Нижний Новгород |
|
18 июня 2014 г. |
Дело N А11-5999/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09.06.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.06.2014.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Башевой Н.Ю.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителя от заявителя: Королевой В.Н. (доверенность от 26.12.2013 N 15/111/2013-ДОВ)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области на решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.12.2013, принятое судьей Рыжковой О.Ю., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Рубис Е.А., по делу N А11-5999/2013
по заявлению открытого акционерного общества "Ковровский механический завод" (ИНН: 3305004397, ОГРН: 1033302200458)
о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области
и у с т а н о в и л :
открытое акционерное общество "Ковровский механический завод" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконными действий Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области (далее - Управление) по принятию решения об отказе в предоставлении Обществу в собственность за плату земельного участка площадью 902 +/- 11 квадратных метров, с кадастровым номером 33:20:013301:850, расположенного по адресу: Владимирская область, город Ковров, улица Социалистическая, дом 26, а также о возложении на Управление обязанности принять решение о предоставлении земельного участка в собственность и направить Обществу договор купли-продажи с предложением о его заключении.
Решением суда от 17.12.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 указанное решение оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды неправильно применили статью 29 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержденный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475, сделали выводы, не соответствующие обстоятельствам дела. Общество не приложило к заявлению полный пакет документов, предусмотренных Перечнем и необходимых для принятия положительного решения, поэтому ему правомерно отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность.
Общество в отзыве и представитель в судебном заседании отклонили доводы жалобы.
Управление заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Обществу на праве собственности принадлежит объект недвижимого имущества - нежилое здание площадью 1220,3 квадратных метров, этажность 3, подземная этажность 1, назначение - производственное, инвентарный номер 70П, литер А, расположенный по адресу: Владимирская область, город Ковров, вторая промплощадка, улица Социалистическая, дом 26 (свидетельство о государственной регистрации права от 29.10.2003 серии 33АВ N 193987). Основания права собственности - план приватизации Общества; распоряжение председателя Комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области от 30.09.1992 N 313; распоряжение председателя Комитета по управлению государственным имуществом администрации Владимирской области от 21.05.2003 N 729.
Общество обратилось в Управление с заявлением от 09.04.2013 о предоставлении в собственность за плату земельного участка площадью 902 +/- 11 квадратных метров, с кадастровым номером 33:20:013301:850, расположенного по адресу: Владимирская область, город Ковров, улица Социалистическая, дом 26, на котором находится указанный объект недвижимости. Вместе с заявлением о приобретении прав на земельный участок Общество представило пакет документов.
Управление отказало в удовлетворении заявления, указав, что Общество представило не все документы, предусмотренные законодательством для принятия положительного решения. В частности, в комплекте документов отсутствуют копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя Общества, и сообщение, содержащее перечень всех зданий, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление (письма от 19.04.2013 N 2956-05, от 23.05.2013 N 3794-05).
Общество, посчитав, что действия Управления не соответствуют законодательству, нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что Общество представило все необходимые для принятия решения документы, в том числе документ, удостоверяющий права представителя Общества на обращение с заявлением в Управление. Суд руководствовался статьями 15, 28, 29, 36 Кодекса, пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Первый арбитражный апелляционный суд оставил решение суда без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными при наличии двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания указанных обстоятельств возлагается на орган, принявший оспариваемые решения.
Управление является уполномоченным органом, осуществляющим управление и распоряжение имуществом, находящимся в собственности Российской Федерации (пункты 1, 4 Положения).
В пункте 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
В соответствии с пунктом 5 данной статьи для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Согласно Перечню заявитель для приобретения прав на земельный участок должен представить копию документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя юридического лица, если с заявлением обращается представитель заявителя.
Суды установили, что Общество представило в Управление все документы, предусмотренные Перечнем, в том числе доверенность, подтверждающую полномочия Королевой В.Н. на обращение с заявлением от имени юридического лица.
Обстоятельство, указанное Управлением в письме от 19.04.2013 N 2956-05 в качестве основания для отказа Обществу в предоставлении в собственность земельного участка, законодательством не предусмотрено.
Вопреки положениям статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление не доказало, что на испрашиваемом земельном участке расположены объекты недвижимости, принадлежащие третьим лицам.
При таких обстоятельствах суды сделали правильный вывод о том, что оспариваемые действия Управления не соответствуют законодательству, нарушают права и законные интересы Общества в сфере предпринимательской деятельности, и обоснованно удовлетворили заявленное требование.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.
Арбитражный суд Владимирской области и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права, не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов. Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 17.12.2013 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2014 по делу N А11-5999/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом во Владимирской области - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ю. Башева |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции исходил из того, что Общество представило все необходимые для принятия решения документы, в том числе документ, удостоверяющий права представителя Общества на обращение с заявлением в Управление. Суд руководствовался статьями 15, 28, 29, 36 Кодекса, пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 (далее - Положение), Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
...
В пункте 1 статьи 36 Кодекса предусмотрено, что юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
В соответствии с пунктом 5 данной статьи для приобретения прав на земельный участок юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18 июня 2014 г. N Ф01-1835/14 по делу N А11-5999/2013
Хронология рассмотрения дела:
24.07.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9985/14
18.06.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-1835/14
11.03.2014 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-681/14
17.12.2013 Решение Арбитражного суда Владимирской области N А11-5999/13