Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Башевой Н.Ю.
при участии представителей от заявителя: Евтюшкина А.Ю. (удостоверение от 27.05.2011 N 06598), от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Шах": Бунатяна В.Г. (доверенность от 01.09.2011),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Нижегородской области на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.03.2011, принятое судьей Мустафаевым Г.И., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2011 принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., по делу N А43-25787/2010 по заявлению прокуратуры Нижегородской области о признании незаконными действий и распоряжений администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области,
третьи лица - общество с ограниченной ответственностью "Шах", Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области, и установил:
прокурор Нижегородской области (далее - Прокурор) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконными действий администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (далее - Администрация, орган местного самоуправления) по разработке и утверждению схемы N 461 от 24.06.2009 расположения земельного участка площадью 1236 квадратных метров, с кадастровым номером 52:25:0010807:34, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под отдельно стоящими зданиями (общественный и модульный туалеты), принадлежащими обществу с ограниченной ответственностью "Шах" на праве собственности, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул. Чванова, дом 3, территория универсального рынка города Кстово; по межеванию и постановке на кадастровый учет земельного участка площадью 1236 квадратных метров, с кадастровым номером 52:25:0010807:34, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под отдельно стоящими зданиями (общественный и модульный туалеты), принадлежащими на праве собственности ООО "Шах", расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул. Чванова, дом 3, территория универсального рынка города Кстово незаконным, а также о признании недействительными распоряжений администрации Кстовского района Нижегородской области от 29.06.2009 N 1674-р "Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте территории, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул. Чванова, дом 3" и от 16.11.209 N 2946-р "О предоставлении земельного участка ООО "Шах" в собственность за плату, расположенного по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул. Чванова, дом 3".
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Шах" (далее - Общество, ООО "Шах"), Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Кстовского муниципального района Нижегородской области (далее - Комитет по управлению имуществом).
Решением от 14.03.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением от 10.06.2011 решение оставлено без изменения.
Прокурор не согласился с принятыми по делу судебными актами и обратился в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
По мнению заявителя жалобы, суды неправильно применили и истолковали нормы материального права. Ссылаясь на статьи 33, 35, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статью 552 Гражданского кодекса Российской Федерации, Прокурор считает, что площадь сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка значительно превышает площадь, необходимую для эксплуатации объектов недвижимости, расположенных на этом участке.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве и его представитель в судебном заседании отклонили доводы кассационной жалобы.
Администрация и Комитет по управлению имуществом, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Шах" принадлежат на праве собственности отдельно стоящее здание - общественный туалет (нежилое), общей площадью 44,9 квадратного метра, одноэтажное; отдельно стоящее здание - модульный туалет (нежилое), общей площадью 19,9 квадратного метра, одноэтажное, расположенные по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул. Чванова, д. 3, территория рынка, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 29.09.2008 серии 52-АВ N 624928 и от 29.09.2008 серии 52-АВ N 624929.
Распоряжением от 29.06.2009 N 1674-р Администрация утвердила схему от 24.06.2009 N 461 расположения земельного участка площадью 1236 квадратных метров, кадастровый номер 52:25:0010807:34, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование - под отдельно стоящими зданиями (общественный и модульный туалеты), принадлежащие на праве собственности ООО "Шах", расположенные по адресу: Нижегородская область, г. Кстово, ул. Чванова, д. 3, территория универсального рынка города Кстово.
Распоряжением администрации Кстовского района от 16.11.2009 N 2946-р "О предоставлении земельного участка ООО "Шах" указанный земельный участок предоставлен Обществу по его заявлению в собственность за плату.
На основании распоряжения от 16.11.2009 N 2946-р Комитет по управлению имуществом и Общество 20.11.2009 заключили договор купли-продажи земельного участка N 46/09.
Общество зарегистрировало право собственности на названный земельный участок 28.12.2009, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 52-АГ N 197259.
Прокурор, полагая, что действия и распоряжения Администрации по предоставлению ООО "Шах" испрашиваемого земельного участка не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушают права и законные интересы муниципального образования Кстовский муниципальный район Нижегородской области, обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 52, 198, 199, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 11, статьями 29, 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", пунктом 56 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований, при этом исходил из законности оспариваемых действий и распоряжений.
Первый арбитражный апелляционный суд руководствовался частью 1 статьи 52, статьей 65, частью 2 статьи 198, частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 11, статьями 11.2, 29, 35, 36, 69 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 271 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 части 1 статьи 15, пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и оставил решение Арбитражного суда Нижегородской области без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, окружной суд не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200, частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
В соответствии со статьей 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
На основании пунктов 1, 2, 3 статьи 69 Земельного кодекса Российской Федерации землеустройство проводится по инициативе уполномоченных исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или по решению суда. Землеустройство проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами. Сведения о землеустройстве носят открытый характер, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и сведений, относящихся к личности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев или арендаторов земельных участков.
Следовательно, основанием проведения землеустройства может являться, в том числе, решение органа местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Согласно пункту 5 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
На основании изложенных норм права суды оценили по правилам, предусмотренным в статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в дело доказательства и пришли к правильному выводу о том, что процедура образования спорного земельного участка, в том числе в отношении определения его размера, не нарушена.
Прокурор доказательства нарушения оспариваемыми действиями и распоряжениями прав муниципального образования Кстовский муниципальный район Нижегородской области в материалы дела не представил.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали Прокурору в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Арбитражный суд Нижегородской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятого судебного акта в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку Прокурор освобожден от ее уплаты на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 14.03.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2011 по делу N А43-25787/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу прокуратуры Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора (пункт 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (пункт 7 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 сентября 2011 г. N Ф01-3772/11 по делу N А43-25787/2010