонарушения, выразившегося в подаче жителям горячей воды, не соответствующей температурному режиму, установленному СанПиН 2.1.4.2496-09, не установлен.
С учетом изложенного апелляционный суд правомерно удовлетворил требование Общества.
Первый арбитражный апелляционный суд правильно применил нормы материального права и не допустил нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по кассационной жалобе не рассматривался, так как на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 по делу N А79-7518/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Чувашской Республике - Чувашии в городе Новочебоксарск - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В пункте 1 части 1 статьи 17 Федерального закона N 294-ФЗ установлено, что в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
В статье 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль).
Как установил апелляционный суд, оспариваемое предписание вынесено по результатам внеплановой проверки, по итогам которой Управление вынесло постановление от 20.07.2010 N 164 о привлечении ООО "УК Новэк" к административной ответственности на основании статьи 6.5 КоАП РФ.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 27.10.2010 указанное постановление признано незаконным и отменено. При этом суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения ООО "УК Новэк" к административной ответственности.
Таким образом, факт совершения Обществом административного правонарушения, выразившегося в подаче жителям горячей воды, не соответствующей температурному режиму, установленному СанПиН 2.1.4.2496-09, не установлен."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 августа 2011 г. N Ф01-3318/11 по делу N А79-7518/2010
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2012 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-7518/10
05.04.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 15417/11
13.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15417/11
15.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3318/11
29.04.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-98/11
07.12.2010 Решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии N А79-7518/10