Резолютивная часть постановления объявлена 25 августа 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 31 августа 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Александровой О.В.,
судей Забурдаевой И.Л., Радченковой Н.Ш.
в отсутствие представителей сторон,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу военного комиссариата Ивановской области на решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.02.2011 принятое судьей Ильичевой О.А., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011, принятое судьями Чернигиной Т.В., Великоредчаниным О.Б., Поляшовой Т.М., по делу N А17-5415/2010 по иску военного комиссариата Ивановской области к федеральному государственному учреждению "1586 окружной военный госпиталь Московского военного округа" Министерства обороны Российской Федерации о взыскании неосновательного обогащения,
третье лицо - госпиталь (город Иваново) - структурное подразделение федерального государственного учреждения "1586 окружной военный госпиталь Московского военного округа" Министерства обороны Российской Федерации и установил:
военный комиссариат Ивановской области (далее - Военный комиссариат) обратился в Арбитражный суд Ивановской области с иском о взыскании с федерального государственного учреждения "1883 военный госпиталь Московского военного округа" Министерства обороны Российской Федерации 72 002 рублей неосновательного обогащения, возникшего в результате излишнего перечисления денежных средств за оказанные медицинские услуги по обследованию граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет при призыве на военную службу, поступлении в военные училища и военно-учебные заведения, и граждан, призываемых на военную службу по контракту.
Определением от 07.02.2011 суд произвел замену ответчика с федерального государственного учреждения "1883 военный госпиталь Московского военного округа" Министерства обороны Российской Федерации на федеральное государственное учреждение "1586 окружной военный госпиталь Московского военного округа" Министерства обороны Российской Федерации (далее - Госпиталь) в порядке процессуального правопреемства; к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек госпиталь (город Иваново) структурное подразделение федерального государственного учреждения "1586 окружной военный госпиталь Московского военного округа" Министерства обороны Российской Федерации (далее - подразделение Госпиталя).
Решением от 11.02.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 13.05.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Военный комиссариат не согласился с принятыми судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, указав на неправильное применение норм материального права.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", пункт 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441, заявитель жалобы считает, что медицинское обследование граждан в связи с призывом на военную службу финансируется в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране здоровья граждан, а не за счет средств федерального бюджета, выделенных Министерству обороны Российской Федерации. Искомая сумма уплачена Военным комиссариатом за услуги по проведению медицинского обследования, поэтому является неосновательным обогащением Госпиталя и подлежит взысканию с ответчика.
Подразделение Госпиталя в отзыве на кассационную жалобу возразило против доводов Военного комиссариата, просило оставить жалобу без удовлетворения и рассмотреть жалобу в отсутствие представителя.
Госпиталь отзыв на жалобу в суд не предоставил.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание.
Законность решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Военный комиссариат, военные комиссариаты Октябрьского и Советского районов города Иваново, военные комиссариаты Фрунзенского и Ленинского районов города Иваново (заказчики) и Госпиталь (исполнитель) заключили договоры о проведении исследований, анализов при первоначальной постановке граждан на воинский учет, призыве на военную службу, поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные училища и военно-учебные заведения, а также на оказание прочих платных услуг в интересах Министерства обороны Российской Федерации от 31.01.2007, от 06.02.2007 N 1, от 07.02.2007, от 01.01.2008 и от 01.02.2008.
Оплата этих исследований осуществляется Военным комиссариатом, военными комиссариатами Октябрьского и Советского районов города Иваново, военными комиссариатами Фрунзенского и Ленинского районов в пределах стоимости, предусмотренной в системе обязательного медицинского страхования граждан, установленных Фондом обязательного медицинского страхования для Ивановской области (пункт 1.1 договоров).
Заказчик направляет исполнителю граждан с указанием, какое исследование, анализ, и прочие услуги, предусмотренные возможностями исполнителя, необходимо выполнить. исполнитель выполняет исследования, анализы и прочие услуги согласно направлению военного комиссариата Ивановской области (пункт 1.2 договоров).
Истец в 2007 - 2008 годах направлял в Госпиталь с сопроводительными документами на обследование граждан при первоначальной военной постановке на воинский учет и граждан при призыве на военную службу. Госпиталь, в свою очередь, оказывал заказчикам медицинские услуги по медицинскому обследованию указанной категории граждан. На оказанные медицинские услуги Госпиталем оформлялись соответствующие документы, которые прилагались к выставляемым на оплату счетам-фактурам. Госпиталь выставил к оплате истцу за обследование граждан счета-фактуры на общую сумму 157 128 рублей.
Счета истец оплатил полностью, что сторонами не отрицается. К каждому счету стороны подписали акты выполненных работ.
Посчитав, что за оказанные услуги Госпиталь получил на 72 002 рубля больше, чем утверждено нормативами финансовых затрат на единицу медицинской помощи, указанными в постановлениях Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 885 и от 15.05.2007 N 286, Военный комиссариат обратился в арбитражный суд с иском о взыскании неосновательного обогащения.
Руководствуясь статьями 779, 781 и 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья от 22.07.1993 N 5487-1, статьей 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", статьей 18 Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий", пунктом 1 Положения о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.1999 N 1441, пунктами 4 и 19 Положения о военно-врачебной экспертизе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2003 N 123, постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 885 и от 15.05.2007 N 286, арбитражный суд отказал в удовлетворении искового требования. Суд пришел к выводу о недоказанности истцом факта приобретения ответчиком денежных средств без установленных законом, иными правовыми актами оснований.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены принятых судебных актов.
В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 Кодекса.
Согласно статьям 779 и 781 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
На основании статьи 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Из пункта 2, абзаца первого пункта 4 Правил следует, что выплата компенсации за медицинское освидетельствование граждан в связи с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу осуществляется военным комиссариатом из поступивших ему на лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Оценив представленные в дело доказательства в их совокупности и взаимосвязи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о том, что Госпиталь правомерно получил от истца спорные денежные средства в счет оплаты услуг, оказанных во исполнение условий заключенных договоров; Военный комиссариат не доказал перечисления данных денежных средств в счет оплаты услуг по проведению медицинского обследования.
Выводы судов основаны на полном, всестороннем и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств и не противоречат им.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Доводы Военного комиссариата, изложенные в жалобе, суд кассационной инстанции признал необоснованными, поскольку они были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами обеих инстанций на основе полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, суд кассационной инстанции не установил.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Ивановской области от 11.02.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 по делу N А17-5415/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу военного комиссариата Ивановской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
О.В. Александрова |
Судьи |
И.Л. Забурдаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"На основании статьи 25 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 военнослужащие имеют право на медицинское освидетельствование для определения годности к военной службе и досрочное увольнение с военной службы на основании заключения военно-врачебной комиссии.
В соответствии с пунктом 7 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" компенсация расходов, понесенных организациями и гражданами в связи с исполнением настоящего Федерального закона, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Порядок компенсации таких расходов определен в Правилах компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704.
Из пункта 2, абзаца первого пункта 4 Правил следует, что выплата компенсации за медицинское освидетельствование граждан в связи с постановкой на воинский учет и призывом на военную службу осуществляется военным комиссариатом из поступивших ему на лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства бюджетных средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 31 августа 2011 г. N Ф01-3511/11 по делу N А17-5415/2010