Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2011 года.
В полном объеме постановление изготовлено 30 сентября 2011 года.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Тютина Д.В.,
судей Чижова И.В., Шутиковой Т.В.
при участии представителей от заявителя: Введенской Е.Ю., директора общества с ограниченной ответственностью "Лечебно-консультативная поликлиника "Астромед" (приказ от 22.04.2008), Лебедева Д.Ю., доверенность от 29.12.2009,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Лечебно-консультативная поликлиника "Астромед" на решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.05.2011, принятое судьей Гайдак И.Н., и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011, принятое судьями Немчаниновой М.В., Буториной Г.Г., Хоровой Т.В., по делу N А29-1607/2011 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лечебно-консультативная поликлиника "Астромед" (ИНН: 1101038147, ОРГН: 1031100425828) к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару о признании недействительным решения и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Лечебно-консультативная поликлиника "Астромед" (далее - ООО "ЛКП "Астромед", Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Сыктывкару (далее - Инспекция, налоговый орган) от 29.09.2010 N 13171 о зачете 423 713 рублей 62 копеек.
Решением от 25.05.2011 суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования.
Второй арбитражный апелляционный суд постановлением от 15.07.2011 оставил решение Арбитражного суда Республики Коми без изменения.
ООО "ЛКП "Астромед" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить их.
Заявитель считает, что выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам и сделаны при неправильном применении статей 21, 22, 32, 46 - 48, 69, 70, 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ). По мнению Общества, согласия на проведение зачета оно не давало; решение о зачете Инспекция в его адрес не направляла, следовательно, такой зачет не может быть признан законным. ООО "ЛКП "Астромед" полагает, что на момент выставления требования об уплате налога от 25.02.2010 N 874 у него отсутствовала обязанность по уплате налога на доходы физических лиц (НДФЛ), доначисленного по результатам выездной налоговой проверки. Кроме того, Общество указывает на нарушение Инспекцией процедуры принудительного взыскания, поскольку действие обеспечительных мер, которыми было приостановлено исполнение требования налогового органа об уплате оспариваемой суммы пеней, закончилось 08.07.2010 (даты вступления в законную силу решения Арбитражного суда Республики Коми от 08.06.2010 по делу N А29-1642/2010).
Подробно доводы ООО "ЛКП "Астромед" изложены в кассационной жалобе от 05.08.2011 N 18/9 и поддержаны представителем в судебном заседании.
Налоговый орган в отзыве на кассационную жалобу от 22.09.2011 N 04-10 не согласился с доводами, изложенными в ней, указав на законность и обоснованность оспариваемых судебных актов; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителя в судебное заседание не направил.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установили суды, Инспекция провела выездную налоговую проверку ООО "ЛКП "Астромед" за период с 01.01.2006 по 12.11.2009. По результатам рассмотрения материалов проверки налоговый орган вынес решение от 24.12.2009 N 12-37/40 о привлечении Общества к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа по статье 123 НК РФ за неправомерное неперечисление сумм НДФЛ (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств) в сумме 23 616 рублей 44 копеек.
Данным решением ООО "ЛКП "Астромед" доначислено и предложено уплатить 1 180 822 рубля НДФЛ, а также 778 016 рублей 69 копеек пеней, начисленных за несвоевременную уплату данного налога.
Решением от 15.02.2010 N 49-А Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми оставило решение Инспекции без изменения.
После вступления решения в силу, налоговый орган направил в адрес Общества требование от 25.02.2010 N 874 об уплате до 13.03.2010 указанных сумм налога, пеней и штрафа.
Не согласившись с решением и требованием Инспекции, ООО "ЛКП "Астромед" обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Арбитражный суд Республики Коми решением от 08.06.2010 по делу N А29-1642/2010 удовлетворил требование Общества в части признания недействительным решения налогового органа по доначислению 642 145 рублей НДФЛ, 353 303 рублей 07 копеек пеней и 12 842 рублей 90 копеек штрафа, исчисленного по статье 123 НК РФ; а также в части признания недействительным требования по наличию у налогового агента (ООО "ЛКП "Астромед") обязанности уплатить 1 180 822 рубля НДФЛ, 354 303 рубля 07 копеек пеней и 12 842 рубля 90 копеек штрафа. В удовлетворении остальной части заявленного требования Обществу отказано.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 31.08.2010 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
28.09.2010 ООО "ЛКП "Астромед" обратилось в Инспекцию с заявлением о возврате на расчетный счет налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) налоговых платежей.
По результатам рассмотрения данного заявления налоговый орган принял решение от 29.09.2010 N 13171 о зачете 423 713 рублей 62 копеек переплаты по НДФЛ в счет погашения задолженности по пеням, начисленным по решению от 24.12.2009 N 12-37/40.
Не согласившись с решением Инспекции о зачете, Общество обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Руководствуясь статьями 45 - 48, 78, 101.2 НК РФ и приняв во внимание позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 28.02.2001 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации", Арбитражный суд Республики Коми пришел к выводу, что оспариваемое решение вынесено Инспекцией в порядке и сроки, предусмотренные действующим законодательством.
Суд апелляционной инстанции руководствовался этими же нормами права и согласился с выводом суда первой инстанции.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.
Решение о взыскании доводится до сведения налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после вынесения данного решения.
Таким образом, налоговый орган имеет право обратить взыскание на денежные средства на счетах налогоплательщика во внесудебном порядке в пределах указанных сроков.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08.02.2007 N 381-О-П, статья 78 НК РФ предполагает, что налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и задолженности по пеням, при условии, что возможность их принудительного взыскания не утрачена в силу истечения сроков, определяемых на основе общих принципов взыскания недоимки, установленных в НК РФ.
Вместе с тем Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 28.02.2001 N 5 разъяснил, что в том случае, когда суд, принявший к рассмотрению иск налогоплательщика о признании недействительным требования налогового органа о взыскании недоимки и пеней, руководствуясь статьей 76 АПК РФ, запретил ответчику производить взыскание оспариваемых сумм, срок, в течение которого действовало соответствующее определение суда, не включается в установленный пунктом 3 статьи 46 НК РФ 60-дневный срок на взыскание недоимки и пеней во внесудебном порядке, поскольку в этот период существуют юридические препятствия для осуществления налоговым органом необходимых для взыскания действий.
На основании части 4 статьи 96 АПК РФ в случае удовлетворения иска обеспечительные меры сохраняют свое действие до фактического исполнения судебного акта, которым закончено рассмотрение дела по существу.
В случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу (часть 5 статьи 96 АПК РФ).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 25 Постановления от 12.10.2006 N 55 "О применении арбитражными судами обеспечительных мер" разъяснил: исходя из части 5 статьи 96 АПК РФ в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. В связи с этим арбитражный суд вправе указать на отмену обеспечительных мер в названных судебных актах либо после их вступления в силу по ходатайству лица, участвующего в деле, вынести определение об отмене обеспечительных мер.
Суды установили и стороны не оспаривают, что при рассмотрении дела N А29-1642/2010 о признании недействительными решения Инспекции от 24.12.2009 N 12-37/40 и выставленного ею требования от 25.02.2010 N 874 Арбитражный суд Республики Коми вынес определение от 30.03.2010 о принятии обеспечительных мер в виде запрещения Инспекции производить взыскание денежных средств с расчетного счета Общества по требованию от 25.02.2010 N 874 в сумме 1 982 455 рублей 13 копеек.
Рассмотрение приведенного дела по существу завершено решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.06.2010, в котором суд частично удовлетворил требование Общества. При этом в данном решении суд не указал на отмену обеспечительных мер.
Определением от 30.08.2010, вынесенным по заявлению налогового органа, Арбитражный суд Республики Коми отменил обеспечительные меры, принятые определением суда от 30.03.2010 по делу N А29-1642/2010.
При таких обстоятельствах Инспекция обоснованно исходила из того, что в данном случае обеспечительная мера была направлена, в том числе, и на совершение налоговым органом действий, связанных с проведением зачета пеней, следовательно, запрет существовал до вынесения судом первой инстанции определения от 30.03.2010 об отмене обеспечительной меры.
Суды установили, что обеспечительные меры отменены судом 30.08.2010, следовательно, срок на принудительное взыскание пеней во внесудебном порядке истекает 13.10.2010. Поскольку оспариваемое решение о зачете принято Инспекцией 29.09.2010, суды пришли к обоснованному выводу, что меры по принудительному исполнению требования от 25.02.2010 N 874 налоговый орган принял в пределах сроков, установленных действующим законодательством.
Выводы судов основаны на материалах дела и не противоречат им.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов.
Согласно статье 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.
Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).
Как следует из материалов дела и установили суды, на основании вступивших в законную силу судебных актов по делу N А29-1642/2010 решение Инспекции от 24.12.2009 N 12-37/40 оставлено в силе в части доначисления 538 677 рублей НДФЛ, а также в части доначисления и предложения уплатить 423 713 рублей 62 копеек пеней и 10 773 рублей 54 копеек штрафа по данному налогу.
На день проведения налоговым органом зачета ООО "ЛКП "Астромед" пени не уплатило.
В связи с тем, что впоследствии Общество перечислило 1 030 822 рубля в счет уплаты НДФЛ, у него образовалась переплата в сумме 492 145 рублей (1 030 822 - 538 677).
28.09.2010 ООО "ЛПК "Астромед" обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате на расчетный счет налогоплательщика излишне уплаченных (взысканных) налоговых платежей.
Инспекция произвела зачет 423 713 рублей 62 копеек переплаты по НДФЛ в счет погашения задолженности по пеням, начисленным на основании решения, вынесенного по результатам выездной налоговой проверки.
Оставшаяся сумма переплаты - 68 431 рубль 38 копеек - возвращена на расчетный счет Общества на основании решения о возврате от 29.09.2010 N 15740.
Извещениями от 29.09.2010 N 19540 и 19539 налоговый орган уведомил налогоплательщика о зачете указанной суммы переплаты по НДФЛ в счет образовавшейся задолженности по уплате пеней по этому же налогу, а также о возврате излишне уплаченных сумм НДФЛ.
На основании изложенного, а также учитывая, что зачет оспариваемых сумм переплаты по НДФЛ произведен Инспекцией с КБК 18210102021011000110 (налог) в счет задолженности по НДФЛ на КБК 18210102021012000110 (пени), суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания данного зачета незаконным.
При этом суды обоснованно отклонили довод ООО "ЛКП "Астромед" о неполучении им оспариваемого решения о зачете, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08.02.2007 N 381-О-П, в НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом. Налоговый орган в таких ситуациях самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога.
Наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, то есть без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика, произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога. Закрепляющий это полномочие пункт 7 статьи 78 НК РФ направлен на защиту прав не только государства или иного публично-правового образования, но и самого налогоплательщика, поскольку исключает дальнейшее начисление пеней, применение налоговых санкций и мер принудительного характера.
Факт получения извещения о принятом налоговым органом решении о зачете от 29.09.2010 N 19540 заявитель не оспаривает.
Доводы ООО "ЛКП "Астромед", изложенные в кассационной жалобе, основаны на ошибочном толковании норм материального права. Кроме того, доводы, изложенные в жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Основания для признания недействительным оспариваемого решения Инспекции отсутствуют.
Нормы материального права суды применили правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено. Кассационная жалоба Общества удовлетворению не подлежит.
В соответствии со статьей 110 АПК РФ государственная пошлина с кассационной жалобы в сумме 1000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 16.08.2011 N 657, подлежит отнесению на ООО "ЛКП "Астромед", а излишне уплаченная государственная пошлина в сумме 1000 рублей, уплаченная по платежному поручению от 09.08.2011 N 623 - возврату из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 НК РФ.
Руководствуясь статьями 287 (пунктом 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 25.05.2011 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 15.07.2011 по делу N А29-1607/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лечебно-консультативная поликлиника "Астромед" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Лечебно-консультативная поликлиника "Астромед".
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Лечебно-консультативная поликлиника "Астромед" из федерального бюджета государственную пошлину по кассационной жалобе в сумме 1000 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 09.08.2011 N 623.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Д.В. Тютин |
Судьи |
И.В. Чижов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Извещениями от 29.09.2010 N 19540 и 19539 налоговый орган уведомил налогоплательщика о зачете указанной суммы переплаты по НДФЛ в счет образовавшейся задолженности по уплате пеней по этому же налогу, а также о возврате излишне уплаченных сумм НДФЛ.
На основании изложенного, а также учитывая, что зачет оспариваемых сумм переплаты по НДФЛ произведен Инспекцией с КБК 18210102021011000110 (налог) в счет задолженности по НДФЛ на КБК 18210102021012000110 (пени), суды пришли к правильному выводу об отсутствии оснований для признания данного зачета незаконным.
При этом суды обоснованно отклонили довод ООО "ЛКП "Астромед" о неполучении им оспариваемого решения о зачете, поскольку согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08.02.2007 N 381-О-П, в НК РФ закреплено право налогоплательщика на своевременный возврат излишне уплаченной суммы налога или ее зачет в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, за исключением случаев, когда у налогоплательщика имеется недоимка по налогу или иная задолженность перед бюджетом. Налоговый орган в таких ситуациях самостоятельно направляет сумму излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки и иной задолженности в целях обеспечения конституционной обязанности налогоплательщика по уплате законно установленного, но вовремя не уплаченного налога.
Наделение налоговых органов полномочием самостоятельно, то есть без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика, произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам не может рассматриваться как нарушающее справедливый баланс публичных и частных интересов, поскольку позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога. Закрепляющий это полномочие пункт 7 статьи 78 НК РФ направлен на защиту прав не только государства или иного публично-правового образования, но и самого налогоплательщика, поскольку исключает дальнейшее начисление пеней, применение налоговых санкций и мер принудительного характера."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 30 сентября 2011 г. N Ф01-4035/11 по делу N А29-1607/2011