Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Елисеевой Е.В.,
судей Ногтевой В.А., Самуйлова С.В.
без участия представителей сторон и третьего лица,
рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы ответчиков - Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области и Департамента финансов Кировской области на решение Арбитражного суда Кировской области от 16.03.2011, принятое судьей Ворониной Н.П., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2011, принятое судьями Чернигиной Т.В., Поляшовой Т.М., Тетерваком А.В., по делу N А28-11537/2010 по иску открытого акционерного общества "Вятско-Полянская автоколонна N 1322" к субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице Департамента финансов Кировской области, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (Управление Федерального казначейства по Кировской области),
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области, о взыскании убытков и установил:
открытое акционерное общество "Вятско-Полянская автоколонна N 1322" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области (далее - УФК по Кировской области) и субъекту Российской Федерации "Кировская область" в лице Департамента финансов Кировской области (далее - Департамент финансов) о взыскании 571 135 рублей за счет казны Российской Федерации и 392 683 рублей за счет казны субъекта Российской Федерации убытков, возникших в результате компенсации расходов, вызванных предоставлением отдельным категориям граждан льгот по оплате проезда по городским маршрутам (с учетом требований, уточненных на основании статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Суд первой инстанции решением от 16.03.2011, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2011, удовлетворил иск: взыскал с Российской Федерации в лице Министерства финансов 571 135 рублей, с субъекта Российской Федерации "Кировская область" в лице Департамента финансов - 392 683 рубля убытков.
Руководствуясь статьями 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд признал доказанными факт наличия у истца убытков от предоставления льгот по оплате проезда по городским маршрутам и их размер.
Не согласившись с принятыми судебными актами, УФК по Кировской области и Департамент финансов обратились в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационными жалобами, в которых просят отменить принятые судебные акты.
УФК по Кировской области считает, что обеспечение льготного проезда на общественном транспорте для отдельных категорий населения не относится к расходным обязательствам Российской Федерации, а возложено полностью на субъекты Российской Федерации.
Общество в представленном отзыве просило оставить принятые судебные акты без изменения, а кассационные жалобы - без удовлетворения.
Стороны и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не направили представителей в суд кассационной инстанции. Кассационные жалобы рассмотрены без их участия.
Законность судебных актов по делу N А28-11537/2010 проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Общество (исполнитель) и администрация города Вятские Поляны (заказчик) заключили договоры от 01.01.2009 N 248 и от 01.10.2009 N 140 на транспортное обслуживание населения города Вятские Поляны, по условиям которого исполнитель производит перевозку пассажиров, в том числе имеющих право на льготный проезд, автобусами по установленным маршрутам.
Перечень отдельных категорий граждан, имеющих право на льготный проезд в автомобильном и электрифицированном транспорте городского сообщения и автомобильном транспорте пригородного сообщения, утвержден постановлением Правительства Кировской области от 21.07.2008 N 140/286 "О льготном проезде отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области".
Во исполнение принятых на себя обязательств истец в 2009 году осуществлял перевозки льготных категорий пассажиров, относящихся к федеральному и областному регистрам льготников.
Согласно расчетам истца общая сумма выпадающих доходов по городским перевозкам за 2009 год составила 1 558 890 рублей.
С 01.01.2009 по 31.12.2009 Обществу возмещено за счет федерального и областного бюджетов 595 072 рубля.
Неполное возмещение расходов, понесенных в связи с предоставлением льгот отдельным категориям граждан при перевозках общественным транспортом, послужило основанием для обращения Общества в суд с настоящим иском.
В пункте 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации законом предписано вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения, включая социальное обеспечение, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу Федерального закона Российской Федерации "О государственной социальной помощи" от 17.07.1999 N 178-ФЗ оказание мер социальной поддержки гражданам, нуждающимся в ней, производится как за счет средств субъектов Российской Федерации на основании нормативных правовых актов и региональных программ субъектов Российской Федерации, так и за счет средств Российской Федерации. При этом обязанность по учету граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, возложена на органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации путем составления областного и федерального регистров.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 29.12.2005 N 827 и от 25.12.2006 N 802 (действующим в спорный период) утверждены Правила предоставления, расходования и учета субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации.
Как разъяснено в пункте 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23), если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
Согласно пункту 19 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным после 01.01.2005 предоставлением потребителям по льготным ценам услуг, судам необходимо иметь в виду, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничивают полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливают принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
Из материалов дела следует и ответчиками не оспаривается тот факт, что истец в 2009 году предоставлял льготы по перевозке граждан, относящихся к льготникам федерального значения.
Таким образом, суды сделали правильный вывод о том, что, ответственность за причиненные заявителю убытки в части компенсации предоставленного льготного проезда федеральным льготникам возлагается на Российскую Федерацию.
Объем переданных средств не покрыл расходы Общества по предоставлению льгот по перевозке граждан на городских маршрутах, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации и субъекта, поэтому суд правомерно на основании статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил иск.
Суды с учетом статей 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса оценили представленные в дело доказательства и сделали вывод о необходимости компенсировать Обществу выпадающие доходы в заявленном размере.
При этом суды обоснованно отклонили ссылку ответчиков на необходимость применения при расчете понесенных Обществом убытков понижающего коэффициента 0,5, предусмотренного постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2008 N 150/430 "Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета денежных средств предприятиям транспорта и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным и электрифицированным транспортом городского и пригородного сообщения, на возмещение им выпадающих доходов, полученных в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области".
Убытки, возникающие у транспортной организации в связи с невозмещением ответчиками расходов, понесенных Обществом в 2009 году в связи с предоставлением гражданам, относящимся к федеральному и областному регистрам льготников, льготного проезда, возмещаются в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
Другие доводы заявителей жалоб не соответствуют материалам дела и направлены на переоценку фактических обстоятельств и доказательств, исследованных судом и получивших соответствующую оценку, изменение которой статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предусмотрено.
Таким образом, обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд округа не установил. Кассационные жалобы не подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Кировской области от 16.03.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 27.05.2011 по делу N А28-11537/2010 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кировской области и Департамента финансов Кировской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Елисеева |
Судьи |
В.А. Ногтева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 19 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 23 при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществленным после 01.01.2005 предоставлением потребителям по льготным ценам услуг, судам необходимо иметь в виду, что положения Бюджетного кодекса Российской Федерации о совместном финансировании расходов на указанные цели и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" разграничивают полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливают принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот.
...
Объем переданных средств не покрыл расходы Общества по предоставлению льгот по перевозке граждан на городских маршрутах, финансирование которых отнесено к полномочиям Российской Федерации и субъекта, поэтому суд правомерно на основании статей 16, 1069 и 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации удовлетворил иск.
Суды с учетом статей 68 и 71 Арбитражного процессуального кодекса оценили представленные в дело доказательства и сделали вывод о необходимости компенсировать Обществу выпадающие доходы в заявленном размере.
При этом суды обоснованно отклонили ссылку ответчиков на необходимость применения при расчете понесенных Обществом убытков понижающего коэффициента 0,5, предусмотренного постановлением Правительства Кировской области от 23.10.2008 N 150/430 "Об утверждении Порядка предоставления из областного бюджета денежных средств предприятиям транспорта и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозку пассажиров автомобильным и электрифицированным транспортом городского и пригородного сообщения, на возмещение им выпадающих доходов, полученных в связи с установлением льгот по провозной плате для отдельных категорий граждан, проживающих на территории Кировской области"."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 1 сентября 2011 г. N Ф01-3374/11 по делу N А28-11537/2010
Хронология рассмотрения дела:
07.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14172/11
19.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14172/11
01.09.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3374/11
27.05.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-2313/11