Резолютивная часть постановления объявлена 04.10.2011.
(дата изготовления постановления в полном объеме)
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Радченковой Н.Ш.,
судей Александровой О.В., Чигракова А.И.
при участии представителя от заявителя: Шарпатовой Т.А. (доверенность от 08.11.2010),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу заинтересованного лица - администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" на решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.04.2011, принятое судьей Лежниным В.В., и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011, принятое судьями Захаровой Т.А., Смирновой И.А., Протасовым Ю.В., по делу N А38-4127/2010 по заявлению Союза потребительских обществ Республики Марий Эл о признании незаконным решения администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" и установил:
Союз потребительских обществ Республики Марий Эл (далее - Союз потребительских обществ, Марпотребсоюз) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о признании незаконным изложенного в письме от 16.11.2010 N 2111 решения администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" (далее - Администрация, орган местного самоуправления) об отказе в предоставлении в собственность земельного участка общей площадью 3054 квадратных метра, кадастровый номер 12:17:0112003:4, расположенного по адресу: Республика Марий Эл, город Козьмодемьянск, улица Лихачева, дом 32; и об обязании Администрации подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка и направить его в двухнедельный срок со дня принятия судебного решения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" (далее - Комитет, КУМИ по г. Козьмодемьянску).
Решением суда от 21.04.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением апелляционного суда от 04.07.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Администрация не согласилась с принятыми по делу судебными актами и обратилась в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить.
По мнению Администрации, Союзом потребительских обществ необоснованно запрошена большая площадь участка, чем это необходимо для эксплуатации принадлежащих заявителю объектов недвижимости, расположенных на участке. Письмо ОАО "Опытно-конструкторское бюро Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл" без номера и даты является ненадлежащим доказательством по делу.
Подробно доводы Администрации изложены в кассационной жалобе.
Представитель Марпотребсоюза в судебном заседании возразил против доводов кассационной жалобы.
Администрация, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в судебное заседание не направила.
Законность принятых Арбитражным судом Республики Марий Эл и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Федеральным арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельствам о государственной регистрации права от 30.09.2004 Марпотребсоюзу принадлежат на праве собственности объекты недвижимости: нежилое здание - контора, литер Б, общая площадь 51,5 квадратного метра (свидетельство серии 12-АА N 0144513), нежилое здание - лаборатория, литер В, общая площадь 15,8 квадратного метра (свидетельство серии 12-АА N 0144514), нежилое здание - основное здание, литеры А, А1, А2, общая площадь - 656,3 квадратного метра (свидетельство серии 12-АА N 0144515). Объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером 12:17:0112003:4, находящемся по адресу: Республика Марий Эл, Горномарийский район, город Козьмодемьянск, улица Лихачева, дом 32. Согласно кадастровому плану земельного участка (выписке из единого государственного земельного кадастра) площадь участка составляет 3054 квадратных метра.
Марпотребсоюз обратился к Администрации и Комитету с заявлением от 30.08.2010 N 58 о предоставлении в собственность за плату данного земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимости.
Письмом от 16.11.2010 N 2111 Администрация информировала Союз потребительских обществ об отказе в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка и предложила заключить договор аренды.
Не согласившись с отказом, Союз потребительских обществ обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным изложенного в письме решения Администрации об отказе в предоставлении в собственность земельного участка и об обязании Администрации подготовить проект договора купли-продажи испрашиваемого земельного участка и направить его в двухнедельный срок со дня принятия судебного решения.
Руководствуясь пунктом 4 статьи 11.9, статьями 29, 33, 35, 36 и 61 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статьей 28 Закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", суды первой и апелляционной инстанций сделали вывод о доказанности необходимости предоставления запрашиваемого земельного участка и о соответствии предоставленных заявителем документов перечню, установленному органом государственной власти.
Рассмотрев кассационную жалобу, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с часть 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной нормы следует, что для признания ненормативных правовых актов недействительными, а действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом. Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений.
Статьей 29 Земельного кодекса установлено, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
В пункте 4 статьи 28 Земельного кодекса предусмотрено, что не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных перечнем (пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса).
Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370 утвержден Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок.
Согласно редакции перечня, действовавшей на момент обращения Союза потребительских обществ, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт земельного участка;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что Союз потребительских обществ приложил к заявлению от 30.08.2010 N 58 о предоставлении в собственность за плату земельного участка, на котором расположены принадлежащие заявителю на праве собственности объекты недвижимости, все необходимые документы. Администрацией в письме от 16.11.2010 N 2111 не было предложено представить недостающие документы.
Также органом местного самоуправления не были представлены в материалы дела доказательства, подтверждающие чрезмерность площади запрашиваемого заявителем участка.
Ссылка Администрации на принятие судом решения на основании ненадлежащего доказательства - письма открытого акционерного общества "Опытно-конструкторское бюро Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Марий Эл" без номера и даты, судом округа отклоняется, поскольку указанное письмо было оценено судами первой и апелляционной инстанции с иными представленными в материалы дела доказательствами в совокупности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судебных инстанциях, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Арбитражный суд Республики Марий Эл и Первый арбитражный апелляционный суд правильно применили нормы материального права и не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривается, поскольку органы местного самоуправления освобождены от ее уплаты в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановил:
решение Арбитражного суда Республики Марий Эл от 21.04.2011 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2011 по делу N А38-4127/2010 оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Городской округ "Город Козьмодемьянск" - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда кассационной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.Ш. Радченкова |
Судьи |
О.В. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно редакции перечня, действовавшей на момент обращения Союза потребительских обществ, к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения (далее - Заявление), прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии иных документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии иных документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 Перечня, к Заявлению прилагается мотивированный отказ в предоставлении информации, выданный в письменной форме органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в связи с отсутствием права на приобретаемый земельный участок, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
6) кадастровый паспорт земельного участка;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством."
Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 5 октября 2011 г. N Ф01-4152/11 по делу N А38-4127/2010